Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа на тему
Основная цель полного четырёхлетнего курса развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» состоит в том, чтобы формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; развивать речь, мышление в ходе таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 496 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Основная цель полного четырёхлетнего курса развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» состоит в том, чтобы формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; развивать речь, мышление в ходе таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и возможностях своего интеллекта.
Программа.
Систематический курс развивающих занятий «Развитие познавательных способностей» включает в себя 4 темы:
- Развитие воображения;
- Развитие памяти;
- Развитие внимания;
- Развитие мышления.
Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в деятельности младших школьников.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом. Развитие воображения способствует формированию общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата. Обеспечивается за счёт игр на перевоплощение, «Мозаика», «Зашифрованный рисунок», складывание узоров по образцу и по памяти.
Развитие визуальной, аудиальной, тактильной памяти (увеличение объёма, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память) обеспечивается за счёт упражнений на запоминание различных предметов, игр: «Внимательный художник», «Найди отличия», и др.
Развитие внимания (устойчивости, повышения объёма, переключения, навыков самоконтроля, произвольности) формируется в ходе игр: «Внимательный художник», «Точки», «И мы …», «Запутанные дорожки» и др.
Развитие мышления способствует развитию умения анализировать, строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Переход от наглядно – действенного мышления к абстрактно – логическому осуществляется с помощью упражнений на сравнение, группировку, обобщение и при проведении игр: «Исключи лишнее», «Продолжи закономерность», «Продолжи числовой ряд» и др.
Программа курса «Развитие познавательных способностей» рассчитана на 33 занятия (в первом классе) и 34 занятия в остальных классах (одно занятие в неделю).
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Предполагаемые результаты:
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная, с зачетом по четвертям.
Формы контроля ЗУН учащихся: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Используемая литература:
1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших
школьников. Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2007.
2. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М.: Книголюб, 2007.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. М.: Росткнига, 2008.
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
1 КЛАСС
№ занятия | Сроки проведения | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Построение предметов, штриховка (вводный урок). | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение предметов, виды штриховок. | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение аэродрома. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение маяка. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение реактивного самолёта. | |
6 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение Красной площади. | |
7 | Совершенствование воображения. Построение гусеницы. | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение соловья. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение спец. машины «Скорая помощь». ЗАЧЕТ. | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение кареты. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение коляски. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение трамвая. | |
13 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение домика для зайчат. | |
14 | Совершенствование воображения. Построение лесной полосы и самолёта на ней. | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение космического летательного Аппарата. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение тематической картинки «Зимние забавы». ЗАЧЕТ. | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение трактора с прицепом. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение паровоза с вагонами. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение электрокара. | |
20 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение электромобиля. | |
21 | Совершенствование воображения. Построение метро. |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение микроавтобуса. | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение космического корабля. | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение подъёмного крана. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение бабочки. | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение тематической картинки «Царевна-лягушка». ЗАЧЕТ. | |
27 | Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение сюжетной картинки «Баба-Яга». | |
28 | Совершенствование воображения. Построение сюжетной картинки «Грибы». | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение букета цветов. | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение жилого дома. | |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение корабля. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение робота. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение вертолёта. ЗАЧЕТ. |
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
2 КЛАСС
№ занятия | Сроки проведения | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. | |
3 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
6 | Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать. | |
7 | Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы буквенно-цифровые. | |
8 | Развитие логического мышления. Развитие способности рассуждать | |
9 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. ЗАЧЕТ. | |
10 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. | |
13 | Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. | |
14 | Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
15 | Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. ЗАЧЕТ. | |
17 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
20 | Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать. | |
21 | Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Развитие способности рассуждать. |
22 | Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания. | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
24 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. ЗАЧЕТ. | |
27 | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. | |
28 | Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
29 | Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания. | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Тест № 1. | |
31 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Тест № 2. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. | |
34 | Поиск закономерностей. Тест № 3. ЗАЧЕТ. |
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
3 КЛАСС
№ занятия | Сроки проведения | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
3 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
6 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
7 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
8 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
10 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
13 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
14 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
15 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
17 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
20 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
21 | Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Логически-поисковые задания. |
22 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
24 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
27 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
28 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
31 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
34 | Поиск закономерностей .Нестандартные задачи. |
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
4 КЛАСС
№ занятия | Сроки проведения | Развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
3 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
6 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
7 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
8 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ. | |
10 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
13 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
14 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
15 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ. | |
17 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
20 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
21 | Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Логически-поисковые задания. |
22 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
24 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ. | |
27 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | |
28 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы. | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
31 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. | |
34 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....
Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...