Классный час "Наша Родина-Россия.Государственная символика." 3 класс
классный час (3 класс) на тему

Пузанова Елена Юрьевна

Цели: воспитание у детей чувства патриотизма и  уважительного отношения к государственным символам России – флагу, гербу, гимну, воспитание любви к Родине, расширить знания учащихся об истории возникновения государственных символов; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_klassnogo_chasa_po_teme_nasha_rodina-rossiya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по теме:

«Наша Родина – Россия. Государственная символика».

3 класс.

Учитель:  Пузанова Е.Ю.

 Цели: воспитание у детей чувства патриотизма и  уважительного отношения к государственным символам России – флагу, гербу, гимну, воспитание любви к Родине, расширить знания учащихся об истории возникновения государственных символов; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, магнитофон, запись гимна  Российской Федерации, записи песен народной музыки.

                                        Ход занятия.

1.Вступление.  Учитель сообщает тему и цели урока.

(Тихо звучит мелодия народной песни)

Учитель:  И поля цветут, и леса шумят,

                   И лежат в земле груды золота,

                   И со всех концов света белого,

                   Про тебя идёт слово громкое,

                   И уж есть за что, Русь могучая,

                   Полюбить тебя,

                   Назвать матерью.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Чем богата Россия? Почему поэт называет Россию – матерью? А Отечеством? Чем гордится каждый россиянин? (ответы детей)

2. Основная часть.

Учитель: давайте проверим ваши ответы. Прочитайте отрывок из текста К.Д.Ушинского

«Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком и всё для нас родное; а матерью – потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина…»

Учитель: Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос. Кто что узнал о нашей стране?

Ученик: В России более тысячи городов. Есть города – миллионники: Москва, Санкт – Петербург, Самара, нижний Новгород. Реки: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга – 5  из 22 главных рек земного шара.

Ученица:  В России растёт самый большой лес на земле – это четверть всех лесных запасов планеты. В России проживают люди разных национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы, чуваши, хакасы, и другие.

Учитель: Какие чувства вызывают у вас эти факты? (ответы детей)

                        Я - русский человек, и русская природа

                        Люба мне, и я её пою.

                        Я – русский человек, сын своего народа,

                        Я с гордостью гляжу на Родину мою.

В народе есть пословицы: «Нет в мире краше Родины нашей», «Везде хорошо, но милее Родины нет». Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(высказывания ребят)

В каждой стране существуют свои главные правила – законы. Основной закон страны – Конституция. Последняя была принята 12 декабря 1993 года. В Конституции записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны. Как и все государства в мире, Россия имеет отличительные знаки, государственные символы – флаг, герб и гимн.

Ученик 1:       Различным образом державы

                        Свои украсили гербы.

                        Вот леопард, орёл двуглавый

                        И лев, встающий на дыбы.

                        Таков обычай был старинный,

                        Чтоб с государственных гербов

                        Грозил соседям лик звериный

                        Оскалом всех своих зубов.

                        Где львов от века не бывало,

                        С гербов свирепо смотрят львы

                        Или орлы, которым мало

                        Одной орлиной головы!

Учитель: А что такое герб?  Что изображено на гербе России? Знаете ли вы историю его возникновения?

Ученик 2: Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Ученик 3: У нас очень красивый герб. На фоне щита красного цвета – золотой двуглавый орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Две головы у орла говорят о необходимости обороны со стороны запада и востока. Три короны обозначают кровное братство трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Правой лапой орёл сжимает скипетр – золотой жезл, знак царской власти. В его левой лапе – держава. Это золотой шар с крестом наверху.

Ученик 4: На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – святого Георгия Победоносца на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он поражает чёрного змея (символ зла). Верный конь топчет змея копытами.

Учитель: Кто знает, на гербе какого российского города изображён Георгий Победоносец? (на гербе Москвы) Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика. Российский герб символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом. Герб можно увидеть на границе, на монетах, денежных знаках страны, печатях, паспортах, государственных наградах, документах. Ещё один важный символ – это флаг.

Что вы знаете о нём?

Ученик 5: Флаг состоит  из трёх полос одинаковой ширины. Трёхцветный флаг России был утверждён первым российским императором Петром I. Бело – сине - красный флаг имеет символические обозначения.

Белый – означает мир, чистоту совести, синий – небо, верность, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины, символ жизни. Ведь не зря цвет первых стягов был красным. На Руси всё самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная  площадь).

Ученик 6: В бою знамя воинской части оберегают как большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, то воинская часть расформировывается как опозоренная. Российский флаг можно увидеть над правительственными зданиями, на автомобилях послов, на спортивных соревнованиях при награждении, в торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинскую честь и чтят как святыню.

(Звучит государственный гимн, дети встают и слушают).

Учитель: Теперь поговорим о гимне. Что вы узнали о нём? Почему мы встали, слушая гимн?

Ученик 7: Гимн – это торжественная песня, славящая кого–либо. При исполнении гимна люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, при подъёме Государственного флага, при вручении наград.

Учитель: Совершенно верно. Добавлю, слово «гимн» образовано от греческого «гимнос», что означает «вдохновение, торжественная песня». Музыку гимна написал А.В.Александров, стихи С.В.Михалков.

Современные герб, гимн и флаг, принятые 25 декабря 2000 года, означают независимость России и её международное признание. По законам нашей страны, надругательство над государственными символами влечёт за собой ответственность и наказание. Символом государства является и президент нашей страны. Это глава государства, он избирается путём всеобщего тайного голосования гражданами РФ сроком на 4 года.      

3. Итог.

Учитель: Сегодня на уроке мы прикоснулись к прошлому и настоящему нашего Отечества, частью которого является государственная символика. И в заключение нашего урока послушайте стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».

Ученик:          Берегите Россию-

                        Нет России другой.

                        Берегите её тишину и покой,

                        Это небо и солнце,

                        Это хлеб на столе

                        И родное оконце

                        В позабытом селе…

                        Берегите Россию-

                        Без неё нам не жить,

                        Берегите её,

                        Чтобы вечно ей быть

                        Нашей правдой и силой,

                        Всею нашей судьбой.

                        Берегите Россию-

                        Нет России другой!                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....

Презентация к классному часу "Великой Победе посвящается...", 3 класс

В презентации представлены слайды о Великой Отечественной войне, о детях войны, о юных героях-партизанах....

Презентация к классному часу "Вперёд к победе". 2 класс

Презентация посвящена Универсиаде 2013 года в г. Казани....

Классный час (с наглядным материалом) 1 класс "Откуда берутся ГРЯЗНУЛЬКИ?"

Заочное путешествие - игра (с наглядным материалом). На пути вас ждет станция Грязнулька, город Лентяйск, станция Угадай-ка и город Чистоты и Порядка. В добрый путь......

Классный час "Блокадный хлеб" 4 "Б" класс, классный руководитель: Шериева З.А

Тема классного часа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. Подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"...