Конспект открытого классного часа "Дом под небом голубым"
классный час (4 класс) на тему

Бессонова Наталья Алексеевна

Воспитание патриотических качеств у младших школьников, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования Администрации г. Подольска

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО   КЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Дом под небом голубым»

   Подготовила и провела

  учитель начальных классов:                                                          Бессонова  Н. А.

Подольск, 2015 год.

Цель:  воспитание патриотических качеств у младших школьников, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:  

  1. Расширить знания об исторических фактах времён Великой Отечественной войны.

  1. На примере подвигов   прадедов раскрыть понятие «патриот», воспитывать любовь и уважение к родным и близким людям.

  1. Способствовать формированию у учащихся знаний об истории своей малой родины, интереса к её  изучению.

  1.  Воспитывать чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать.

  1. Воспитывать у младших школьников эмоциональную отзывчивость на события истории родной страны.

  1. Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать, умение слушать окружающих.

  1. Развивать творческие способности  детей.

      8.  Развивать кругозор учащихся.

Учитель:    - Добрый день,   дорогие ребята, уважаемые наши гости!  Сегодняшнюю  встречу я хочу начать стихотворными строками

               Родина  - слова не знаю чудесней,

                 В нем наши сказки и славные были,

                 Дедов далекие грустные песни,

                 Те, что и мы до сих пор не забыли.

                 Родина – это земля у порога,

                 Где ты впервые узнал свое имя.

                Родина – это большая дорога,

                Та, по которой пойдешь ты с другими!

  •  Какое главное слово в  этом   стихотворении?  (Родина)
  •  И это не случайно, ведь разговор пойдёт именно о ней - о нашей Родине, о Мужестве,  о Славе, о Патриотизме.
  • А что для вас значит слово  «Родина»?  (Наша страна Россия, наш дом, семья ,  город и т. д. , учащиеся демонстрируют заранее подготовленные рисунки, в которых выражается для каждого из них смысл  понятия «Родина»).
  • Какие разные рисунки, а значит и  какое  это широкое, вместительное слово «Родина» – это семья, земля, государство, где человек рождается и живёт — это  наш общий «Дом под небом голубым».  Слайд 1.
  • Как вы думаете, от какого слова произошло слово  Родина? (Слово «Родина произошло от слова  «род»).  Слайд 2
  • Как  понимаете значение слова «род»? (  Группа людей, объединённых кровным родством (Родня).
  • Подберите и назовите как можно больше слов с корнем «род». Слайд 3.
  • (Варианты:  Родина, родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, родинка, родной и др.)
    РОДИТЕЛИ – отец и мать.
    РОДИЧ– родственник, член рода.
    РОДНЯ – родственники.
    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
    РОДИНА – это  Отечество, страна, где родился  человек.

Ученик 1:   Российская Федерация — самая большая страна в мире. Протяжённость государственной границы составляет  около 61 тысячи километров. Площадь более 17 миллионов квадратных километров.  

Это 12 часовых поясов.

Наша страна граничит с 16 государствами.    Слайд 4.

Ученик 2.            Россия…                                Слайд 5.

                                 Как из песни слово,

                                 Берёзок юная листва,

                                 Кругом леса, поля и реки,

                                 Раздолье, русская душа-

                                Люблю тебя, моя Россия!

                                За ясный свет твоих очей,

                                 За ум, за подвиги святые,

                                 За голос звонкий, как ручей.

                                Люблю, глубоко понимаю

                                 Степей задумчивую грусть,

                                Люблю всё то, что называют

                                Одним широким словом РУСЬ.

 

 Ученик 3.           Здесь тёплое поле напоено рожью,

                             Здесь плещутся зори в ладонях лугов

                             Сюда златогривые ангелы Божьи

                              По лучикам света сошли с облаков

                             И землю водою святой оросили

                             И синий простор осенили крестом

                             И нет у нас Родины , кроме России,

                                    Здесь мама, здесь храм,

                                    Здесь отеческий дом          

Учитель:  Да, Россия огромна и прекрасна, и  чтобы хорошо изучить её понадобится много времени, а вот свою родную сторонку человек знает и любит с рождения.

  • Что вы можете рассказать о своей  малой родине?

 Ученик 1:  Наш город Подольск раскинулся по берегам реки Пахры. Это крупный промышленный и культурный центр Московской области. Образован из села Подола. Статус города получил в 1781 году.  Слайд 6.

Ученик 2: Достопримечательностями города являются православные святыни: Свято-Троицкий собор, Воскресенская церковь,  Георгиевская церковь,  Знаменская  церковь в Дубровицах. усадьба Ивановское, современный ледовый дворец «Витязь», памятники воинской славы защитникам Родины.  Слайды 7, 8.

 Ученик 3:

Гимн города ПОДОЛЬСКА
Сл. А. Антоновский

Славься, город наш прекрасный!
Славься, наш Подольск родной!
Ты сияешь славой ратной
Рядом с матушкой Москвой!
Ты в годины лихолетья
На пути врагов стоял
И не раз в огне сражений
Град престольный отстоял


Твой рабочий чудо-мастер
В космос корабли послал
И семье простой российской
Швейную машину дал.

Ты стоишь в зените славы
Над рекою над Пахрой
И в величие державы
Вносишь вклад весомый свой.

Живи, Подольск! Дерзай, Подольск!
Храни свои святыни,
Ты вечный страж, ты город наш
Ты верный сын России!

Учитель: О Родине народ сложил много пословиц и поговорок. Посмотрим, знаете ли вы их. Проведём игру «Собери пословицу». На ваших партах лежат конверты. В зелёном -начало пословицы, в жёлтом- продолжение. Восстановите пословицы и поговорки. (Дети выполняют задание, затем читают пословицы и объясняют их смысл).  Слайды  9, 10, 11.

 Пословицы о Родине:

Родной край -сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина -  мать, чужбина — мачеха.

Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.

Родная земля и в горсти мила.

На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной — всю жизнь.

Родину — мать учись защищать.

Для Родины своей — ни сил, ни жизни не жалей.

Герой — за Родину горой.

Русский солдат — не знает преград.

Москва — всем городам мать.

Кто в Москве не бывал — красоты не видал.

Учитель:   Что объединяет все пословицы? (Любовь к Родине, её красота, бережное отношение к своей стране, готовность защищать).

   Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.

Звучит музыка, учащиеся исполняют танец  «Моя Россия». Слайды 12, 13.

После танца в зале появляется Маленький Принц.

Маленький Принц:   Здравствуйте, люди!  Я слышал, что вы говорили об удивительном слове «Родина». Прекрасная музыка привела меня в этот зал.  

Послушайте, а вы не видели моего друга Антонуана де Сент-Экзюпери?

Слайд 14.

Учитель:  Ребята, вы догадались, кто к нам пришёл?  

 

Дети:   Это  Маленький Принц — герой сказки Антонуана де Сент-Экзюпери.

Учитель: Но как сказать ему, что его друг писатель погиб, защищая Родину?!

К Маленькому Принцу подходят учащиеся.

Ученик 1 : Понимаешь, Маленький Принц, твой друг - настоящий патриот.

Маленький Принц:  Патриот?! А что значит — патриот?

Ученик 2:  Патриот — тот, кто любит свое Отечество, свою Родину, предан своему народу.

Ученик 3: Патриот -   готов  защищать свою Родину, идти на  жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины,  и вовсе не всегда это  обязательно с оружием в руках - только в случае сильной опасности.  

Ученик 4:  Настоящий патриот знает и принимает  историю своей страны.

Ученик 5: Знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Наш Российский флаг бело-сине-красный.

Белый-благородство и откровенность;

Синий- верность,честность;

Красный-мужество, отвага и любовь.

Ученик 6:  Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем, бережно обращаться с ее дарами.

Ученик 7:   Патриот - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной.

Маленький Принц: Да, я понял, патриот — это хороший человек.  Именно таким я знаю своего друга.  Но всё же, может быть, вы мне поможете его найти.

Учитель: Ребята, мы обязаны всё объяснить Маленькому Принцу.

К Маленькому Принцу подходят учащиеся.

Ученик 1: Знаешь, была война. Он ведь был военным лётчиком. Однажды он отправился в полёт и не вернулся.

 Маленький Принц: Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?

Ученик 2: Земля — планета непростая.

Война - это конфликт внутри государства или между государствами, который сопровождается вооружёнными действиями.

Ученик 3:  Войны выгодны были королям, они получали новые земли, а казна пополнялась  золотом.

Ученик 4:  В 20 веке  появился страшный человек — фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил  людей, способных только истреблять и в 1939 году начал жестокую войну-  с захвата Европы.

Ученик 5: Маленький Принц, твой друг писатель Сент - Экзюпери очень любил свою землю,  и поэтому 31 июля 1944 года  отправился в разведывательный полёт над Средиземным морем. Выполняя боевое задание, он трагически погиб.

Ученик 6:  В 1941 году фашисты напали на Советский Союз. Великая Отечественная война продолжалась 4 года. Это голод, взрывы и разруха.

И только великая любовь к Родине помогла  выстоять и победить врага.

Ученик 7:  В Великой Отечественной войне, защищая нашу Родину,

мужественно сражались наши прадеды. Многие  полегли на полях сражений.

Ученик 2:  Наш город чтит память о подвиге Подольских курсантов, которые в 1941 году  вместе с 43-й Армией обороняли подступы к Москве. Слайд 15.

Ученик 3: Они уничтожили около 5000 тысяч немецких солдат и офицеров, подбили и вывели из строя около 100 танков, потеряв при этом почти 2500 человек.

Ученик 4:  В парке нашего  города находится памятник легендарному лётчику -  Герою Советского Союза  Виктору Талалихину., который погиб в воздушном бою около Подольска.  Слайд 16.

Ученик 7:  Всего погибло около 40 миллионов советских людей.

Но есть и те, которые, пройдя боевые сражения вернулись с победой в родной дом.

В центр зала выходят заранее подготовленные учащиеся.

Ученик 1:      (Ильина Вероника)  Слайд 17.

      Моего прадедушку зовут  Станислав Егорович. Он родился в посёлке имени Кирова, Дзержинского района на Украине. Когда началась война, ему было 11 лет. С трепетом в душе вспоминает прадедушка, как в одну из ночей к ним в дом вошли немцы. Всю семью выгнали на кухню, а сами разместились по дому. Много страха и ужаса пришлось пережить в те дни.

       Рядом с деревней располагалась продовольственная база, ограждённая колючей проволокой. Немцы передвигались к Туле, загружая продуктами машины. Рискуя жизнью, дедушка запрыгивал в машины и добывал еду.

Побороть голод и выжить в военные годы помогли корова и свинья, которых держали его родители.

     Годы войны - тяжёлое испытание для народа. Мы должны беречь мир!

Ученик 2 (Коптелова Екатерина)  

   В нашей семье бережно хранят память о моих прадедах — Федине Иване Кузьмиче    и   Петряевом Фёдоре  Ивановиче.    Слайд 18.                    .  

   Прадедушка Иван родился  11 мая 1911 года в Ульяновсой области, Алатырском районе, в  селе Хмелёвка.  Во время войны он трудился на медеплавательном комбинате, выпуская продукцию стратегического назначения: оружие, взрывчатку. Стал почётным работником. Удостоен орденами и медалями.  

  Прадед Фёдор  родился 16 августа 1918 года в селе Дроняево Курской области. прошёл всю Великую Отечественную Войну. Он был очень мужественным и отважным.     Слайд 19.

     До войны работал в Москве на Манежной площади регулировщиком.  Часто сопровождал въезд и выезд Сталина в Кремль.

    На фронт прадеда призвали в самом начале войне, ему было 23 года. Формировали в Подольске. Он попал в 5 армию и был танкистом. В июле 1942 года участвовал в сражении под Воронежом.  Тогда наша армия несла огромные потери  и отступала, немецкая армия и танки были сильнее. Танк прадедушки пробили и он загорелся. Водителя танка убило, командира ранило, а прадедушка обгорел. Но он успел выскочить из танка и спрятался в окопе. Бой был страшный. Горело всё: и земля, и небо, всё было в дыму и гари. Когда бой утих, немцы шли проверять убитых и раненых. Прадедушку забрали в плен. Он нёс на себе раненого командира. Затем всех пленных отправили пешком в город Гомель в Белоруссию. Там их держали в большом сарае. Через месяц прадедушка и ещё трое пленных сделали подкоп и сбежали. Шли к своим ночами.  Ели, что придётся, прятались, как могли. Территория была оккупирована немцами. Часто помогали им простые люди. Иногда в дом, где они прятались приходили немцы, стреляли из автомата по сторонам. Прадедушка говорил, что ему помогал спасаться, Господь Бог.

     В конце декабря 1942 года прадедушка Фёдор добрался до своих, до города Подольска, откуда направляли его на фронт.

     В Подольске было очень много народа, но все  одеты кое-как и кое в чём: на ногах вместо сапог намотаны тряпки, кто укутан одеялом. Зима, холод,. Все люди уставшие, некоторые раненые.

    Пройдя все трудности и испытания прадедушка остался верен своей Отчизне.  За заслуги перед Родиной награждён орденами и медалями. Он настоящий патриот!

Ученик 3:

Лебедева Алина

Ученик 4:                      Мосягина Любовь Николаевна

   «Прадедушка»

На фотографии бравый солдат:
На серой шинели награды висят,
Винтовка в руках прижата к груди,
Звездочка в шапке блестит посреди.

Взгляд его строгий, и даже суров,
Красное знамя висит за спиной.
Стоят полевые цветы на окне,
И солнечный зайчик на белой стене.

Прадед был сильным и смелым бойцом.
Любим мы слушать рассказы о нем :
Как Родину – Мать от врага защитил,
Мирное небо он нам подарил.

На фотографии дед написал:
«Победу над злом наш народ одержал!
Помните, дети и внуки мои,
Не забывайте героев войны».

Прадед, мы все благодарны тебе:
За Мир, за Победу, Свободу в стране,
За то, что в счастливое время живём,
И только счастливые песни поём.

Прадедушка был советский солдат,
Путь фронтовой удостоен наград,
Нам завещал – дух боевой.
Прадедушка наш- мы гордимся тобой!

   В исполнении учащихся звучит песня «Прадедушка».

Маленький Принц:  Я понял, что такое война. Это страшно  и жестоко. Но я  хочу , чтобы на такой прекрасной планете - Земля и в такой удивительной стране — Россия царил только мир, гармония  и спокойствие.

 Люди,  согрейте Землю  теплом своих ладоней и берегите голубое небо на этой прекрасной планете!  Будьте счастливы, люди, а мне пора возвращаться.!

Учащиеся прикрепляют аппликации своих ладошек вокруг земного шара.

Учитель: В этом году наша страна отмечает 70-летие со дня Великой Победы! А в канун  праздника  - Дня Защитника Отечества я хочу пожелать нашим мальчикам только мирной службы, чтобы недруг никогда не перешёл границы нашей страны. Пусть ярче сияет солнце и звонче поют птицы!

Мальчики исполняют песню   «Служить России»

Поздравление мальчикам от девочек:  (читают стихи)

С Днем защитника, ребята,
Будьте сильными всегда,
Словно бравые солдаты,
Вы идите сквозь года.

Пусть вам будет веселее
С каждым мигом, с каждым днём,
В мире нет парней смелее,
Пусть же вам везет во всём.

Пусть сопутствует удача,
Пусть приходит к вам успех,
В каждом дне пусть, не иначе,
Будет счастье, радость, смех!

Учитель:   Дети, сегодня мы много говорили о нашей Родине, о мужестве, о Славе, о  патриотизме. Какой вывод вы сделали? (Ответы детей)

Учитель:   Об этом говорят слова композитора  Николая  Когана:    Слайд 20.

 «Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете              

 Второй такой не отыщу»

Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Ученик 1:

 Живут в России разные народы с давних пор.

 Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

 У каждого народа язык свой и наряд.

 Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.

 Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.

 Одним – милее осень, другим - милей весна,

 А Родина Россия у нас у всех одна.

Ученик 2:

Величальная Родине

М. Пляцковский

Самой лучшей, самой звонкой песней

Я прославить Родину хочу.

В целом мире нет её чудесней,

Ей любое дело по плечу.

В Ялте — жаркий день,

в Норильске — вьюга,-

Вот какой страны моей размах!

Но она — от севера до юга —

В наших умещается сердцах.

 

И недаром видит вся планета,

И недаром видит вся земля,

Сколько людям праздничного света

Дарят звёзды древнего Кремля.

 

Будем Родиной своей гордиться,

Будем ей одной всегда верны.

Солнечные, яркие страницы

Впишем в биографию страны

 Учащиеся исполняют песню  «Это ты, Родина моя»  Слайд 21.

Учитель:   Любите, цените, будьте преданны нашей России, помните:  Патриотом нельзя родиться! Патриотом надо стать!    Слайд 22..

                                                       

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"

Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»

Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

конспект открытого классного часа "9 мая- день победы"

Материал для открытого классного часа по теме "9 мая- День ПОБЕДЫ". Предназначен для учеников 2-4 классов....

Конспект открытого классного часа с презентацией на тему "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир"

Конспект открытого классного часа с презентацией на тему "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир"...