Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Умелые руки"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Умелые руки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruki_3klass.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ОБОЯНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена и утверждена на заседании Введена в действие приказом
педагогического совета. директора школы от 18.06.2015г. № 94\1 /Протокол № 1 от 18.06.2015г./ Директор школы _________/В,И.Карелов/
Председатель _________ /В.И.Карелов/
базовый уровень
Учитель – Плотникова Елена Николаевна
Срок реализации – 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………..…………3
Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………6
Календарно-тематическое планирование………………………………….9
Содержание тем учебного курса……………………………………………10
Список литературы……………………………………………………..…..11
Пояснительная записка
Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает большое количество развивающих
заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо заданных.
Требование к уровню подготовки обучающихся
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Учебно – тематический план.
№ | Темы | |||
1-2 | Объёмное конструирование из деталей оригами. | |||
3 | Симметричное вырезание | |||
4 | Игрушки из картона с подвижными деталями | |||
5 | Моделирование из конусов | |||
6-8 | Художественные образы из треугольных модулей. | |||
9-10 | Моделирование из салфеток | |||
11 | Многослойное торцевание. Коллективная работа | |||
12 | Изонить на картонной основе | |||
13 | Аппликация из резаных нитей |
14 | Моделирование из фольги | |||
15 | Приклеивание ниток по спирали | |||
16 | Аппликация из ткани и ниток | |||
17 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | |||
18 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы | |||
19-21 | Модуль кусудамы «Супершар». | |||
22-24 | Шитьё по выкройкам | |||
25-26 | Простое торцевание на бумаге | |||
27 | Многослойное торцевание | |||
28 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | |||
29-30 | Изонить на картонных шаблонах | |||
31-32 | Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы |
33-34 | Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны |
Содержание тем учебного курса
№ | Часы | Тема | Материалы | ||
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов. По книгам серии «Любимый образ» | |||||
1 | 1 | Симметричное вырезание | Цветная и белая бумага | ||
2 | 1 | Игрушки из картона с подвижными деталями | Картон, проволока | ||
3 | 1 | Моделирование из конусов. | Цветная бумага | ||
4 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Гофрированная бумага, проволока | ||
5 | 2 | Объёмное конструирование из деталей оригами | Цветная бумага | ||
6 | 2 | Моделирование из бумажных салфеток | Цветная бумага, салфетки | ||
7 | 2 | Простое торцевание на бумажной основе | Гофрированная бумага, картон | ||
8 | 2 | Многослойное торцевание | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | ||
9 | 1 | Моделирование из фольги | Фольга, проволока | ||
Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов. По книгам серии «Любимый образ» | |||||
1 | 1 | Аппликация из резаных нитей | Шерсть, картон | ||
2 | 3 | Изонить | Картон, мулине |
3 | 1 | Приклеивание ниток по спирали | Шерсть, картон |
4 | 1 | Вышивание по ткани | Ткань, мулине |
5 | 1 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | Ткань, бумага, тесьма |
6 | 1 | Аппликация из ткани и ниток | Ткань, шерсть, картон |
7 | 3 | Шитьё по выкройкам | Ткань, шерсть, тесьма |
Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами» | |||
1 | 3 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Цветная, белая, упаковочная бумага |
2 | 2 | Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля | Цветная и белая бумага |
3 | 2 | Объёмные изделия из треугольных модулей | Цветная бумага |
4 | 3 | Художественные образы из треугольных модулей | Цветная и белая бумага |
Литература:
- 1. «Аппликация. Простые поделки» Е.Румянцева,Москва «АЙРИС-ПРЕСС», 2008 г.
- 2. «Аппликация. Цветы для любимой мамочки» Армин Тойбнер, «Академия развития», 2008 г.
- 3. «Поделки из бумаги» Г.Корнева, изд. Дом «Кристалл», 2002 г.
- 4. «Наши руки не знают скуки. Домашний кукольный театр» Москва «РОСМЭН», 2002 г.
- 5. «Наши руки не знают скуки. Карнавальные маски и костюмы», Москва «РОСМЭН», 2002 г.
6. «Мозаика из круп и семян» Г.И.Перевертень, изд. «Агата», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"
рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Умелые руки" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки. 1 класс
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из наиважнейших направлений является охрана доровья детей, поиск ресурсов по их оздоровлению. Одна из задач образовательного учрежденияявляется создание...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 класс по ФГОС
Данная рабочая программа предназначена для 1,2,3,4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые руки»
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству. Задачи программы: Образ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" (1-4 кл)
Рабочая программа составлена для ведения внеурочной деятельности по требованиям ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 классы
Рабочая программа "Умелые руки" составлена для ведения внеурочной деятельности в 1-4 классах по требованиям ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" дляучащихся 1 классов....