Дружеские группировки в коллективе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Начиная с подросткового возраста в классе складываются раз-
личные дружеские группировки.
По мнению М.Ю. Кондратьева, в условиях школы, как правило,
складываются четыре типа таких дружеских сообществ. Первые из
них представляют собой достаточно большие (от четырех и более
человек) устойчивые группы школьников, которые формируются
вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступает один
или два дружащих между собой популярных в классе учащихся.
Отличительной чертой такой неформальной группы является
наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или ли-
деров), вокруг которого строится общение. Дети, входящие в эту
группу, стремятся поддерживать контакт не столько между собой,
сколько именно с лидерами. Группы второго типа – это большие
устойчивые дружеские компании, которые держатся не столько
на лидере, сколько на значимости и привлекательности для под-
ростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы
групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников,
друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо
устойчивые пары, реже тройки, либо группы, образующиеся в свя-
зи с тем, что некоторые школьники лишены возможности завязать
дружеские отношения с другими одноклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzheskie_gruppirovki_v_strukture_klassa.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружеские группировки в структуре класса
Начиная с подросткового возраста в классе складываются раз-
личные дружеские группировки.
По мнению М.Ю. Кондратьева7, в условиях школы, как правило,
складываются четыре типа таких дружеских сообществ. Первые из
них представляют собой достаточно большие (от четырех и более
человек) устойчивые группы школьников, которые формируются
вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступает один
или два дружащих между собой популярных в классе учащихся.
Отличительной чертой такой неформальной группы является
наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или ли-
деров), вокруг которого строится общение. Дети, входящие в эту
группу, стремятся поддерживать контакт не столько между собой,
сколько именно с лидерами. Группы второго типа – это большие
устойчивые дружеские компании, которые держатся не столько
на лидере, сколько на значимости и привлекательности для под-
ростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы
групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников,
друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо
устойчивые пары, реже тройки, либо группы, образующиеся в свя-
зи с тем, что некоторые школьники лишены возможности завязать
дружеские отношения с другими одноклассниками.
В чем для педагога заключаются ресурсы таких «группиро-
вок»?
Прежде всего, это возможность включить всех детей в эмо-
циональную структуру класса. Если группировки принимают вид
своего рода «объединений по интересам», то они позволяют каж-
дому ребенку найти в структуре класса свою нишу. Так, даже если
ребенок получил всего два положительных выбора, однако эти
выборы являются взаимными и у него есть три хороших друга,
его положение в структуре класса можно счесть благоприятным.
Кроме того, наличие группировок позволяет детям удовлетворить
потребность в избирательном близком общении: ребенку важно не
просто оказаться включенным в коллектив, но и иметь близкого
друга, к которому можно обратиться за поддержкой и который
примет участие в какой-то общей деятельности.
Однако в наличии «группировок» могут заключаться и своеобраз-
ные «риски». Конечно, таким риском может явиться конкуренция
или даже противостояние внутри класса. Кроме того, отношения
группировок внутри класса могут перерасти в стремление «боль-
шинства» транслировать свои нормы и правила «меньшинству».
В этом случае мы сталкиваемся с так называемым феноменом «груп-
пового давления»: сообщество одноклассников побуждает ученика
согласиться с ними, принять их нормы, разделить их позиции.
Важно понимать, что подростки в принципе крайне подвержены
влиянию сверстников. Школьное сообщество зачастую становится
для подростка средой, которая непосредственно определяет фор-
мирование взглядов, оценок, позиций. Преобладающий источник
беспокойства в этом возрасте – боязнь быть отвергнутым сверстни-
ками. Психологи отмечают, что подростки становятся настолько
подвержены влиянию группы, что могут даже поступиться своими
убеждениями, если их мнение расходится с групповым. Группа соз-
дает чувство «мы», которое поддерживает подростка и укрепляет
его внутренние позиции.
Для того чтобы имеющиеся группировки не угрожали общей
сплоченности классного коллектива, можно использовать следую-
щие приемы:
Структура класса
Включайте детей в виды деятельности, yy которые позволят им
почувствовать свою принадлежность к классу как целому. Сюда
относятся участие во внутришкольных и межшкольных сорев-
нованиях, совместные экскурсии, поездки и т.п.
Подчеркивайте общность учеников посредством использова-
ния визуальных средств: оформите альбом с фотографиями
класса, сделайте страничку класса в интернете (или создайте
группу на Facebook), разместите групповые фотографии класса
на стенде.
Активно используйте на уроке и во внеурочной деятельности
групповую работу, причем каждый раз делите детей на группы
по разным принципам. Не допускайте, чтобы состав таких
групп был постоянным, то есть чтобы дети всегда работали
со своими друзьями. Озвучьте детям свой принцип: «Когда мы
работаем по группам, мы каждый раз делимся по-разному».
В частности, М.Р. Битянова8 выделяет следующие способы де-
ления на группы:
Случайным образом
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объеди-
нение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);
с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с за-
крытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик,
на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
По определенному признаку
Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участ-
ником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная —
согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на
четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так
далее.
По выбору «лидера»
«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором
(в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может вы-
ступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование
групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят
к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять
в свою группу. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры,
для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно
болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать
их «лидерами».
Можно прибегнуть и к следующей процедуре: когда «не разо-
бранными» остаются последние 2–3 человека в классе, ведущий
объявляет своеобразный аукцион. Он заявляет, что цена каждого
игрока резко возрастает к концу и теперь «лидеры» должны не про-
сто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность
для команды. Участники же, выслушав их, сами определят группу,
в которую они пойдут. Таким образом, вокруг непопулярных членов
группы возникает ажиотаж.
По выбору ведущего
В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному
для него признаку, решая тем самым определенные педагогические
задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллекту-
альными возможностями, со схожим темпом работы, а может, на-
против, создать равные по силе команды. При этом организатор
групповой работы может объяснить принцип объединения, а мо-
жет уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Важно понимать, что создание структуры – это естественный
путь развития любой группы. Невозможно добиться того, чтобы
все ученики имели одинаковый групповой статус, но можно отсле-
живать формирование структуры класса и по мере необходимости
оказывать поддержку детям, которые в ней нуждаются.
Влияние педагога на эмоциональную структуру класса
Может ли учитель повлиять на эмоциональную структуру класса?
Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов.
Во-первых, от возраста детей. Как мы помним из первого раз-
дела, значимость авторитета взрослого на разных этапах развития
ребенка различна. В начальной школе педагог, используя поощре-
ние или осуждение, может прямо влиять на статус ребенка в классе.
Однако в средней и старшей школе такое влияние уже не имеет
прямого характера и во многом зависит от того, насколько удалось
установить отношения авторитетности.
Во-вторых, от используемых педагогом методов. Необходимо
понимать, что невозможно оказать влияние на эмоциональную
структуру класса исключительно посредством словесных мето-
дов: бесед, разъяснений и т.п. Личный опыт, полученный детьми,
влияет гораздо больше. Классный руководитель может много
рассуждать о том, что в человеке важнее дела, а не финансовый
уровень. Однако совместная поездка в другой город, показывающая
одноклассников с новой стороны, позволит удостовериться в этом
самостоятельно, и, возможно, гораздо больше повлияет на статус
ребенка в классе.
В-третьих, от статуса ребенка. В ряде случаев нас не устраивает
то, какие дети вызывают симпатии одноклассников. Однако на вы-
сокий статус ученика повлиять исключительно сложно, он крайне
устойчив и может меняться в результате каких-то значимых транс-
формаций (мы будем говорить о них в следующем разделе). Гораздо
реальнее оказать воздействие на «низкостатусных» учеников.
Каким образом это можно сделать?
При оказании поддержки «низкостатусным» детям важно не
ограничиваться разъяснениями и беседами. Постараемся ответить
на вопрос: «Есть ли какие-то особенности поведения ребенка, ко-
торые затрудняют для него контакт с классом?»
Если трудности ребенка связаны с неумением общаться, по-
могите ему выбрать оптимальный способ поведения в той или
иной ситуации. Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, что можно
сделать?» Предложите ему возможные варианты поведения и по-
интересуйтесь: «Как ты думаешь, что из этого может оказаться
самым удачным?»
Если причиной трудностей ребенка является воспитание по
типу гиперопеки, ни в коем случае не следует активно включаться
в отношения между детьми и брать на себя функцию посредника.
Но и оставлять ребенка самостоятельно налаживать отношения
с одноклассниками тоже не стоит. Лучше всего эмоционально под-
держать его и спросить: «Что можно сказать ребятам? Как лучше
всего себя повести?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно
предложить ему несколько вариантов на выбор.
Постарайтесь включить ребенка в систему внеклассной рабо-
ты. Огромным потенциалом в плане повышения статуса ребенка
обладает
проектная деятельность: в совместной работе над учебным
проектом мы можем дать ему возможность раскрыть себя с новой
стороны, установить более близкие отношения с одноклассниками.
Можно порекомендовать родителям такого ребенка постараться
включить его в новый круг общения. Таким кругом может стать
кружок, факультатив, спортивная секция и т.д.
Как происходит развитие временного детского коллектива (коллектива детей в лагере, коллектива детей на школьной площадке и др.)
Динамика развития временного детского коллектива
Приступая к работе с детьми, вожатому необходимо в первую очередь освоить закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений), овладеть приемами и методикой создания особого воспитательного пространства в условиях лагеря.
Периоды развития временного детского коллектива — это периоды преобладающего психологического состояния, в соответствии с которыми строятся деятельность и общение в отряде в течение смены.
Каждый период требует соответствующих задач, деятельности, реализующей эти задачи, методики и, конечно, выделяет в работе вожатого его основную функцию на данном этапе.
1. ПЕРИОД АДАПТАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА (оргпериод)
Это период первоначального формирования отношений.
Психологическое состояние коллектива — это состояние ожидания, общего эмоционального напряжения, связанного с недостатком информации и чувством незащищенности, вызванного непривычной средой. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий. Общая эмоциональная атмосфера — возбужденно-приподнятая, царит «фестивальное настроение», но существует напряжение, связанное с дефицитом полезной информации.
• Потребности детей в этот период — потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, а также потребность в «узнавании» территории лагеря, поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.
• Структура отряда. Официальная — складывается в результате организации деятельности. Неофициальная — очень ситуативная и складывается в двойки, тройки, в основном на бытовом уровне.
• Основная функция вожатого — организаторская. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства.
Задачи вожатого в этот период:
• организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска;
• познакомить с правилами проживания в лагере, режимом дня;
• обеспечить психологическую защищенность ребят;
• удовлетворять потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;
• помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование);
• способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места («удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников.
Весь оргпериод деятельность должна быть непрерывной, отличаться высоким темпом. Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми. Вся деятельность организуется по малым меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться в разнообразных малых группах, где общение наиболее эффективно. Деятельность в основном импровизационного, неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность всем проявить свои способности и качества.
Деятельность — не самоцель, а средство, при помощи которого формируются отношения и нравственные ценности. Другими словами, главная задача в работе вожатого не набор мероприятий, а складывающиеся отношения.
Показатели успешной деятельности на этом этапе развития коллектива:
• в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;
• в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
• отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.
2. ПЕРИОД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Это период укрепления организационной структуры отряда. Наступает этот период сразу после того, как сформировано отрядное самоуправление, каждый выбрал для себя поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом для развития отношений в коллективе.
Доминирующая потребность ребят — реализовать себя в структуре.
Общение носит деловитый, деятельный характер.
Структура отряда. Официальная — активно сотрудничает. Внеофициальная — появляются отдельные группировки, связанные сходной оценкой назревающей в отряде ситуации.
Основная функция вожатого — организатор организаторов.
Задачи вожатого в этот период:
• способствовать гуманизации деловых отношений, приводя их к образцу «забота друг о друге»;
• оказать помощь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;
• организовать коллективно-творческую деятельность интересную для ребят, в соответствии с возрастными потребностями;
• активизировать работу отрядного самоуправления, помочь в организации деятельности ребятам-организаторам;
• способствовать укреплению авторитета отряда.
Деятельность отряда в этот период — конкурсы, соревнования в основном командного характера с целью «поиска» деятельности, в которой отряд имеет успех, а значит, способствует повышению авторитета отряда, следовательно, укреплению в каждом позиции «наш отряд».
Показатели успешной деятельности:
• официальная структура работает неформально;
• выделился и утвердился костяк ребят-организаторов.
3. ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ
Продвижение отряда к сплоченности претерпевает не только прогрессивные изменения, но и определенные кризисы. Предупреждение вожатым подобного кризиса помогает вывести отряд на новый уровень командообразования.
Следует заметить, что уже в периоде адаптации по мере получения информации рождаются скрытые конфликты. В ходе делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А еще одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет.
Такое состояние возникает как реакция на «фестивальное» настроение первых дней смены, как следствие стабилизации неформальных групп, их попыток утвердить себя. Чаще всего это разочарование, связанное с ожиданиями. Но главное это конфликт, связанный со своей ролью в межличностных отношениях. Дети в этот период испытывают на себе двойное влияние (и нередко противоречивое): ценностей, норм, установок развивающегося коллектива и той группы, к которой они принадлежат.
На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием единства, пассивным отношением к деятельности и напряжением в межличностных отношениях. Свое разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная деятельность.
На этот период доминирующих потребностей нет. Имеются потребности, объединяющие детей в отдельные группы по однозначным мотивам, интересам и ценностям.
Содержание межличностного общения — неофициальное обсуждение существующих порядков и не принятых в группу ребят, вожатых (т.е. сплетни).
Состояние ребят в этот период неоднозначно:
• напряжение у некоторых, связанное с чувством одиночества и незащищенности;
• равнодушие у других, связанное с крушением ожиданий;
• активность, связанная с укреплением лидерской позиции в поиске альтернативы официальной, заданной оргпериодом основы (закона, структуры и т.д.);
• неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений, перспективы деятельности и заданную структуру.
Сформированная официальная структура действует формально, почти бездействует. В неофициальной — идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с общими целями и перспективой деятельности отряда. Есть «непринятые» ребята.
Основная функция вожатого в этот период — арбитральная. Позиция вожатого — главный «миротворец» в отряде во время конфликтов. И хотя педагог — «миротворец» по своей сути, но это его самая трудная функция.
Задачи вожатого в этот период:
• анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений;
• способствовать единству отряда, для чего: вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности.
Деятельность, в основном, связанная с общением. В зависимости от ситуации задаются вопросы для рассуждения: «Давайте подумаем, какой добрый и полезный поступок совершили вы сегодня за день?». «Кому сегодня за день мы скажем «Спасибо?» «Чем сегодняшний день отличался от вчерашнего?» Можно вывести ребят на разговор, используя метод детонации, т.е. через обсуждение фильма, который просмотрели все вместе, статьи или рассказа, подходящего для ситуации. Кроме коллективного обсуждения найти возможность для индивидуального общения с каждым ребенком.
Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:
• способность вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами ведения групповой дискуссии;
• способность находить подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят, поддерживающих объединение и нравственную основу отношений в отряде;
• умение вожатого вести демократический разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;
• вожатый должен быть защитником тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства, и тех, у кого нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, сквернословию, равнодушию;
• помощь ребятам в выработке общей идеи, которую разделяют все в отряде, или актуализировать те, что уже приняты в отряде, но бездействовали;
• способность определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, привлекательную для каждого и необходимую для всех;
• умение организационно обеспечить успех задуманной деятельности.
Распространенная ошибка вожатых — замкнуть конфликт на себе. Вроде «Вы плохо поступили, я обиделась...» Да и детям так проще — «У нас все плохо, потому что плохой вожатый». Ни в коем случае! Как бы «ужасно» ни вели себя дети по отношению лично к вам, вы не имеете права обижаться! Необходимо набраться мудрости, терпения, такта и переключиться на межличностные проблемы детей. С другой стороны, нельзя в создавшейся проблемной ситуации делать виноватыми всех детей: и конкретно виноватых, и косвенно.
Каждый «виноватый» ребенок должен понимать причину и степень своей вины. А самое главное — ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что в отряде приветствуется «хорошее» в нем, а «плохое» осуждается.
Показатели успешной деятельности:
• переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу;
• у всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Речевая ситуация : дружеские отношения людей. Повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."
Составление проекта в 1 классе на уроке русского языка. Задачи урока: дать характеристику настоящей дружбы; моделировать ситуацию общения, в которой нужно рассказать о своих друзьях, о том, че...
План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе». Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...
Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.
Выступление на заседании методического объединения начальных классов...
Воспитание дружеских отношений в детском коллективе
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, спосо...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Выступление на ШМО классных руководителей...