Классный час " Мой город вспоминает"
план-конспект на тему

Карапетьян Ирина Валентиновна

Цель: формирование эмоционально-личностного отношения учащихся к защитникам Отечества.

 Задачи: - формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей России и нашего края;

   - воспитание чувства гордости за жизнь людей, героически   сражавшихся за свободу малой родины;

    -сохранять и развивать чувство гордости за свою страну, край, школу, семью.

  Основные термины и понятия: нравственность,  духовная культура, патриотизм, любовь к  Родине,  чувство чести, долг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moy_gorod_vspominaet.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Автор: Карапетьян Ирина Валентиновна, учитель I категории,  МБОУСОШ №9,

 г. Североморск, Мурманской области, 2015г.

Классный час.

Тема:  «Мой  город  вспоминает»

Эпиграф:  

«Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа»

                           (Л.Безыменский)

                                                             

Цель: формирование эмоционально-личностного отношения учащихся к защитникам Отечества.

 Задачи: - формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей России и нашего края;

   - воспитание чувства гордости за жизнь людей, героически   сражавшихся за свободу малой родины;

    -сохранять и развивать чувство гордости за свою страну, край, школу, семью.

  Основные термины и понятия: нравственность,  духовная культура, патриотизм, любовь к  Родине,  чувство чести, долг.

Оборудование: мультимедийная доска,портреты А.Г.Головко, В.Каверина, исторических личностей,  пословицы по теме, иллюстрации памятных знаков города Североморска.

Вспомогательный  материал:  подборка стихотворений о героях Великой Отечественной войны, краткие сведения о Героях Отечественной войны – защитниках Заполярья, синквейн.

Приложение 1. Правило написания синквейна.

  1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
  2. Вторая строчка - описание этой темы двумя прилагательными.
  3. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие  самые характерные действия предмета.
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.
  5. Последняя строчка – это синоним темы, подчеркивающий  ее суть.

Пословицы и поговорки:

  1. «Герой никогда не умрет - он вечно в народе живет»
  2. «Герой умирает – о себе память оставляет»
  3. «Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет»

Метод  и приемы:

  1. Беседа.
  2. Работа с наглядно_- иллюстративным материалом.

«Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества» /Ю.Фучик/

На доске тема классного часа: «Мой город вспоминает».

Учитель: Прочитайте тему  и подумайте, о чем мы будем вспоминать сегодня,                                        какие великие события помнит наш город.

(Высказывания детей).

Учитель: Наше государство большое и крепкое. Его называют по разному: Российская Федерация, Россия. А коротко пишут- РФ. В Конституции разные имена равнозначны.  Но есть у нас малая родина. Это город  Североморск. Здесь наш дом, наша школа, наши родители и друзья. 19 сентября 1945 года было принято решение «О присвоении названий улицам, площадям и переулкам поселка Ваенга». В этот день 19 улиц и переулков получили  «прописку». 18 апреля 1951 года поселок Ваенга получил статус города- Североморск. Наш город молодой, но имеет героическую  историю последней войны. Летопись Великой Отечественной войны можно проследить по именам улиц. Сегодня у меня есть помощники, которые помогут мне провести  классный час. Ребята нам приготовили интересные сведения о некоторых известных героях.

Ученик 1.Я выбрал для своей работы такой эпиграф: «Не просто имя – биография моей страны». Расскажу  сегодня о герое Великой Отечественной войны – об Арсении Григорьевиче Головко.  Самыми главными словами в своей жизни Головко считал слова адмирала С.О.Макарова: «Мало знать, нужно еще уметь. Уметь – это главное». Имя этого человека вошло в историю Великой войны как человека, разделившего все тяготы военного времени вместе с  мурманчанами, североморцами в трудные годы боев в Заполярье. Ум и находчивость молодого морского офицера проявлялись во всем - в большом и  малом. Был такой случай.  База торпедных катеров находилась в отдаленной бухте. А моряки жили в ветхих домах. Так Головко придумал- вызвал пожарных и приказал облить дома водой. Ледяной панцирь надолго сохранил тепло в домах. До начала Великой борьбы с фашистами, он успел проявить себя в Испании. После возвращения на родину, молодой моряк продолжал учиться в военной академии. И уже в 1940 году попадает на Север. Он не думал, что придется здесь воевать, но уже за свою Родину. Его назначили командующим флотом. Всю войну Арсений  Григорьевич вел дневник. В нем есть разные записи. Вот так он описывает начало войны, 22 июня 1941 года: « Стиснув зубы ведем счет неопознанных самолетов...первый раскатистый  гул  взрывов: в районе Полярного сброшены бомбы»... «Весь день фашистские самолеты, одиночные и группами, стремятся к району Кольского залива Мурманска. Их перехватывают наши истребители»... В первые  дни войны  он оценивал успехи наших войск так: «Свое дело мы сделали... Мы не только задержали противника, но и контратаковали его». Главным стимулом был долг – воинский и гражданский. Головко уделял большое внимание всем вооруженным силам на Севере - подводным, надводным и авиации. Это он ввел в боевую практику взаимодействие подводных лодок, торпедных катеров и авиации. Новый метод получил название «нависающая завеса» и состоял в том, что на пути вражеских кораблей  образовывалась своеобразная преграда из наших подводных лодок. Лодки топили транспорты, а уцелевших  атаковали торпедные катера и самолеты – торпедоносцы. Сам Головко называл это время «урожайной порой» на флоте. Правительство высоко оценило заслуги отважного адмирала перед Отечеством: у него четыре ордена Ленина, четыре ордена Красного знамени, два ордена Ушакова I степени, орден Нахимова I степени, два ордена Красной Звезды и много других медалей. Он прожил пятьдесят семь лет, но память о нем жива. Мы будем всегда помнить нашего славного героя Заполярья, отважного командующего. Не забыть нам его никогда, есть улица его имени в городе нашем.

Ученик 2. Подвиги североморцев во время Великой Отечественной войны яркими страницами вошли   в героическую летопись Вооруженных сил. 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в  Великой Отечественной войне 1941-1945  годов  Северный флот  награжден орденом Красного Знамени.

Ученик 3.

«Война закончилась. И пушки замолчали.

И годы сгладили великую беду.

И мы живем. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году.

И от Камчатки до прославленного Бреста,

От Севастополя до мурманских широт

Печаль и радость по стране шагают вместе,

И снова память нам покоя не дает.

                                                               

Война закончилась. Но песней опаленной

Над каждым домом до сих пор кружит,

И не забыли мы, что наши миллионы

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить».

                                                      /  М.Ножкин/

Ученик 4. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Эти замечательные слова  являются цитатой из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона и стали эпиграфом у замечательного писателя Вениамина Александровича Каверина в книге «Два капитана». Военкор «Известий» Каверин встретился с командующим, вице-адмиралом А.Г.Головко в Архангельске.  Командующий Северным флотом  оставил заметный след в творчестве Каверина. Писатель был  собственным корреспондентом «Известий» по Северному флоту. Во время войны являлся  очевидцем и участником многих ярких событий в Заполярье. Дружеские отношения с Головко  поддерживались до конца жизни. Еще бушевала война, а писатель опять вернулся к своему любимому произведению «Два капитана».

В романе «Два капитана» без труда можно узнать описание летного аэродрома Ваенга.  Сюда же он поселил и главного героя- Саньку Григорьева. Другой герой, но уже  реальный - Борис Сафонов поднимался с этого аэродрома в воздух. Прообразами главного героя книги стали несколько человек.  Это: лейтенант Брусилов, штурман  Альбанов, старший лейтенант Седов, геолог  Русанов.  Вот из судеб таких героев возник образ первого капитана – Ивана Львовича Татаринова. Второй капитан – Санька Григорьев проходит путь Татаринова и восстанавливает  его  доброе имя. «Такие капитаны двигают вперед человечество и науку», - говорит судья  Сковородников, герой из этого романа.

     Сюжет книги основан на реальных событиях. История  Саньки Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, известного генетика, профессора ленинградского университета. Еще одним прототипом стал военный летчик-истребитель Самуил  Клебанов, героически погибшим в 1943 году. Свой роман Каверин писал с 1938 года по 1944год.  А в 1946 году его за этот роман наградили Государственной премией. Арсений Григорьевич Головко не раз возникает на страницах «Двух капитанов».  Позже Каверин назовет адмирала Головко одним из самых лучших флотоводцев страны.

В городе Полярном, где жил во время войны Каверин,  существует площадь  Двух капитанов, на которой есть памятник «Вам, кто погиб, но не был побежден» с указанием количества погибших.

Ученик 5.

«Пока наш город очень молодой

И улиц в нем не так уж много,

Мы не спорим.

Но здесь, что не названье – то герой,

Прославленный в боях североморец».

Ученик 6. Я выбрал девиз своих сообщений такой: «Никто не забыт, ничто не забыто!».  В нашем городе есть  много военных памятников. Но лучше рассказывают о героях названия улиц. Улица Авиаторов названа в честь летчиков Северного флота. В годы Великой  Отечественной войны  53 летчика – североморца стали Героями Советского Союза. Наша  улица Авиаторов имеет свой День рождения-16 июня 1952 года. Гвардия - знак отличия воинской доблести. Восемь частей и кораблей  Северного флота в годы Великой Отечественной  войны  удостоены этого звания. Улица стала Гвардейской 9 сентября 1952 года.

Ученик 7. Улица имени Головко названа в честь командующего Северного флота.  которому довелось встретить войну на севере и всю ее провести, от  звонка до звонка, как он писал «вместе с флотом». Успешные действия флота стали лучшей аттестацией для командующего. Улица  Спортивная стала называться улицей Головко 13 июля 1962 года. Вся история Североморска связана с морем и флотом, с его героическим прошлым. Многие улицы города являются как бы  мемориалом. Они хранят память о многих замечательных и отважных людях. Улица имени  Б.Ф.Сафонова- главная улица Северной столицы. Названа в его честь.На этой улице проживает его сын-Игорь  Борисович  Сафонов. А вот и еще история в улицах: «Никто не забыт, ничто не забыто!». Мы помним их имена: Петр Георгиевич Сгибнев,  Иван Александрович  Колышкин,  Иван Михайлович Сивко, Константин Иванович Душенов, Арсений Григорьевич Головко... (фотографии  на доске)

Ученик 8.

«Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

 И имя есть у этого героя-

 Великой Армии простой солдат!»

         ( М.Исаковский)

Учитель: Время быстро пролетело, много вспомнили имен. Но герои живы до тех пор, пока их вспоминают. Мы знаем, что война – большое зло. Ребятам было дано задание, написать сочинение на тему добра и зла, красоты и уродства. Одно из таких сочинений мы сегодня и послушаем. А называется оно «Аришкины размышления».

Ученик 9.(Чтение сочинения «Аришкины размышления»).

«В школе ввели новый предмет «Светская этика». Однажды учительница сказала:

- Дети, напишите сочинение о том, что вам кажется красивым, а что – уродливым.

 Аришка долго думала: что же самое красивое?

  Вся короткая жизнь предстала перед ней в картинках.

Здесь мама гладит ее по головке и поет колыбельную песню. Это хорошо!

А вот мама учит ее делать первые самостоятельные шаги по комнате, которая постепенно становилась целой страной детства. Это тоже хорошо!

Наконец, дорогие родители провожают ее в школу, в первый класс. И вот она уже размышляет над сложным заданием учителя. Добро и зло всегда идут рядом. Как же определить самое красивое и самое уродливое?

  Девятого мая  был парад Победы на Площади Приморской. Морские части четко чеканили шаг под звуки военного марша. Людей было много. Но Аришке все видно на папиных плечах. Все пели песни, которые затянули ветераны: «Катюша», «Прощайте, скалистые горы!»

А как помолодела бабушка в тот знаменательный день! Да и не только она!

Во время войны бабулечке было десять лет, но и  она внесла свою лепту в Победу над врагами. Она помогала семьям, погибших воинов на войне. У нее в военное время даже седина появилась в длинных косах. Бабушка рассказывала, что это случилось, когда она увидела, как в детский садик попала вражеская бомба. Представляете, ведь там были дети! Это плохо! А раз плохо, то и уродливо! 

Самый красивый день в  жизни моей Родины - День Победы!

Самое красивое – это когда тебе помогают, когда вокруг тебя добрые люди живут. Однажды я забыла дома учебник по «Светской этике». Маша отдала мне свой. На уроках мы часто говорили о моральном долге, о чести и совести. Наверное, долг помогать одноклассникам – это поделиться учебником. Это мне совесть их подсказала! Я думаю, что это очень хорошо! Ведь Маша совершила добрый поступок.

А что же самое уродливое в нашей жизни? Я, думаю, это война. В наше время еще добавился терроризм.

Почему им так хочется убивать? Неужели, не жаль детей? Аришка вспомнила про Беслан. Это и стало самым уродливым в ее понятии. Только самый большой злодей мог поднять оружие против детей.

 Самое красивое – это когда мир на Земле!

Так воспоминания помогли маленькой девочке повторить уроки по новому курсу и понять, что умение отличать хорошее от плохого, доброе от злого помогает людям строить жизнь в обществе, жить в мире на всей планете.

И Аришке стало легко на душе. Она поняла, что все доброе – красивое, а все злое - уродливое.

Она с облегчением принялась писать домашнее сочинение».

Учитель: Как вы думаете, о чем напишет Аришка в своем сочинении?

(Высказывания детей)

Учитель:   Подберите, пожалуйста, слова, чтобы получилось высказывание по теме классного часа.  

Синквейн:

имена  герои

вечные  живые

помнить  чтить  останется

Подберите пословицу  и прочитайте нам.

 /Чтение пословиц на планшетах, беседа по содержанию/

Учитель: Наше  Отечество в разные времена защищали разные люди, которые по разному одевались,  владели разным  оружие м, но все они были героями, потому что верно и преданно служили своей Родине. Посмотрите на экран и вспомните этих героев:

Илья Муромец

Александр Невский

Петр  Первый

Александр Суворов

Михаил Кутузов

Георгий Жуков

Борис Сафонов

Арсений  Головко

Вениамин Каверин

Учитель: ВСЕХ  ЭТИХ  ГЕРОЕВ  ОБЪЕДИНЯЛА НРАВСТВЕННОСТЬ, ЧУВСТВО ДОЛГА,  ДОБРОТА, ЧЕСТНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ,  ЛЮБОВЬ  К  СВОЕЙ  ОТЧИЗНЕ. ОНИ СЧИТАЛИ, ЧТО  ПЕРВЫМ  ДЕЛОМ  НАДО СЛУЖИТЬ РОДИНЕ. А  РОДИНА  ВСЕГДА  ДОЛЖНА ПОМНИТЬ  ИХ ИМЕНА!

«Герой – это человек, который в решительный момент делает  то, что нужно делать в интересах человеческого общества» /Ю.Фучик/

И закончить наш разговор мне хочется маленьким стихотворением:

«Мы помним всех,  

Не вправе забывать

Их  имена и подвиги земные.

Повсюду памятники

Строгие стоят

И словно стражники

Извечные застыли»                                  

(Карапетьян И.В.)

(виртуальная экскурсия- фотовыставка  памятников города Североморска)

Ученик 10.

Помните!        

Через века, через  года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны!

(Минута молчания)

/Выбирается делегация для возложения цветов к памятнику Б.Ф.Сафонова

 в Авиагородке/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мой город - капелька России"

Городской заочный конкурс презентаций внеклассных мероприятий «Зов сердца»...

классный час "Освобождение города Михайлова"

Классный час посвящен 70-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков.Предназначен для учащихся 2 класса....

Классный час "Памятники города Кемерово"

Классный час, посвященный памятникам нашего города. Гланая задача - знакомство детей с достопримечательностями города Кемерово....

Классный час "Балахна - город мастеров"

Классный час посвящен истории родного города, основным промыслам, приурочен к празднованию Дня города Балахны....

Классный час ""Это город - солдат, это город - герой, это наш Сталинград боевой!.."

Материал классного часа можно использовать  для проведения мероприятий, посвященных ВОВ....

Классный час "Этот город самый лучший город на Земле"

Цели:·        Знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями.·        Познакомить детей со словом, обозначающим отн...

Классный час «Москва - город — герой, Москва город -героев»

Классный час  «Москва - город — герой, Москва  город -героев»...