Программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сегодня в школе создались условия для подробного изучения культуры предков как целостного мира, в котором есть место песне и танцу, живописи и костюму, глиняной игрушке и резьбе по дереву, сказке и мифу. Работа по народной культуре организована во внеурочной деятельности в соответствии с компонентом вариативной части учебного базисного плана "Внеурочная деятельность: кружки, клубы, проектная деятельность" (ФГОС). Разработала программу "Народная культура" для 1-4 классов. Основной задачей считаю, сформировать у младших школьников общее представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, и, через приобщение к истокам русской народной культуры, подвести к осознанию и значимости культуры других народов мира. Изучение народной культуры представила в виде нескольких последовательных ступеней. Самая важная и обязательная - первая ступень: народная философия и народная педагогика. Вторая и третья ступени: жилище как Космос и одежда как Космос. Четвертая ступень - искусство народных праздников. Пятая - традиционные народные ремесла. Обучение школьников "рукомастерству" и "рукотворчеству".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kultura_3_klass.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по направлению духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников
« Народная культура»
(3 класс)
Составила: Половинко А.В.
учитель начальных классов
город Батайск
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания и развития личности «Народная культура» разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программы воспитания и социализации обучающихся.
В настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, введение данной программы особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. Процесс гуманитаризации и гуманизации в современном образовании, направленный на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и соответственно личностной зрелости обучаемых, призван приостановить упадок грамотности и культуры в обществе, вывести из забвения историю и культуру русской земли, народа, восстановить народные традиции.
Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата.
…И тогда прошлое и будущее становятся неразрывным для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени.
Сегодня, в школе создались условия для подробного изучения культуры предков как целостного мира, в котором есть место песне и танцу, живописи и костюму, глиняной игрушке и резьбе по дереву, сказке и мифу.
Работа по изучению народной культуры организуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с компонентом вариативной части базисного учебного плана «Внеурочная работа: кружки, секции, клубы, проектная деятельность и др.» (Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования 2009 года).
Организация работы по программе «Народная культура» осуществляется с 1-го по 4-й класс общеобразовательной школы и может быть продолжена в среднем звене. Занятия проводятся 2 раза в неделю в объеме 36 недель – 72 часа в год во 2 «е» классе. 30% времени отводится на изучение теоретического материала, 70% - практическая часть занятий.
Основная задача – сформировать у младших школьников общее представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве – и, через приобщение к истокам русской народной культуры, подвести к осознанию глубины и значимости культур других народов мира.
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет им расти не «Иванами, родства не помнящими», а личностями сознающими свою причастность к богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества, поможет впитать в себя высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить ум, талант и мудрость народную.
Через приобщение к народным судьбам выдающихся соотечественников дети познакомятся со славными страницами истории Донского края. Они узнают, какая яркая и богатая история у этой большой земли. Жизнь не текла здесь вяло и однообразно, здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому… Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных воин и сражений, в которых принимали участие наши предки. А, когда заканчивалась война, народ строил, рыл каналы, возводил корпуса заводов и фабрик. Строил для того, чтобы еще могущественней была наша страна, еще счастливей жили люди.
Кроме того, дети получают возможность попробовать себя в области народно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению.
Ожидаемым результатом работы по вхождению в мир народной культуры станет восприятие детьми народной культуры, как целостного мира, где главными являются идеи добра со злом и утверждение красоты и гармонии жизни. Приобщая ребенка к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «генетической» и культурной памяти поколения, утверждению в сознании ребенка место своего «я» в системе «семья» - «род» - «народ» - «человечество».
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
- Через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре.
- Способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи.
- Способствовать воспитанию у младших школьников целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций и знакомство с традиционной системой «языка» народного искусства во всем его многообразии.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА.
Изучение народной культуры можно представить в виде нескольких последовательных ступеней.
Безусловно, самая важная и обязательная – первая ступень, с которой должно начинаться вхождение в мир культуры – народная философия и народная педагогика. Без мировоззренческого подхода невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни прочие составляющие народной культуры. При этом имеется в виду не изучение «Философии» и «Педагогики», а попытка проживания ребенка в мире, в круге бытия, в котором жили его предки.
Вторая и третья ступени – жилище как Космос и одежда как Космос. Наши предки считали себя частью живой природы, детьми Космоса. Мир в представлении нашего предка был триединым – Небо, Земля, Мир подземный. Это триединство прослеживалось и в жилище, и в одежде.
Четвертая ступень – искусство народных праздников. Земледельческий календарь русского человека – от святок по кругу до новой зимы, до новых святок – рассматривается, изучается, пропевается, проигрывается.
Пятая ступень – традиционные народные ремесла. Обучение школьников «рукоремеслу» и «рукотворчеству».
Формы работы с детьми:
- Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Проектная деятельность учащихся.
- Экскурсии, организация выставок.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Используемые технологии:
- игровое моделирование
- обучение в сотрудничестве
- проблемное обучение
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- обучение на диалоговой основе
Принципы проведения занятий:
- принцип успешности (создание условий для самовыражения всех учащихся, создание ситуации успеха);
- принцип одобрения (исключает критику, негативные оценки; предусматривает подчеркивание положительных черт самого ребенка, его возможностей и способностей, достижений и позитивных устремлений);
- принцип партнерства ( предполагает равноправие партнеров в процессе взаимодействий).
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.
Обеспечение:
- компьютер, интерактивная доска, коллекция аудио- и видеозаписей;
- фильмы из коллекционного издания ВВС «Загадки истории», «80 чудес света»;
- современная мультимедийная энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия»;
- Бутенко Т.А. Край родной. Хрестоматия для чтения;
- цикл образовательных и развлекательных программ «Уроки матушки совы»;
- Конышева Н.М. Секреты мастеров;
- Большая детская энциклопедия;
- Библия для детей;
- земледельческий календарь;
- православный народный календарь;
- библиотека и медиатека, доступ к сети Интернет.
Содержание программы.
3 класс. Мир народной культуры. (72 часа)
- (8 часов) Введение. Знакомство с основными этапами исторического развития человечества. Единство практического и духовного освоения мира человеком. Формирование первобытной культуры. Возникновение и трансформация древнейших культов ( культ огня, культ предков ).
- (8 часов) Круг жизни. Проблема смысла человеческой жизни в народной культуре. Народная педагогика. Роль общественных законов и родовых традиций в индивидуальном воспитании. Воспитание мальчика, как будущей опоры рода, кормильца и защитника. Воспитание девочки, как будущей матери, хранительницы традиций, нравственности и духовности.
- ( 10 часов) Семейно-бытовые обряды. Понятие «обряд». Соотношение календарной и семейной обрядности. Семейные обряды. . Традиции моей семьи. Обряды и праздники. Древние истоки и отражение архаического мировоззрения в семейно-обрядовой культуре. Драматургия, игровой и музыкальный фольклор обрядового действа.
- (12 часов) Жилище как Космос. Дом как центр и образ Мира. Исторические типы жилищ разных народов. Обряды и обычаи разных народов, связанных со строительством дома. Архитектура и интерьер избы и подворья. Дом – оберег от зла. Жилище как модель самого человека. Декоративно-прикладное искусство в домашнем быту.
- (10 часов) Одежда как Космос. Знакомство с историей одежды, особенностями возникновения народного костюма. Знакомство с ансамблевой архитектоникой народной одежды на примере русского народного костюма. Образы и декор традиционной вышивки одежды.
- (14 часов) Народный календарь. Круглый год праздников. Макушка лета – Иван Купала. Осень – Успеньев день, Рождество Богородицы. Праздник Рождества Христова на Руси. Зима – Святки. Святочные обряды: память об охотниках (ряжение), святочные маски. Весна – Масленица, обряд выпечки жаворонков, Пасха, обновление, воскрешение. Пасхальные обряды: яйцо – символ жизни, клетка жизни, идеограммы на яйце (писанки). Пробуждение медведя – Благовещение. Начало лета – Троица и Семик (праздник молодой березки, девичьи гадания).
- ( 10 часов) Народные ремесла. Ручное ткачество – «ниточка дружит с ниточкой», а я – с тобой. Вышивка в технике «роспись» - белый («правь»), красный («явь»), черный («навь»). Роспись по дереву. Техника росписи (умение держать кисть, традиционные цвета, умение составить композицию). Техника лепки птицы, коня, медведя. Традиционное украшение игрушек. Тесто соленое: лепка «жаворонков», «крестов», «лесенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...