Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних
классный час (4 класс) на тему

Larisa36

4 класс

Внеклассное мероприятие с презентацией

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkfmshch.part1_.rar2.9 МБ
Файл zkfmshch.part2_.rar2.9 МБ
Файл zkfmshch.part3_.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

http://ped-kopilka.ru/images/photos/medium/article114.jpg

 Подготовили и провели:

Золотухина Л.А. ,

Кошкина Е. В.

Цель:

* Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

* Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

* Пропаганда правовых знаний;

* Формулировать собственное мнение и позицию.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.    Одновременно с ними появились Главные вопросы:

· Что люди могут делать и чего не могут?

· Что они обязаны делать и чего не обязаны?

· На что они имеют право и на что не имеют?

Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Антон: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Аня (староста): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

 - Что так активно отстаивают ребята? (свои права)

 - Как вы понимаете, что такое право? …

«Право - возможность что - нибудь делать, осуществлять»

А где прописаны ваши права?(ответы детей)

Кто догадался как будет звучать тема классного часа? (ответы детей)

 - А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете права детей. А помогут нам в этом литературные герои.

Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции:

«Козлятушки - ребятушки, отоприте - ка, отворите - ка».

(не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)

«Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

(Не имеешь права меня эксплуатировать)

«Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

(Не имеешь права лишать меня жизни)

 «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

(Не имеешь права лишать меня имущества)

 - Почему было плохо литературным героям? ( Были нарушены их права)

Давайте сделаем вывод: Надо уважать чужие права.

  Нельзя нарушать чужие права

О чем забыли ребята в этих сценках? ( Об обязанностях…)

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения).

 - Какая самая главная обязанность у вас в семье?

(слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, получить основное общее образование, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах)

А это где - нибудь прописано? (нет, существуют традиции семьи)

 - А какие обязанности существуют у учеников?

 - Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника.

Обязанности:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Прилежно учиться;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

 Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

 - А откуда вы это знаете? (Устав школы)

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях,

а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих - либо прав, за свое противоправное поведение.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений

Какие виды ответственности вы знаете?

Ответы детей

- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения.

(нарушение правил дорожного движения , нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. к примеру: опоздание на работу, учебу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

А теперь я хочу предоставить слово нашему гостю, который более подробно познакомит вас с видами уголовной ответственности.

Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1 Разбор ситуации:

· №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

· №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

· №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

· №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

· №5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

· В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).Так что, помните, с законом шутки плохи!

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г - гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

· 1. Порвал учебник одноклассника (Г)

· 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

· 3. Избил одноклассника (У)

· 4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

· 5. Совершил прогул в школе (Д)

· 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

· 7. Разбил мячом окно. (Г)

· 8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Памятка школьнику

Добросовестно учись.

Соблюдай дисциплину

Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

Вывод:  Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Тест

 Что такое Конституция?

 а) Книга о приключениях.

 б) Основной закон России.

 в) Название шоколада.

В каком возрасте начинается административная ответственность?

 а) С 16 лет.

 б) С 18 лет.

 в) С рождения.

Ребенок — это человек. . .

а) который ходит в школу;

б) не достигший 18 лет;

 в) достигший 18 лет.

Что такое закон?

 а) Документ, который регулирует права людей.

 б) Правило поведения.

 в) Наказание за преступление.

В чем цель наказания?

 а) Посадить человека в тюрьму.

 б) Предотвратить новые нарушения закона.

 в) Наградить правонарушителей.

Правонарушение - это. .

 а) нарушение закона;

 б) нарушение распорядка дня;

 в) нарушение режима питания.

Ребенок, совершивший преступление. . .

 а) виновен в любом случае;

 б) вообще не может быть обвинен в преступлении;

 в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Преступление - это. . .

 а) особо опасный проступок;

 б) добрый поступок;

 в) не очень опасный проступок.

Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?

 а) Сообщить начальству

 б)Сообщить его родителям.

 в) Сообщить классному руководителю.

 С какого возраста начинается уголовная ответственность?

 а) С 16 лет.

 б) С 14 лет в особых случаях.

 в) С 18 лет.

Запрещается вовлечение детей в. . .

 а) преступление;

 б) игру;

в) поход.

Ребенок имеет право на:

 а) жизнь;

 б) общение с родителями;

 в) защиту от голода и болезней.

Защита Отечества - это. . .

а) долг и награда;

 б) обязанность;

 в) долг и обязанность.

Вовлечение детей в распитие спиртных напитков. . .

а) запрещено;

 б) полезно;

 в) не наказывается.

Ребенок свободен. . .

 а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;

 б) свободен выбирать религию;

 в) оба варианта.

Какой самый распространенный вид наказания?

 а) Предупреждение.

 б) Вызов в милицию.

 в) Штраф.

                   Поэтическая релаксация

1.Конституция у нас одна,

В ней права от А до Я.

Каждый, заглянув в неё,

Защитит своё жильё.

2.Защитит она и честь и имя,

И расскажет об обязанностях твоих в России.

Все права и все свободы закреплены

В статьях лучшего Российского закона,

И право трудиться и право лечиться,

Все они от рожденья твои!

 

3.Законы создаются для людей,

Чтоб чувствовать себя свободным в государстве.

Но нарушать закон ты, гражданин, не смей,

Иначе можешь ты виновным оказаться.

 

4.Закон тебя вознаградит,

Коли ему ты будешь подчиняться.

И знай, что ты законом не забыт,

А преступать его, не стоит даже браться.

 

5.Семейным счастьем дорожи,

И не убей, не укради,

И без причины никого не уличай во лжи.

Души своей богатство береги.

 

6.Будь честен ты с собой и с остальными,

Не пререкайся с теми, кто тебя мудрей.

Люби, и будешь ты любим другими,

Ведь ты живёшь среди Людей.

 

7.Но это всё мораль, закон суров,

На то он и Закон – основа всех основ.

Законы следует не только уважать.

Ещё их надо чётко выполнять.

 

8.Что в Конституции дано

Ты выполняй беспрекословно.

Ведь только через знание Закона

Тебе стать гражданином суждено.                                                                   

 

9.Имею право на свободу,        

Имею право выбирать.                

Права имею на учебу,

Но не имею право лгать.

10.Предмет такой есть в школе "право",              

Он учит правильно нас жить,                         

Определять: где ложь, где правда,

Отчизне верностью служить.                                                      

11.Декларация о правах человека

Так много прав на свете есть,

И все они важны.

Имеем право жить в своей стране,

с другой страной дружить.

 

12.Есть право на свободу,

На счастье и любовь.

Есть право на учебу,

и даже на жилье.

 

13.Есть право на работу,

И право на досуг,

и этими правами

ты пользуешься, друг!

 

14.И чтобы знать о всех правах

Ты Декларацию прочти:

Она объединила

Всех людей Земли!

 

15.У каждого из нас есть 30 прав.

Мы знаем их и будем с ними вечно.

На жизнь есть право - главное из всех,

Есть так же право на свободу, брак и честность. 

                                                               

16.Права записаны и действуют всегда.

И где бы не были мы - это остается,

Ведь это введено в указ

И запретить их просто невозможно.

17.Мы в праве отдохнуть и провести

Свой досуг так, как хочется самим нам,

А так же в праве просто в мире жить:

Без рабства, грубости, жестокости и пыток.

18.Права нужны нам,

С этим согласятся все,

Ведь в жизни мы используем их часто.

Поэтому, «Спасибо!», -скажем мы,

За то, что в нашей жизни есть они!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реа...

Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...

• Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Классный час проводится с целью научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу....

Классный час по теме"Права, обязанности и ответственность подростка" 2 класс. 2018г.

Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.Продолжить отработку умений взаимодействия  в группе, ведения дискуссии в  микрогруппе; Дать возможность  учащим...