Памятка учителю по работе с трудными подростками
консультация на тему
Рекомендации учителю по работе с "трудными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_uchitelyu_po_rabote_s_trudnymi_podrostkami.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка учителю по работе с трудными подростками
РЕКОМЕНДАЦИИ
классному руководителю по работе с «трудными» подростками
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- 5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
- Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ПАМЯТКА
классному руководителю (куратору) по работе с «трудными» обучающимися
- Посещение трудных учащихся на дому.
- Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.
- Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
- Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
- Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:
- Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
- Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
- В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
- Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
- Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
- Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
- педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника
- начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться
- наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса
- единство педагогических влияний школы, семьи и общества
- авторитет воспитателя в глазах подростка
- высокая педагогическая культура воспитания
- воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:
- Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Рекомендации педагогам
для повышения результативности процесса перевоспитания трудного подростка
Эффективность перевоспитания зависит от того, обеспечены ли необходимые для него условия:
- Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно.
- Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный мир подростка.
- Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных. Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.
- Эффективностью перевоспитания и воспитания является использование школой огромных воспитательных возможностей семьи, согласованность действий учителей и родителей, стремление к общению-диалогу.
В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:
- Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
- Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
- Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
- Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.
- Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
- Индивидуальный подход к трудному ученику.
Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:
- Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.
- Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.
- Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.
- Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.
- Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.
Перевоспитывание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития. Его функции тоже разнообразны. Это, во-первых, интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоление внутренних предпосылок трудновоспитуемое. Во-вторых, устранение рассогласования отношений личности и изменение ее отношений к себе, к другим и к собственной учебной деятельности. В-третьих, устранение результатов неправильного воспитания и исправление ошибок, допущенных в развитии данного ребенка. Наконец, активизация усилий самой личности на преодоление отрицательных явлений в собственном поведении.
Рекомендации психолога по общению с подростками:
- Уметь выслушивать подростка.
- Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.
- Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
- Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
- Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
- Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
- На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
- Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
- Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
- Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
- Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
- Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
- Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
- В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Рекомендации для родителей и педагогов
для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.
В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Существуют следующие группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
- Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
- Доверие.
- Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
- Вовлеченность в интересную деятельность.
- Пробуждение гуманных чувств.
- Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:
- Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
- Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
- Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы:
- Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
- Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
- Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
- Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
- Приказание.
- Предупреждение.
- Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
- Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы:
- Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
- Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
- Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
- Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
- Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
- Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
- При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.
Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:
- стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
- формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
- постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
- проявление доверия к ученику;
- формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
• защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
• формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.
Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
- учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;
- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
- обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
- воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
- воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
- необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
- все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
- поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
- постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
- выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
- стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
- подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
- нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ".
МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Консультация для педагогов и специалистов "Особенности работы с "трудными подростками"
Консультация предназначена для педагогов и специалистов, работающих с "трудными детьми", поможет найти наиболее эффективные подходы и выработать для себя определенные правила взаимод...
Памятка классному руководителю по работе с «трудными» детьми
При работе с «трудными» детьми следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успе...
Презентация "Психология учителю:работа с "трудными" учителями и родителями"
Курс по психологии. Занятие "Психология учителю:работа с "трудными" учителями и родителями"...
Доклад «Методика поведенческого анализа «трудного» подростка
Доклад "Трудный ребенок"...
Статья "Трудные подростки"
В помощь воспитателям....
Работа с "трудными" подростками
Воспитание и обучение ребенка - сложный процесс, и педагогам нельзя переоценивать свои силы и возможности, ведь главное - это не навредить, именно поэтому в нашем детском доме вся работа проводится вс...