Памятка учителю по работе с трудными подростками
консультация на тему

Рекомендации учителю по работе с "трудными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_uchitelyu_po_rabote_s_trudnymi_podrostkami.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка учителю по работе с трудными подростками

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

классному руководителю по работе с «трудными» подростками 

  • Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  • Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  • Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  • 5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  • Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  • Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  • Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  • Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  • В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

   ПАМЯТКА  

классному руководителю (куратору) по работе с «трудными» обучающимися

  • Посещение трудных учащихся на дому.
  • Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.
  • Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
  • Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
  • Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

 

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ: 

  • Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  • Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
  • В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  • Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  • Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
  • Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

 

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ: 

  • педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника
  • начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться
  • наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса
  • единство педагогических влияний школы, семьи и общества
  • авторитет воспитателя в глазах подростка
  • высокая педагогическая культура воспитания
  • воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью

 

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ: 

  • Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
  • При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
  • В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  • Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  • Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  • Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  • Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  • Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

 Рекомендации педагогам

для повышения результативности процесса перевоспитания трудного подростка

 

Эффективность перевоспитания зависит от того, обеспечены ли необходимые для него условия:

  1. Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно.
  2. Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный мир подростка.
  3. Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных. Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.
  4. Эффективностью перевоспитания и воспитания является использование школой огромных воспитательных возможностей семьи, согласованность действий учителей и родителей, стремление к общению-диалогу.

В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:

  1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
  2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
  3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
  4. Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.
  5. Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
  6. Индивидуальный подход к трудному ученику.

 Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:

  1. Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.
  2. Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.
  3. Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.
  4. Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.
  5. Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.

Перевоспитывание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития. Его функции тоже разнообразны. Это, во-первых, интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоление внутренних предпосылок трудновоспитуемое. Во-вторых, устранение рассогласования отношений личности и изменение ее отношений к себе, к другим и к собственной учебной деятельности. В-третьих, устранение результатов неправильного воспитания и исправление ошибок, допущенных в развитии данного ребенка. Наконец, активизация усилий самой личности на преодоление отрицательных явлений в собственном поведении.

 

Рекомендации психолога по общению с подростками:

  1. Уметь выслушивать подростка.
  2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,    постараться изолировать его от лидера группы.
  3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
  4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.
  5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
  6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
  7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
  8. Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.
  9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
  11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
  12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
  13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
  14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
  15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Рекомендации для родителей и педагогов

для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

 

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.

 

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

  • Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
  • Доверие.
  • Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
  • Вовлеченность в интересную деятельность.
  • Пробуждение гуманных чувств.
  • Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:

  1. Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
  2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
  3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы:

  1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
  2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
  3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
  4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
  5. Приказание.
  6. Предупреждение.
  7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
  8. Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы:

  1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

 

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

  1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
  2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
  3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
  4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
  5. При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. 

Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
  • формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
  • постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
  • проявление доверия к ученику;
  • формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
  • оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
  • учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•       преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

•       приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

•       защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

•       постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

•       формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

 

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.

Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

  • учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;
  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
  • обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

  • воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
  • воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
  • все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. 

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
  • выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
  • предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
  • выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
  • стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
  • подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

Предыдущая            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и специалистов "Особенности работы с "трудными подростками"

Консультация предназначена для педагогов и специалистов, работающих с  "трудными детьми", поможет найти  наиболее эффективные подходы и выработать для себя определенные правила  взаимод...

Памятка классному руководителю по работе с «трудными» детьми

При работе с «трудными» детьми следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успе...

Презентация "Психология учителю:работа с "трудными" учителями и родителями"

Курс по психологии. Занятие "Психология учителю:работа с "трудными" учителями и родителями"...

Статья "Трудные подростки"

В помощь воспитателям....

Работа с "трудными" подростками

Воспитание и обучение ребенка - сложный процесс, и педагогам нельзя переоценивать свои силы и возможности, ведь главное - это не навредить, именно поэтому в нашем детском доме вся работа проводится вс...