Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа на тему

Гатауллина Ильмира Минегалиевна

     Основная цель полного четырёхлетнего курса развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» состоит в том, чтобы формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; развивать речь, мышление в ходе таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc496 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Пояснительная записка.

     Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.     

     Основная цель полного четырёхлетнего курса развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» состоит в том, чтобы формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения; формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации; развивать речь, мышление в ходе таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

      Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные условия для развития у детей   познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и возможностях своего интеллекта.

                           

   Программа.

     Систематический курс развивающих занятий «Развитие познавательных способностей» включает в себя 4 темы:

  • Развитие воображения;
  • Развитие памяти;
  • Развитие внимания;
  • Развитие мышления.

     Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в деятельности младших школьников.

     Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, не только значительно углубляет  и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом. Развитие воображения способствует формированию общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата. Обеспечивается за счёт игр на перевоплощение, «Мозаика», «Зашифрованный рисунок», складывание узоров по образцу и по памяти.

     Развитие визуальной, аудиальной, тактильной памяти (увеличение объёма, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память) обеспечивается за счёт упражнений на запоминание различных предметов, игр: «Внимательный художник», «Найди отличия», и др.

     Развитие внимания (устойчивости, повышения объёма, переключения, навыков самоконтроля, произвольности) формируется в ходе игр: «Внимательный художник», «Точки», «И мы …», «Запутанные дорожки» и др.

     Развитие мышления способствует развитию умения анализировать, строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Переход от наглядно – действенного мышления к абстрактно – логическому осуществляется с помощью упражнений на сравнение, группировку, обобщение и при проведении игр: «Исключи лишнее», «Продолжи закономерность», «Продолжи числовой ряд» и др.

     Программа курса «Развитие познавательных способностей» рассчитана на 33 занятия (в первом классе) и 34 занятия в остальных классах  (одно  занятие в неделю).

     В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.

     Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

                            Предполагаемые результаты:

  • развитие основных мыслительных способностей учащихся;
  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
  • развитие речи;
  • становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • высокая степень познавательной активности учащихся.

       Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная, с зачетом по четвертям.

        Формы контроля ЗУН учащихся: выполнение тестовых заданий, диагностика.

 Используемая литература:

   1.   Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших          

         школьников. Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2007.

2.   Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М.: Книголюб, 2007.

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. М.: Росткнига, 2008.

ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

1 КЛАСС

№ занятия

Сроки

проведения

Развиваемые способности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Построение предметов, штриховка (вводный урок).

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение предметов, виды штриховок.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение  аэродрома.

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение  маяка.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Построение реактивного самолёта.

6

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение Красной площади.

7

Совершенствование  воображения. Построение гусеницы.

8

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение соловья.

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение  спец. машины «Скорая помощь».

ЗАЧЕТ.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение   кареты.

11

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   коляски.

12

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  трамвая.

13

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение  домика для  зайчат.

14

Совершенствование  воображения. Построение  лесной полосы и самолёта на ней.

15

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение  космического летательного

Аппарата.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение   тематической картинки «Зимние забавы».

ЗАЧЕТ.

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение   трактора с   прицепом.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   паровоза с вагонами.

19

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  электрокара.

20

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение  электромобиля.

21

Совершенствование  воображения. Построение  метро.

22

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение  микроавтобуса.

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение   космического корабля.

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение   подъёмного крана.

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   бабочки.

26

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  тематической  картинки «Царевна-лягушка».

ЗАЧЕТ.

27

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей.

Построение  сюжетной картинки «Баба-Яга».

28

Совершенствование  воображения. Построение  сюжетной  картинки «Грибы».

29

Развитие логического  мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение  букета цветов.

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Построение   жилого дома.

31

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Построение  корабля.

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Построение   робота.

33

Тренировка  зрительной  памяти. Развитие мышления.

Построение  вертолёта.

ЗАЧЕТ.

ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

2 КЛАСС

№ занятия

Сроки

проведения

Развиваемые способности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания.  Логически-поисковые задания.

Развитие способности рассуждать.

3

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

4

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие способности рассуждать.

5

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

6

 Поиск закономерностей.

Развитие способности рассуждать.

7

Совершенствование  воображения. Задания с использованием спичек.

Ребусы буквенно-цифровые.

8

Развитие логического  мышления. Развитие способности рассуждать

9

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

ЗАЧЕТ.

10

Тренировка внимания.  Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

11

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

12

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие способности рассуждать.

13

Поиск закономерностей.

Развитие аналитических способностей.

14

Совершенствование  воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы.

15

Развитие логического  мышления. Логически-поисковые задания.

16

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие способности рассуждать.

ЗАЧЕТ.

17

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

18

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие способности рассуждать.

19

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

20

Поиск закономерностей.

Развитие способности рассуждать.

21

Совершенствование  воображения. Задания с использованием спичек. Развитие способности рассуждать.

22

Развитие логического  мышления. Логически-поисковые задания.

23

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

24

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

25

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие способности рассуждать.

26

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

ЗАЧЕТ.

27

 Поиск закономерностей.

Логически-поисковые задания.

28

Совершенствование  воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы.

29

Развитие логического  мышления. Логически-поисковые задания.

30

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Тест № 1.

31

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

32

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Тест № 2.

33

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей.

34

Поиск закономерностей.

Тест № 3.

ЗАЧЕТ.

ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

3 КЛАСС

№ занятия

Сроки

проведения

Развиваемые способности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания.  Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

3

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

4

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

5

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

6

 Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

7

Совершенствование  воображения.

Логически-поисковые задания.

Задания с использованием спичек.

Ребусы.

8

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

9

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

10

Тренировка внимания.  Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

11

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

12

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

13

Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

14

Совершенствование  воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы.

15

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

16

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

17

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

18

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

19

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

20

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

21

Совершенствование  воображения. Задания с использованием спичек. Логически-поисковые задания.

22

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

23

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

24

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

25

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

26

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

27

 Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

28

Совершенствование  воображения. Логически-поисковые задания. Задания с использованием спичек. Ребусы.

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

30

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

31

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

32

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

33

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

34

Поиск закономерностей .Нестандартные задачи.

ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

4 КЛАСС

№ занятия

Сроки

проведения

Развиваемые способности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания.  Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

3

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

4

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

5

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

6

 Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

7

Совершенствование  воображения.

Логически-поисковые задания.

Задания с использованием спичек.

Ребусы.

8

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

9

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ.

10

Тренировка внимания.  Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

11

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

12

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

13

Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

14

Совершенствование  воображения. Логически-поисковые задания.

Задания с использованием спичек. Ребусы.

15

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

16

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ.

17

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

18

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

19

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

20

Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

21

Совершенствование  воображения. Задания с использованием спичек. Логически-поисковые задания.

22

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

23

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

24

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

25

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

26

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ.

27

 Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

28

Совершенствование  воображения. Логически-поисковые задания.

Задания с использованием спичек. Ребусы.

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

30

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

31

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

32

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

33

Тренировка  зрительной  памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

34

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. ЗАЧЕТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....

Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...