Гиперактивные дети
статья на тему
В статье наскрываются особенности взаимодействия педагога и гиперактивных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_giperaktivnye_deti.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ
Одной из особенностей взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми является тот факт, что поставить диагноз в случае подобных нарушений у ребенка может только врач, тогда как выявлять это достаточно размытое по форме проявлений нарушение зачастую приходится именно педагогу школьного или дошкольного учреждения. Поэтому будет разумно начать данную статью с определения этого нарушения, данного Мониной Г.Н. в своей книге по работе с детьми с дефицитом внимания:
«Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.»
Особенно важно для педагога иметь четкое представление о симптомах данного нарушения в случае, если ребенок не посещал дошкольное учреждение, а воспитывался дома. Как правило, в дошкольных учреждениях воспитатели обращают внимание родителей на трудности адаптации ребенка в детском саду и некоторые особенности его поведения в группе. Даже если родители не прислушаются к замечаниям воспитателя, трудности ребенка уже не будут для них неожиданностью при посещении ребенком школы. Понимание родителями замечаний педагогов и их обеспокоенность некоторыми проблемами, возникающими при обучении ребенка очень важно, так как постоянное взаимодействие их с педагогом во время обучения школьника с диагнозом «гиперактивность» это залог успешного результата. При домашнем воспитании гиперактивность зачастую воспринимается родителями или как проявление особенностей характера ребенка, или же как проявление недостатков воспитания, и, следовательно, решается неправильными методами.
Своевременное и правильное выявление синдрома гиперактивности у ребенка, тем более важно, что для его облегчения в современном мире очень успешно применяется медикаментозное лечение. Именно на основании диагноза поставленного врачом, начинается комплексное взаимодействие педагога, родителей и психолога, чье присутствие в жизни школьника с гиперактивностью также необходимо.
И хотя основным помощником ребенка с подобным диагнозом должен стать врач, задача педагога, в классе которого обучается гиперактивный ученик, не сводится исключительно к выявлению симптомов этого нарушения. Существуют рекомендации, выполняя которые (а также компилируя их на основании собственного опыта) педагог может поспособствовать не только успешному обучению ребенка, но и его социальной адаптации
- работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
- во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;
- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
- научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
- на определенный отрезок времени давать только одно задание;
- дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
- во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.
И хотя выполнить подобные рекомендации педагогу в условиях общеобразовательной школы не так-то просто, как кажется на первый взгляд, сделать это просто необходимо. Гиперактивный ребенок, став школьником попадает в замкнутую среду класса, в которой процесс обучения четко регламентирован. А в силу своих особенностей ученик с симптомами гиперактивности может стать постоянным источником нарушения этого процесса, что неизбежно негативно скажется на остальных учениках и общей успеваемости класса. Поэтому педагогу разумно будет потратить некоторое количество дополнительных усилий для адаптации ученика с гиперактивностью к общеобразовательному процессу обучения.
Николаева Елена Николаевна, учитель начальных классов
ГБОУ лицея 488 Выбогского района г. Санкт - Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям гиперактивных детей.
Данные рекомендации в помощь родителям....
воспитание гиперактивных детей
в этой статье даны полезные рекомендации для родителей гиперактивных детей...
Гиперактивность детей младшего школьного возраста
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет...
Проблемы гиперактивных детей
Материал собержит теоретическую информацию о том что такое гиперактивность, ее разновидности, способы коррекции и практические упражнения для ее преодоления....
«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».
Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...
Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей
Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....
Младший школьный возраст «Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»
рекомендации родителям, педагогам-психологам, учителю-логопеду, классным руководителям и узким специалистам....