Воспитание нравственности необходимое условие развития человека.
методическая разработка (3 класс) на тему
Духовно - нравственное воспитание школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно - нравственное воспитание | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры»
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние школьники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, чтобы этого не произошло? Может оградить от сложностей окружающего мира, создать «мягкую» среду? Или, наоборот, пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось закалятся?
Но, выход есть, он другой. Он состоит в том, чтобы с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.
Также, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и очень метко оцениваются
различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Следующая форма приобщения детей к культурному наследию - это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 марта» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, частушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со сверстником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основная цель праздничных посиделок - это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно открытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица- красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей.
После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны настоящий праздник сравнить с прошедшим, найти сходства и различия, особенно, если это праздники по народному календарю или обрядовые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способствует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духовности ребёнка через культурное наследие нашего народа.
Следующая форма - посещение музеев. Такие экскурсии являются средством развития чувственного восприятия
современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия - «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом
воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.
Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться
экспонаты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посещению. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посещения музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предметы, отобразить в рисунках свои впечатления.
Экскурсии в музей - это средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса, познавательной активности. Целевые прогулки и экскурсии способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни - это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Приезентация иллюстрирует статью, раскрывающую основные проблемы современного общества, отражающихся на воспитании детей....
Доклад "Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся"
Доклад...
Формирование навыков смыслового чтения как необходимое условие развития метапредметных компетенций.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся началь...
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
Игра как средство воспитания, обучения и развития личности Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом...
Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития высокомотивированной личности обучающихся средствами учебного предмета
Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Агарина Наталья Ивановна, я работаю учителем начальных классов и по совместительству учителем немецкого языка со 2 по 6 класс. Я хотела бы представить ...
Нравственные ценности как вектор развития человека в условиях глобальных вызовов 21 века
Направления современной воспитательной работы в начальной школе....
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.
Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....