Краеведение. Кружок "Край мой Самойловский"
рабочая программа по теме
Рабочая программа дополнительного образования по краеведению для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_moy_samoylovskiy_._programma_po_kraevedeniyu._2015.doc | 166 КБ |
titulnyy_list.docx | 12.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования.
Кружок «Край мой Самойловский».
Разработчик– Гущина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1 р.п. Самойловка».
Исполнители – классный руководитель, учащиеся, родители.
Структура программы:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Требования к уровню подготовки.
- Ожидаемые результаты реализации программы.
- Учебно-тематический план.
- Содержание программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Формы подведения итогов.
- Литература.
Пояснительная записка
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость. Если не будет корней
в родной местности, в родной стороне – будет много
людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Д.С.Лихачев
Данная программа имеет краеведческую направленность.
Сегодня отечественное образование особое внимание обращает на духовно-нравственное развитие и воспитание детей. Это нашло отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Нравственность, ответственность, творчество, инициативность, компетентность выступают личностной характеристикой ребенка, и является целью профессиональной деятельности педагогов.
Актуальность данной программы в том, что в последние годы сделан значительный шаг в этом направлении: вырос интерес к краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловлено несколькими факторами:
- растущим пониманием в нашей области значения истории Родины для патриотического воспитания школьников;
- стремление к познанию всего многообразия природы, истории и культуры нашей большой страны;
- поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относится патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.
Педагогическая целесообразность направлена на развитие уважения к истории и культуры своей родины, любви к родному посёлку, гордость за свою страну, так как это имеет огромное значение для развития личности ребёнка.
Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребёнок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.
Крепка семья – крепка держава» - эти крылатые слова всегда будут актуальны, ведь в семье, как в капле воды, Отражаются все общественные проблемы, все вехи истории малой родины. Несмотря на все перипетии, семья остается тем крепким щитом, с которым не страшны любые невзгоды. Люди, как никогда в последние годы, стали обращаться к своей истории, своим корням, своим истокам, чтобы не дать себе пропасть в этой жизни, ощутить сопричастность чему-то большому, цельному, что дается нам раз и навсегда. Это то, что зовется Родиной: место, где ты родился, отчий дом, край и дело, которому каждый из нас должен честно служить, чтобы укреплять и прославлять свою землю.
Осознание связи со своими корнями рождает любовь к родной земле, а знакомство с великими деяниями наших земляков – чувство национальной гордости. Связь поколений - это своеобразный мостик к зарождению патриотического начала и благодарность потомков своему богатому талантами краю. Ведь наши земляки оставили свой след далеко за пределами Самойловки.
Программа является практической реализацией краеведческого образования для учащихся 1 – 4 классов (для младшего звена).
Выполнение данной программы рассчитано на четыре учебных года (всего 135 часа, 1 раз в неделю по 1 ч).
Цели и задачи программы
Цель: Воспитывать гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края, через создание условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире.
Задачи:
- Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем посёлка, района, о личностях, оставивших заметный след в истории края.
- Осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым » миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона.
- Развитие поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала; воображения и эмоций в процессе исторических реконструкций местных сюжетов.
- Воспитание гражданственности и патриотизма.
Осуществление настоящей программы позволит:
- пробудить у учащихся гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников;
- раскрыть творческие способности учащихся;
- создать условия для развития личности, навыков коллективной деятельности;
- заполнить свободное время ребёнка интересными делами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся :
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания.
- Составлять рассказ.
- Применять полученные знания на практике.
- Самостоятельно провести беседу с населением.
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Край мой Самойловский» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Формы подведения итогов: выставки, соревнования, конкурсы, экскурсии, творческие отчёты, альбомы-презентации.
Учебно-тематический план
№п/п | По плану | По факту | Тема занятий | Теория | Практика |
1 год | |||||
1-2 | Вводное занятие «Здравствуй, музей». Экскурсия в школьный музей. | 1 | 1 | ||
3 | Моя малая родина – Самойловка. | 1 | |||
4-5 | Зелёный наряд школы. Экскурсия по школьному двору. | 1 | 1 | ||
6-7 | Природа моей родины. Выставка поделок из природного материала. | 1 | 1 | ||
8 | Россия – Родина моя. | 1 | |||
9 | Герб и флаг России. | 1 | |||
10-11 | Русские народные игры. «У медведя во бору…» | 1 | 1 | ||
12-13 | Викторина о животных. Животный мир нашего края. | 1 | 1 | ||
14 | «Покормите птиц зимой» | 1 | |||
15 | Рассказ-викторина о кошках. | 1 | |||
16-17 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | 1 | ||
18-19 | Профессии моих родителей. | 1 | 1 | ||
20-21 | «Юный пожарный». | 1 | 1 | ||
22-23 | «Первые весенние гости» (Разговор о перелетных птицах) | 1 | 1 | ||
24-25 | Речка сероглазая, тихая Терса. | 1 | 1 | ||
26 | День космонавтики. | 1 | |||
27-28 | Игры и игрушки. | 1 | 1 | ||
29-30 | Великая Отечественная война. «Пусть живёт в веках бессмертный подвиг». | 1 | 1 | ||
31 | «Они помогли победить». | 1 | |||
32-33 | «Мы за чаем не скучаем». | 1 | 1 | ||
2 год | |||||
1 | Введение. Краеведение – край ведать. | 1 | |||
2 | Красота природы. | 1 | |||
3-5 | Растительный мир района. | 1 | 2 | ||
6-7 | Животный мир района. | 1 | 1 | ||
8 | «Путешествие в мир насекомых». | 1 | |||
9 | «Из истории создания школьного музея» | 1 | |||
10-11 | История школы. | 1 | 1 | ||
12-13 | История возникновения Самойловки. | 1 | 1 | ||
14-15 | Где эта улица, где этот дом? | 1 | 1 | ||
16-17 | Тайна наших имён. | 1 | 1 | ||
18 | Моя фамилия. | 1 | |||
19 | Моё отчество. | 1 | |||
20-21 | Самойловский фольклор. | 1 | 1 | ||
22-24 | История игрушки. | 1 | 2 | ||
25-26 | Дорогая моя столица. | 1 | 1 | ||
27 | Символика России. | 1 | |||
28-29 | Первый космонавт Ю. А. Гагарин.Символика России. | 1 | 1 | ||
30-31 | Профессии моих земляков. | 1 | 1 | ||
32-33 | «Они защищали Родину» (выпускники школы). | 1 | 1 | ||
34 | Участие в областных и районных конкурсах. | 1 | |||
3 год | |||||
1 | «Музей – хранитель памяти» | 1 | |||
2-3 | Где жить, там и слыть. | 1 | 1 | ||
4-5 | «Люби и знай родной край». | 1 | 1 | ||
6 | Фотографии моей родины. |
| 1 | ||
7-8 | Зелёная аптека. | 1 | 1 | ||
9-11 | Путешествие в страну «Сандалия». | 1 | 2 | ||
12 | Приметы верные и суеверные. | 1 | |||
13-14 | Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники. | 1 | 1 | ||
15 | Кто, кому и кем доводится? | 1 | |||
16-17 | Зимние забавы (Рождество, Святки) | 1 | 1 | ||
18-20 | «Мой дом –моя крепость» (Знакомство с бытом крестьян) | 1 | 2 | ||
21-24 | Исторические памятники Самойловки. | 2 | 2 | ||
25 | «Праздник письма». | 1 | 1 | ||
26-27 | Великая Отечественная война | 1 | 1 | ||
28-30 | След войны в моей семье. | 1 | 2 | ||
31 | «Ветеран живёт рядом» | 1 | 1 | ||
32-33 | Детство – страна заветная. | 1 | 1 | ||
34 | Участие в областных и районных конкурсах. | 1 | |||
4 год | |||||
1-2 | «Край любимый, сердцу дорог…» | 1 | 1 | ||
3-4 | «Кто живет, тот названия дает». Топонимика | 1 | 1 | ||
5-6 | Водоёмы Самойловки. | 1 | 1 | ||
7-8 | Красная книга Саратовской области. | 1 | 1 | ||
9-11 | «Из истории художественной самодеятельности» | 1 | 2 | ||
12-13 | «Украинский язык в судьбе и культуре Самойловки». | 1 | 1 | ||
14-16 | Твоё родословное дерево. | 1 | 2 | ||
17 | Я – гражданин России. | 1 | |||
18-19 | Творчество моих земляков. | 1 | 1 | ||
20 | Сталинградская битва. | 1 | |||
21-22 | Мастера и умельцы родного края. | 1 | 1 | ||
23-24 | «Все работы хороши – выбирай на вкус». | 1 | 1 | ||
25 | «Он был первым» | 1 | |||
26-27 | Учителя – участники ВОВ. | 1 | 1 | ||
28 | «Люди легендарного подвига» | 1 | |||
29-31 | «Поклонимся великим тем годам» | 1 | 2 | ||
32-33 | История пионерской организации. | 1 | 1 | ||
34 | Участие в областных и районных конкурсах. | 1 |
Содержание программы
1 год
Вводное занятие «Здравствуй, музей».
Теория. Знакомство с понятиями «краеведение», «музей», «экспонат», «экскурсовод».
Практика. Экскурсия в школьный музей.
Моя малая родина – Самойловка.
Теория. Предания о возникновении Самойловки.
Зелёный наряд школы.
Теория. Сбор материала о деревьях, которые растут около школы.
Практика. Экскурсия.
Природа моей родины.
Теория. Знакомство с природой Самойловки.
Практика. Экскурсия в лес. Сбор природного материала. Выставка поделок из природного материала.
Россия – Родина моя.
Теория. Беседа.
Герб и флаг России.
Теория. Знакомство с гербом и флагом России. Составление кроссворда.
«У медведя во бору…»
Теория. Беседа с элементами игры.
Практика. Разучивание старинных детских игр.
Животный мир нашего края.
Теория. Беседа.
Практика. Викторина.
Покормите птиц зимой
Теория. Беседа о зимующих птицах.
Рассказ-викторина о кошках.
Теория. Рассказ-викторина.
Что такое профессия? Какие бывают профессии?
Теория. Профессии прошлых лет и современные профессии.
Практика. Посещение районного музея. Выставка рисунков.
Профессии моих родителей.
Теория. Встреча с родителями. Беседа.
Практика. Творческая работа.
«Юный пожарный».
Теория. Знакомство с профессией пожарный. История возникновения этой профессии.
Практика. Экскурсия в пожарную часть. Беседа по технике безопасности.
Первые весенние гости.
Теория. Беседа о перелётных птицах.
Практика. Выставка рисунков.
Речка сероглазая, тихая Терса.
Теория. Викторина о жителях подводного царства.
Практика. Экскурсия к реке.
День космонавтики.
Теория. История возникновения Дня космонавтики.
Игры и игрушки.
Теория. История игрушки.
Практика. Разучивание игр.
Великая Отечественная война.
Теория. События Великой Отечественной войны. Участие жителей посёлка в Великой Отечественной войне.
Практика. Экскурсия в школьном музее. Урок памяти «Пусть живёт в веках бессмертный подвиг».
«Они помогли победить».
Теория. Помощь животных в военные годы. Беседа.
«Мы за чаем не скучаем».
Теория. Обычай чаепития.
Практика. Час общения.
2 год
Краеведение – край ведать.
Теория. Знакомство с понятиями «краеведение», «краевед».
Красота природы.
Теория. Беседа.
Практика. Экскурсия. Наблюдения.
Растительный мир района.
Теория. Беседа.
Практика. Экскурсия. Составление гербария.
Животный мир нашего края.
Теория. Беседа.
Практика. Поле чудес..
«Путешествие в мир насекомых».
Теория. Беседа с элементами викторины.
«Из истории создания школьного музея»
Практика. Экскурсия в музей.
История школы.
Теория. Знакомство с историей школы.
Практика. Экскурсия в школьном музее. Встреча с ветеранами.
История возникновения Самойловки.
Теория. Предания о возникновении Самойловки. История, происхождение её названия.
Практика. Поле чудес.
Где эта улица, где этот дом?
Теория. Происхождение названий улиц.
Практика. Экскурсия по посёлку.
Тайна наших имён.
Теория. История возникновения имён, их разнообразие. История своего имени.
Практика. Посещение библиотеки, работа с литературой.
Моя фамилия.
Теория. История происхождения и значение фамилии для каждого человека.
Моё отчество.
Теория. История появления отчеств. Беседа.
Самойловский фольклор.
Теория. Беседа.
Практика. Сбор фольклора. Инсценировка.
История игрушки.
Теория. Знакомство с историей игрушки.
Практика. Выставка игрушек. Экскурсия.
Дорогая моя столица.
Теория. Предания об основании Москвы. Викторина.
Символика России.
Теория. Беседа с элементами викторины.
Первый космонавт Ю. А. Гагарин.
Теория. Урок мужества.
Практика. Выставка рисунков.
Профессии моих земляков.
Теория. Беседа. Знакомство с профессиями.
Практика. Сбор материала. Оформление альбома.
«Они защищали Родину» (выпускники школы).
Теория. Беседа.
Практика. Сбор и оформление материала. Экскурсия в школьном музее.
Участие в областных и районных конкурсах.
Конкурсы и викторины.
3 год
«Музей – хранитель памяти»
Практика. Экскурсия в школьный музей.
Где жить, там и слыть.
Теория. Предания о возникновении населённых мест. История Самойловки, происхождение её названия, связь с историей страны.
Практика. Экскурсия в районный музей.
«Люби и знай родной край».
Теория. Беседа.
Практика. Экскурсия. Поле чудес.
Фотографии моей родины.
Практика. КТД. Фотовыставка.
Зелёная аптека.
Теория. Лекарственные растения. Беседа. Викторина.
Практика. Творческая работа. Оформление альбома.
Путешествие в страну «Сандалия».
Теория. История обуви.
Практика. Посещение районного музея. Весёлые старты «Страна Сандалия».
Приметы верные и суеверные.
Теория. Беседа о приметах. Их происхождение.
Практика. Творческая работа.
Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники.
Теория. Знакомство с понятием «родословная». Беседа.
Практика. Сбор материала о бабушках и дедушках. Творческая работа.
Кто, кому и кем доводится?
Теория. Степень родства в семье. Беседа.
Зимние забавы (Рождество, Святки)
Теория. Знакомство с зимними забавами.
Практика. Инсценирование.
«Мой дом – моя крепость»
Теория. Знакомство с бытом крестьян.
Практика. Экскурсия в районный музей.
Исторические памятники Самойловки.
Теория. Беседа. Памятники культуры и истории.
Практика. Экскурсия по посёлку. Сбор и оформление материала.
«Праздник письма».
Теория. Беседа. Знакомство с профессией почтальон.
Практика. Экскурсия на почту. Спортивные соревнования.
Великая Отечественная война.
Теория. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны.
Практика. Урок памяти «Подвиг и память».
След войны в моей семье.
Теория. Беседа.
Практика. Поиски семейных реликвий Великой Отечественной войны. Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны.
«Ветеран живёт рядом»
Теория. Беседа.
Практика. Поздравление ветеранов.
Детство – страна заветная.
Теория. Знакомство с правами и обязанностями детей.
Практика. Устный журнал.
Участие в областных и районных конкурсах.
Конкурсы и викторины.
4 год
«Край любимый, сердцу дорог…»
Теория. Беседа.
Практика. Художественная выставка, посвящённая творчеству Шандыбина И.К.
Кто живёт, тот названия и даёт.
Теория. Знакомство с топонимикой.
Практика. Посещение районного музея.
Водоёмы Самойловки.
Теория. Беседа.
Практика. Экскурсия.
Красная книга Саратовской области.
Теория. Беседа. Знакомство с Красной книгой Саратовской области.
Практика. Посещение библиотеки, работа с литературой. Устный журнал.
«Из истории художественной самодеятельности»
Теория. История художественной самодеятельности. Беседа.
Практика. Театрализации.
«Украинский язык в судьбе и культуре Самойловки».
Теория. Беседа.
Практика. Инсценировка.
Твоё родословное дерево.
Теория. Беседа.
Практика. Составление генеалогического древа. Творческая работа.
Я – гражданин России.
Теория. Беседа с элементами викторины.
Творчество моих земляков.
Теория. Знакомство с творчеством наших земляков.
Практика. Литературная гостиная.
Сталинградская битва.
Теория. Значение Сталинградской битвы в Вов. Самойловцы – участники Сталинградской битвы.
Практика. Экскурсия в школьном музее. Устный журнал.
Мастера и умельцы родного края.
Теория. Беседа «Декоративно – прикладное искусство». Знакомство с работами мастеров родного края.
Практика. Выставка изделий народных промыслов.
«Все работы хороши – выбирай на вкус».
Теория. Беседа.
Практика. Экскурсия в музее.
Он был первым.
Теория. Урок мужества.
Практика. Выставка рисунков.
Учителя – участники ВОВ.
Теория. Беседа.
Практика. Сбор и оформление материала. Экскурсия в школьном музее.
Поклонимся великим тем годам.
Теория. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны.
Практика. Урок памяти «Мы помним».
«Люди легендарного подвига»
Теория. Беседа. Самойловцы – герои Советского Союза.
История пионерской организации.
Теория. Беседа.
Практика. Экскурсия в школьном музее.
Участие в областных и районных конкурсах.
Конкурсы и викторины.
Методическое обеспечение
В работе используются следующие методы:
- создание игровых ситуаций;
- практического манипулирования с предметами;
- использование ассоциативных связей;
- театрализация;
- поисково-исследовательская деятельность;
- словесный.
В целях успешной реализации программы используются разнообразные формы работы: викторины, командные соревнования, дискуссии, праздники, театрализованные представления.
Формы подведения итогов
Подведение итогов по каждому разделу проводится в виде конкурсов, выставок. Победители награждаются памятными призами и грамотами.
Литература
1.Багрова Н. Г. Что такое профессия. Какие бывают профессии./Педсовет, 2005, № 8.
2.Бондаренко л. Н. Они помогли победить/Педсовет, 2005, №8
3.Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: Методические рекомендации. – 1988.
4.Дрозд В.Л. Подготовка детей младшего школьного возраста к посещению музея. – Вып. 1. – СПб., 1991.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
- Зеленко А.О. Школьный музей. – М., 1972.
- Ильина О. Л. Меня зовут…/Педсовет, 2007, №5.
- Музей и школа: Пособие для учителей. / Сост. Э.А. Павлюченко. – М.: Просвещение, 1985.
- Опарина Н. А. Дорогая моя столица./Уроки в начальной школе: Учёбе – время, потехе – час. Пособие для учителя.//Москва. Начальная школа, 2005.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
- Фокина Н. Н. Никто не забыт, ничто не забыто./Педсовет, 2004,№1
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Самойловка
Самойловского района Саратовской области»
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета. Протокол № ___ от «___» _________20___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 1 р.п.Самойловка » ____________/Серикова Л. А./ «___»____________20___г. | «Утверждено» Приказом от «___»_________ 20___г.№__ Директор МБОУ «СОШ № 1 р.п.Самойловка » _________/Запорожская Е. А/ |
Рабочая программа дополнительного образования
Кружок «Край мой
САМОЙЛОВСКИЙ»
учителя начальных классов
Гущиной Ирины Юрьевны
(I категория)
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6-11 лет
р. п. Самойловка
2016-2017 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....
Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс
Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....
« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...
Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс
К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс
Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...
Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"
Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...
- Мне нравится (1)