Интерактивные игры со стульями.
учебно-методический материал на тему

Азанова Наталья Николаевна

 

«В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
А.С. Макаренко

 

Предлагаю  вашему вниманию несколько вариантов интерактивных игр со стульями для детей школьного возраста. Эти игры могут помочь педагогам в организации воспитательной работы и внеурочной деятельности.

Главное в организации интерактивной игры со школьниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие детей друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_igry_so_stulyami.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

 «В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
А.С. Макаренко

Начнем с небольшого экскурса в историю вопроса. Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей  не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности школьников в процессе обучения.

Роль педагога в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры со школьниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие детей друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Детей знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы педагогом, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия детей.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дети, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов интерактивных игр со стульями для детей школьного возраста.

В эти игры играют с удовольствием как, дети младшего школьного возраста так и дети старшего звена.

Кто лишний? 
В круг ставят стулья (на один меньше, чем число участников). Игроки встают рядом со стульями и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно ведущий подает сигнал - например, хлопает в ладоши. Как только игроки услышат этот сигнал, каждый должен сесть на стул. Но, так как стульев меньше, чем игроков, один остается без стула и выбывает из игры. В это же время из круга выносят и стул (чтобы опять игроков стало больше на один, чем стульев) и игра продолжается. 
Когда остается всего два игрока и один стул, проводят заключительный этап игры и выявляется самый ловкий и хитрый игрок – победитель. 
Волны.                                                                                                                                                         Стулья ставят плотно друг к другу по кругу. Стульев столько же, сколько и игроков. Один из игроков (ведущий) встает в центре круг. Таким образом получается, что один стул остается свободным. Ведущий дает команды: «Вправо» или «Влево». Игроки выполняют команды и перемещаются на соседние стулья. Задача ведущего - успеть сесть на свободный стул. Отталкивать друг друга нельзя. 
Когда ведущий занимает стул, новым ведущим становится игрок, который оказался без стула. 
Можно  усложнить  игру и добавляем команду «Хаос». Во время нее игроки должны быстро поменяться местами, а ведущий - занять место одного из них. 
Ещё один
 вариант игры – стулья устанавливаем сиденьями не внутрь, а наружу. И ведущему приходиться бегать гораздо быстрее, чтобы занять свободное место. 
Пленник и страж.
Из стульев нужно образовать круг, в центр посадить двух игроков. Одному из них завязывают глаза – это страж, другому связывают ленточками руки и ноги - он пленник. Остальные игроки стоят за стульями и, осторожно протягивая руки, пытаются развязать пленника. Страж должен помешать этому. Он ничего не видит, но должен почувствовать, откуда исходит угроза, и осалить освободителя. Если страж дотронется до него рукой, освободитель выбывает из игры. 
Тот игрок, который развяжет последний узел и снимет ленточку с пленника, становится стражем в следующей игре. 
Встань со стула.
Это не простая игра, а скорее игра-спор.  
Ведущий спорит, что человек не сможет встать со стула. При этом он говорит, что не будет мешать игроку, связывать его или сажать на какой-то хитрый стул. Но есть небольшое условие. Игрок должен сесть на стул так, чтобы спина была прямая и касалась спинки стула, а ноги стояли ровно под углом 90. А теперь, игрок должен встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед. Никаким усилием мышц никому не удастся встать со стула! Если, конечно, не подвинуть ноги под сиденье или не наклонить корпус вперед – но это же запрещено правилами. 
А объясняется все простым физическим законом. Центр тяжести сидящего человека находится около спинного хребта. Если мысленно провести вертикальную линию из этой точки вниз, она пройдет точно под стулом, позади ступней. А для того, чтобы человек мог стоять, центр тяжести должен находится между ступнями. Вот и получается, что нужно переместить центр тяжести (подвинуть ноги или наклонить торс). 

Правый стул.
И снова расставляем стулья по кругу, а один оставляем свободным. Водящий стоит в центре. Начинает игру тот, кто сидит справа от пустого стула. Он ударяет правой рукой по пустому стулу и громко произносит имя одного из игроков. Тот, кого назвали, быстро бежит к пустому стулу и занимает его. А водящий пытается его перегнать и первым занять пустой стул.

Если водящий не успел, он снова возвращается в центр круга. А тот игрок, справа от которого оказался пустой стул, произносит имя другого участника и ударяет по стулу. Игра продолжается и если водящий ухитряется первым занять стул, на его место встает участник, который не успел добежать до стула. 
Ярмарка.
Желательно, чтобы водящим в этой игре был взрослый (не всем детям бывает легко составить рассказ). 
Стулья расставляют по одной прямой линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети рассаживаются на стулья. 
Сначала выбирают тему. Например, ярмарка. Каждому игроку присваивается название какого-то предмета, который везут на ярмарку. Например, «таз», «корыто», «сапоги»… Ведущий должен запомнить название каждого человека-предмета. Затем ведущий начинает рассказ о том, как он собирается в дорогу и что берет с собой. Как только игрок услышал название своего предмета, он должен вскочить с места и обежать вокруг своего стула. Если замешкался, должен отдать какой-то фант (носовой платок, носок, бантик). 
В конце рассказа ведущий произносит ключевые слова (о них нужно договориться еще в начале игры), например: «Ярмарка закрывается». Игроки встают со стульев, расходятся по комнате. Но когда ведущий произнесет: «Ярмарка закрыта» все должны подбежать к стульям и занять места. Тоже самое делает и ведущий. Игрок, кому не досталось стула, считается проигравшим. 

Если в конце игры накопилось достаточное количество фантов, можно устроить розыгрыш. Чтобы вернуть фант обратно, игрок должен выполнить какое-нибудь задание (например, хрюкнуть или спеть песню).

Лягушки.
Для этой игры понадобится чуть больше свободного места. Стулья ставят по одной прямой линии, на расстоянии примерно 0,5 метра друг от друга и 3 метра от участников. Получается, что каждый участник стоит напротив своего стула. 
По команде ведущего игроки присаживаются на корточки и прыгают. Нужно пропрыгать до стула, обогнуть его и вернуться обратно. Тот, кто вернется первым – победитель.                                                                                                  Будь внимательней.                                                                                           Все садятся вкруг на стулья. Сначала желающие садятся на стулья, оставив один стул незанятым, потом оставшиеся встают за стульями, держа руки за спиной. Соответственно, у одного пары нет. Его задача – незаметно подмигивать сидящим, а задача сидящего – увидеть, что ему подмигивают, и быстро пересесть на свободный стул. Задача стоящих за стульями – увидеть, что его паре подмигивают, и успеть ее удержать, положив ей руки на плечи. Если он не успевает, то он остается без пары и сам начинает моргать.

Свита.                                                                                                                                     В ряд ставят стулья сиденьями поочередно в разные стороны. Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая свита. Водящий должен удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой, остальные повторяют все за ним. Внезапно водящий дважды стучит палкой по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А это не так-то просто теперь, т.к. стулья «смотрят» в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Потом водит тот, кому не досталось места.

Зоя ходит.

Стулья расставлены в хаотичном порядке, дети сидят на стульях. Один стул свободный. Ведущий (лучше взрослый)  встаёт в противоположную сторону от свободного стула. По сигналу, ведущий начинает двигаться по направлению свободного стула. Дети должны занять свободный стул раньше, чем дойдёт ведущий. Дети должны договориться, кто занимает стул. Надо быть внимательным и нельзя садиться на свой стул обратно, если уже встал с него. Игра усложняется, когда дети начнут хорошо взаимодействовать друг с другом. Ведущий начинает двигаться быстрее, а детям нельзя говорить, а только общаться жестами.

Отлаженный механизм.

Расставляем стулья по кругу сиденьем во внутрь. Дети стоят за стульями сзади. Наклонив стул на себя (он должен стоять на двух ножках), держат его правой рукой. Ведущий задаёт темп раз, два. На счёт «два» дети отпускают свой стул и перехватывают рукой следующий, впередистоящий  стул, так чтоб он не упал на пол. Игра продолжается до тех пор, пока дети не сделают несколько кругов, не уронив стул на пол.

Игры – соревнования в парах:

Приборка.                                                                                                             Для игры требуются два участника и два стула. Стулья ставятся спинками друг к другу. По всей комнате раскидываются множество вещей. Задача – подобрать как можно больше вещей и положить на стул. Условие: нельзя набирать по несколько вещей сразу, каждую вещь нужно отдельно относить на стул.

Кто быстрее?                                                                                                       Для проведения этой игры требуются 2 игрока и 4 стула. Стоя на коленях на одном из стульев, передвигая вперед другой, и переступая с одного стула на другой, каждый игрок старается обойти другого и добраться до финиша. Вытащи веревочку. 
Эта игра для детей - соревнование для двух игроков. Они садятся на стулья спиной друг к другу. Стулья стоят на расстоянии, примерно 2 метра друг от друга. Под стульями лежит веревочка. 
По сигналу ведущего игроки должны встать, обежать сначала вокруг своего стула, потом вокруг стула соперника, затем вернуться к своему стулу, сесть, наклониться и вытянуть веревку. Кто сделает быстрее, тот выиграл. 
До начала игры нужно договориться, что каждый игрок бежит в свою сторону, чтобы они не столкнулись в пылу сражения лбами.                             Можно усложнить эту игру. Нужно вывернуть рукава у двух курток и повесить их на спинки стульев. Стулья ставятся на расстоянии около метра друг от друга спинками друг к другу. Под стульями кладется веревка такой длины, чтобы концы ее выглядывали из-под стульев. Два участники стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть их, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку. Вот так тренируются настоящие пожарные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Игры со Смешариками"

В игре использованы макросы....

Интерактивная игра "Своя игра". ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для  родителей и обучающихся 4 класса по курсу ОРКСЭ. Смотр знаний по изученным темам: Храм, Икона, Заповеди, Библия и Евангелие....

Интерактивная игра окружающему миру "Своя игра"

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для учащихся 3 - 4 классов. Игра проводится во внеурочное время....

Интерактивная игра ко дню именинника "Своя игра"

Игра разработана с целью развития коммуникативных  и познавательных УУД...

Шаблон интерактивной игры СВОЯ ИГРА

Хочу поделиться шаблоном дидактической игры, выполненной в PowerPoint. Несмотря на то, что уже на то, что имеется целый ряд онлайн конструкторов и шаблонов СВОЕЙ ИГРЫ, в ряде регионов России учителя о...

Интерактивное обучение. Интерактивные игры.

Презентация отражает опыт работы педагога начальных классов и рассказывает об использовании интерктивных игр на разных этапах урока....

«В поисках клада» Интерактивная игра по финансовой грамотности (в форме игры «Своя игра»)

Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений. Учащиеся в этом...