Воспитательная программа "Город мечты"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Зверева Людмила Борисовна, учитель начальных классов МОУ " Тюбукская СОШ № 3"
Программа " Город мечты"
Содержание
1. Введение................................................................................................стр.2
2. Визитная карточка класса....................................................................стр.4
3. Паспорт программы.............................................................................стр.5
4. Модель воспитательной программы....................................................стр.9.
5. Пояснительная записка ........................................................................стр.10
5.1. Основная идея.................................................................................стр.10
5.2. Цель программы, задачи................................................................стр.12
5.3. Способы достижения цели.............................................................стр.14
5.4. Направления программы................................................................стр.14
5.5. Подходы к воспитанию...................................................................стр.14
5.6. Принципы построения программы................................................стр.14
5.7. План поэтапной реализации программы.......................................стр.15
5.8. Планируемые результаты программы...........................................стр.16
5.9. Формы для организации деятельности..........................................стр.17
6.Содержание программы (ценности, задачи, прогнозируемый результат,
виды, формы деятельности, примерный перечень мероприятий.................стр. 18
7. Направления работы с родителями..............................................................стр.34
7.1. Планирование работы с родителями...............................................стр.37
8. Ресурсное обеспечение..................................................................................стр.40
Дети - это самое большое счастье!
Ведь дети с их непосредственностью
и бескорыстной любовью способны
вылечить любые душевные раны и
скрасить одиночество.
1. Введение.
Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто - то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто - то рыжий, как огонек свечи, а кто - то – классический заяц - русак летом, кто - то строит песочные замки, а кто - то возводит небоскрёбы...
Но… «Кто я?»...Не раздумывая скажу: «Я – учитель». Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: «Я – мать», или «Я – женщина». Но «Я – учитель!»
Я не просто учитель. Я – классный руководитель. Я служитель храма Детства, на алтаре которого неокрепшие, легкоранимые детские души и сердца, зоркие глаза, жадно глядящие на этот сложный и непонятный мир.
И я смело могу сказать:
Я – любящий человек! У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих
детей этому чувству. Как говорил Л.Н.Толстой: «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.» В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям.
Я – счастливый человек!! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня уже больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них учится в 4 классе, кто-то заканчивает одиннадцатый, кто-то уже работает – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И этим я счастлива!
Я – классный руководитель!!! Детей называют «цветами жизни», значит классные руководители – «садовники». И именно мне доверено Человечеством "сеять разумное, доброе, вечное" в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!
И если подумать какие же цветы спрятаны в наших детях, то я бы наверное подумала, что где -то внутри у них спрятаны колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Я задумалась, как сделать пребывание детей в школе насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребёнку возможности скучать? Если дети будут вкладывать в подготовку мероприятий частичку своей души, своей фантазии, своего труда, тогда каждый день будет праздником, мечтой. Они всё могут! Ведь ребёнок не знает, что он чего-то не умеет, пока ему об этом не скажут.
Передо мной встала практическая задача - выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику осознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя.
И вот была создана программа "ГОРОД МЕЧТЫ", потому что:
М - мнение, мораль, мотивация.
Е - единство школы и семьи.
Ч - чувство прекрасного, эстетические чувства.
Т - толерантность, тренинги, трудолюбие.
А - адекватное отношение к происходящему.
Да и вся наша жизнь - это мечты и стремления. И когда удаётся исполнить мечту ребёнка на самореализацию, я счастлива, а вообще, жаль, что я не волшебник! Я еще просто учусь!
«Дети охотно всегда чем-нибудь
занимаются. Это весьма полезно,
а потому не только не следует
этому мешать, но нужно
принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский
2. Визитная карточка класса.
Воспитание! Значение этого слова многогранно. Каждый понимает его по-разному. Для меня оно связано со звонкими детскими голосами, пытливыми озорными глазами, олицетворяющими мир детства. Юные души жаждут сказки, чуда, открытий. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового, мечтают и ждут чудес.
Мои дети – очень творческий народ. Они умеют дружить, любить, мечтать. И таких у меня 18 человек в четвёртом классе и 23 во втором! Будущие выпускники очень трепетно относятся к малышам, окружают их заботой и вниманием. Вот с ними, моими четвероклассниками, я и хочу Вас познакомить. В классе у нас 12 девочек и 6 мальчиков. И так как класс "девчачий", ведущая роль за девчонками, но мальчики всегда, во всех делах, говорят своё весомое мужское слово.
У творческих людей и интересы абсолютно разносторонние. Ребята посещают детскую школу искусств. На хореографию ходит 8 человек, на хор - 2 чел., на музыкальные занятия по классу фортепиано и гитары - 3 чел., в художественную школу - 6 чел., в спортивные секции (бокс, акробатика, теннис, футбол) - 9 чел. Спасибо преподавателям дополнительного образования, все привитые ими навыки очень нужны нам в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Ребята в классе очень активны, мы принимаем участие не только в школьной жизни, но очень любим различные районные ( "Сам себе спасатель", "Безопасное колесо", конкурсы чтецов, конкурсы проектов и др.), областные ( спортивные соревнования, конкурсы детского творчества...) и даже всероссийские олимпиады ( ЭМУ,"Русский медвежонок", "Кенгуру", КИТ, "Британский бульдог") и мероприятия. Имеем заслуженные награды и призы. Также с удовольствием посещаем школьный музей , школьную и сельскую библиотеку, участвуем в предложенных ими конкурсах и мероприятиях.
Мы дали своему классу название "Мечтатели", ведь именно мечты и желания заставляют человека идти вперёд, воплощать в жизнь всё задуманное и намеченное.
А для того чтобы ребенок чувствовал себя нужным, понимал свою значимость в общественной жизни класса, ему нужна помощь не только классного руководителя, педагогов, но и родителей. Вот мы и работаем рука об руку:
Дети + Педагоги + Родители!
Родители нашего класса сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников, ярмарок, в создании проектов и т.д. Вот так мы вместе и строим наш общий
"ГОРОД МЕЧТЫ"!
3. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Разделы программы | Краткое содержание |
Основание и дата утверждения воспитательной программы | Решение родительского комитета от 31.08.2009 года МО классных руководителей школы 30.08.2009 года |
Заказчик программы | Администрация МОУ «Тюбукская СОШ № 3» |
Разработчики программы | Классный руководитель 1-б класса, Зверева Людмила Борисовна Родительский комитет 1-б класса |
Цели и задачи программы | Цель программы. Для классного руководителя:
Для учащихся и родителей:
Задачи программы.
|
Основные индикативные показатели воспитательной концепции | 1. Количество обучающихся, занятых в системе дополнительного образования: 2009-2010 учебный год –68 % 2010-2011 учебный год – 76 % 2011-2012 учебный год – 82% 2012-2013учебный год – 90% 2. Количество детей-участников олимпиад, соревнований и конкурсов: 2009-2010 учебный год – 52% 2010-2011 учебный год – 40% 2011-2012 учебный год – 63% 2012-2013 учебный год – 75% 3. Количество детей, состоящих на учете в ПДН: 2009-2010 учебный год – 0% 2010-2011 учебный год – 0% 2011-2012 учебный год – 0% 2012-2013 учебный год – 0% 4. Количество правонарушений: 2009-2010 учебный год – 0 % 2010-2011 учебный год – 0 % 2011-2012 учебный год – 0% 2012-2013 учебный год – 0% 5. Уровень воспитанности учащихся: 2009-2010 учебный год –3,2 % 2010-2011 учебный год –3,7 % 2011-2012 учебный год – 4,1% 2012-2013 учебный год – 4,2% 6. Степень удовлетворенности школьной жизнью: 2009-2010 учебный год – 100% 2010-2011 учебный год – 90 % 2011-2012 учебный год – 92 % 2012-2013 учебный год – 94 % 7. Рост творческой активности учащихся (результаты участия в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях); 2009-2010 учебный год – 74% 2010-2011 учебный год – 86% 2011-2012 учебный год – 90% |
Сроки и этапы реализации | Сроки реализации программы: 2009 – 2013 гг. |
Исполнители основных мероприятий программы | Ученический коллектив, родители, учителя-предметники, работающие с классом, педагоги дополнительного образования и классный руководитель, представители социума |
Основные блоки программы |
Цель: Развитие умения общаться и сотрудничать. Задачи: 3. Начать работу над развитием творческих способностей детей Ожидаемый результат: создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом воспитания и учения.
Цель:
Задачи:
Ожидаемый результат: воспитание интереса к самому себе, формирование адекватной самооценки и адекватно реагировать на происходящее, самоуважения, уверенности в своих силах и желание самореализоваться; формирование ответственности за свои поступки по отношению к окружающему миру.
Цель: Формирование положительной «Я – концепции» Задачи: 1. Учить взаимодействию с другими людьми, умение работать в коллективе. 3. Развитие умения общаться и сотрудничать. Ожидаемый результат: научить детей действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.
Цель: Воспитывать и развивать целостную личность, как модель выпускника начальной школы. Задачи: 1. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений и навыков Условий для поиска в ситуации нравственного выбора. Ожидаемые результаты: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене. |
Механизмы реализации воспитательной программы | Классный руководитель - планирует воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекает учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, внедряет новые технологии, способствующие воспитанию гармонично развитой личности, отслеживают результаты учащихся, организовывает работу, которая будет интересна детям, оказывает индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами. Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в организации мероприятий. |
Ожидаемые конечные результаты программы | В результате реализации воспитательной программы в классном коллективе будут созданы условия для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности и обладающей сформированными качествами, необходимыми для адаптации в современном обществе, высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних. |
5.Пояснительная записка
5.1 Основная идея
В Концепции модернизации российского образования с 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к
социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы " Город мечты" считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их
развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной
социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
- социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.
- воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного
образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного
развития ребенка. Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Воспитатель должен ориентировать детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
Я считаю, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
При разработке своей программы я, стараясь учитывать требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей.
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми.
- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
На вопрос: «Как это сделать? » я попыталась ответить своей воспитательной программой.
Моя программа называется "Город мечты". Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет.
Думаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве, с учащимися средних и старших классов, с родителями, с внешкольными учреждениями.
Срок реализации программы – четыре года.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной программе является коллективно-творческая деятельность.
Я думаю, что если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким.
Отдых - значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.
Самостоятельность - не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность - это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
Коллективизм - любое дело для всех и для каждого. Тогда - общие интересы, друг без друга скучно.
Творчество - мощный импульс в развитии ребенка.
Польза - выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
Тайна - без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.
Сейчас, наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашем классе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей, и всё им не в тягость, а очень интересно.
5.2.Цель программы:
Для классного руководителя:
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи программы.
- включить детей в творческую, нравственно- ориентированную деятельность в целях формирования позитивного отношения к окружающему миру;
-обеспечить возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
- формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;
- принятие учащимися общенациональных ценностей, духовных традиций,
- формировать чувство патриотизма и гражданской солидарности;
- привить навыки здорового образа жизни, основ культуры общения;
- способствовать развитию совместной деятельности детей и их родителей;
5.3. Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
- совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
- совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
- гласность жизни
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- творчество в процессе обучения (на уроках);
-творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
- проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
- проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
- проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
- учитывать развитие прирожденных задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
5.4. Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
1. Социальное - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2. Духовно-нравственное - воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3. Спортивно-оздоровительное - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
4.Экологическое -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
5.Общекультурное - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
5.5. Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации "Город мечты" и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность,
обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от
взрослых к детям, от человека к человеку.
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями , родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
5.6. Принципы построения программы:
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников.
Воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Принцип целостности в воспитании предполагает понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип природосообразности и развития, предполагает учет закономерностей природного развития ребенка, опирается на психологопедагогические диагностики, обеспечивает развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяет развивать разнообразные навыки и умения.
Принцип индивидуализации и дифференциации предусматривает учет уровня развития способностей ученика и формирование на этой основе индивидуальных планов воспитания и социализации учащихся.
Принцип выбора обеспечивает учащимся свободу выбора дополнительных образовательных услуг.
Принцип системности и непрерывности утверждает, что взаимодействие всегда комплексно, оказывает влияние на всю систему, предполагает создание целостной образовательной системы.
5.7. План поэтапной реализации программы воспитания
Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
2009 – 2010 год - подготовительный – включающий диагностическую,
прогностическую и организационную деятельность:
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению
условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе
воспитания с целью успешной социализации;
- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий
и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;
- совершенствование материально-технического обеспечения
программы, работа с документацией.
2010 – 2012 год - запуск программы и этапы реализации:
- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в
соответствие с параметрами программы;
- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов
программы, в том числе налаживание связей с психологической службой
сопровождения;
- разработка и апробация годового цикла дел, направленных на
проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;
- организация мониторинга изучения потребностей и интересов
учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного
процесса.
2012 – 2013 год - аналитико-коррекционный этап:
- анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по
отношению к дальнейшему развитию.
5.8.Планируемые результаты освоения обучающимися программы "Город мечты".
Воспитательные результаты каждого вида деятельности школьников определяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому последовательный, постепенный, что учитывается при организации воспитания и социализации младших школьников.
Формирование у детей универсальных умений и способностей – компетенций:
Социальная
Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей, добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно-полезном труде.
Информационная
Владение способностью и умением самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий.
Учебно-познавательная
Готовность к решению творческих задач. Способность самостоятельно добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками.
Коммуникативная
Готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, умение вести диалог.
В процессе данной программы планируется создание условий для оптимального самовыражения и самореализации детей. Но каждому ребёнку важно не только реализовать себя и участвовать во всех классных делах, но и наглядно увидеть результаты своего труда, а также получить свою долю общественного признания.
Тогда было решено отображать всю нашу деятельность и её результаты в построенном поэтапно городе.
5.9. Формы организации деятельности.
Форма для организации деятельности (1 класс) - "Лети, лети, лепесток..."
Мы начинаем строительство нашего "Города Мечты". В течение учебного года идет посадка цветов. Дети проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах. Все это отражается на “клумбах”. Одна клумба соответствует одному направлению воспитательной деятельности. На лепестках записываются основные дела, проведенные с детьми, в "корзинке цветка" отмечаются активные “цветоводы”, на бутончиках цветов даются пожелания тому, у кого еще не все получается.
Форма для организации деятельности (2 класс) -"Посажу я дерево, и вырастет оно...."
Продолжаем строительство нашего города. И теперь занимаемся посадкой деревьев. Каждый вид дерева олицетворяет направление деятельности. Все проведённые мероприятия отображаются на ветках. Лучшие организаторы и исполнители - листочки. Каждый ребёнок старается не только прикрепить свой листик к веточке, но и делает всё для того, чтобы он не опал, если вдруг активность "садоводов" снизится.
Форма для организации деятельности (3 класс) - "Брёвнышко, к брёвнышку и будет дом".
А теперь мы "строители". Возводим дома. На совете было решено строить бревенчатые дома, а не высотные, потому что каждый хочет, чтобы его дом стоял на земле и был приусадебный участок (пусть мы строим город, но сельскохозяйственная жилка у нас есть). Брёвнышки - это мероприятия, а на крыше записываются имена лучших строителей.
Форма для организации деятельности (4 класс) - "Я зажгу свою звезду."
Ну вот теперь мы осваиваем небесные просторы. Детям предлагается отправиться в путешествие по звездному небу, в котором их ждет много приключений, множество интересных и увлекательных встреч. Все основные дела оседают на облаках. За каждое выполненное дело участники получают звезду.
3.Содержание программы
Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует.
Амонашвили.
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.
7. Направления работы с родителями:
- Диагностико – коррекционное.
- Психолого – педагогическое просвещение родителей.
- Совместная деятельность.
Диагностико – коррекционное
Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта.
Формы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- исследование;
- посещение семей учащихся;
- выпуск памяток для родителей;
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
- не поучать родителей, а советовать;
- желательно вести беседу при ребенке.
Психолого – педагогическое просвещение родителей.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании.
Формы работы:
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- индивидуальные консультации педагога;
- тематические консультации;
- родительские вечера.
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
Требования к проведению родительских собраний:
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Индивидуальные консультации необходимы при наборе класса и в первый год обучения ребенка в школе. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
- Ребёнок не хочет учиться.
- Как развить плохую память ребёнка.
- Единственный ребёнок в семье.
- К чему может привести тревожность детей.
- Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
- учитель собирает и анализирует информацию;
- определяется список литературы по данному вопросу;
- изучение литературы родителями;
- изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
- Первый год ребёнка, каким он был.
- Каким я вижу будущее своего ребёнка.
- Друзья моего ребёнка.
- Праздники нашей семьи.
Совместная деятельность.
Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.
- В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;
- От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
- Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;
- Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
- Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;
- Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;
- Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. В классе проходят традиционные праздники для родителей и учащихся «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Масленица», «Дни именинника», и др., на которых дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями.
Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.
Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.
7.1. "Работа с родителями" | |||
Наименование мероприятий | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Изучение семей учеников | |||
1. Родительское собрание: "Давайте познакомимся", 2. Конкурс рисунков "Моя семья" 3. Анкетирование. | 1. Родительское собрание "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда везде хранит меня." 2. Сочинение о семье. 3. Формирование картотеки семей учащихся. | 1. Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться". 2. Педагогические мастерские. 3. Анкетирование.
| 1. Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению". 2. Корректировка банка данных о семье. 3. Тестирование. |
Педагогическое просвещение родителей | |||
1. Педагогическая консультация: "Что такое развитие младшего школьника". 2.. Педагогический практикум "Интеграция - важный принцип начального образования". | 1. Лекция "Дифференциация обучения путь поддержки индивидуальности ребенка"
| 1. Вечер вопросов и ответов :"На каких психических процессах построено обучение ?" 2. Открытый урок для родителей . 3. Лекция психолога "Познавательные процессы личности и условия их развития". | 1. Обмен опытом воспитания детей в семье. 2. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы . "Знакомимся с нашими учителями" Встреча родителей с будущими учителями - предметниками. |
| |||
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества | |||
1. Совместное планирование воспитательной работы в классе. 2. Утренник "Мы школьниками стали".
| 1. Коллективное творческое дело "Готовимся к Новому году". Совместное празднование родителей и детей.
| 1. Праздник "КВН мальчиков и отцов". 2. Оформление кабинета.
| 1. Концерт для мам и бабушек. 2.Помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты. |
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса | |||
1. Выбор родительского комитета. 2. Помощь в планировании и организации деятельности родительского комитета. | 1. Работа с семьями. 2. Выставка для родителей и учащихся "Мы - люди творческие".
| 1. Выбор родительского комитета (корректировка). 2. Помощь в планировании и организации родительского комитета (корректировка). | 1. Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году. |
|
| ||
Индивидуальная работа с родителями | |||
1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные беседы с родителями. 3.Родителям о внимании и внимательности.
| 1. Совместное определение перспектив и средств развития ученика. 2. Индивидуальные консультации для родителей психолога школы, социального педагога, врача школы (по запросам родителей). | 1. Педагогическая консультация "Как помочь ребенку в трудную минуту". 2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.
| 1. Индивидуальные поручения. 2. Обзор литературы для родителей "Домашняя библиотека". 3. Подготовка и награждение учащихся.
|
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей
| |||
1. Благодарственные и поздравительные открытки. 2. Ведение тетради, достижения учащихся. 3. Инструктажи о ЗОЖ. 4. Тематическое родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников к школе". 5. Тематическое родительское собрание " Режим дня в жизни школьника" 6. Итоговое родительское собрание "Перелистывая страницы учебного года"
| 1. Проверка дневников учащихся. 2. Благодарственные и поздравительные открытки. 3. Ведение тетради, достижения учащихся. 4. Инструктажи о ЗОЖ. 5. Тематическое родительское собрание "Первые уроки школьной отметки". 6. Тематическое родительское собрание " Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка". 7. Итоговое родительское собрание "Праздники и будни нашей жизни".
| 1. Проверка дневников учащихся. 2. Благодарственные и поздравительные открытки. 3. Ведение тетради, достижения учащихся. 4. Инструктажи о ЗОЖ. 5. Тематическое родительское собрание "Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека". 6. Тематическое родительское собрание "Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника". Полезные советы на каждый день. 7. Итоговое родительское собрание "Домашняя школа интеллектуального развития". Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка. | 1. Проверка дневников учащихся. 2. Благодарственные и поздравительные открытки. 3. Инструктажи о ЗОЖ. 4. Тематическое родительское собрание "Как уберечь ребенка от насилия". 5. Тематическое родительское собрание " Как научить своего ребенка жить в мире людей". Уроки этики поведения для детей и родителей. 6. Итоговое родительское собрание "Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи". |
|
8. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы
воспитания и социализации учащихся начальной школы "Город Мечты"
являются:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании"(в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Основная Образовательная Программа начального общего образования МОУ "Тюбукская СОШ № 3"
Методическое обеспечение программы
Учебно-методические компоненты | Классного руководителя | Воспитанника |
Информационное обеспечение | Используемая литература Интернет-ресурсы | |
Алгоритмы деятельности | Положения о классных, внутришкольных, районных мероприятиях и конкурсах | Алгоритмы выполнения творческих и информационных заданий, проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты начального общего образования | Тесты, анкеты, опросники |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Актовый зал, спортивный зал, кабинет | Компьютер, мультимедиа, колонки |
Мониторинговая карта программы
Программа "Город Мечты" реализуется в процессе апробации и первого этапа внедрения образовательных стандартов.
Исследования | Инструментарий |
- уровень сформированности духовно- нравственной культуры учащихся; - готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; - активное использование воспитательного потенциала регионально - культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности; - приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей малой родине; - толерантное отношение друг к другу, милосердия, готовности оказать помощь, путём активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; - развитие нравственно- духовного компонента в преподавании учебных дисциплин; - приобщение детей к здоровому образу жизни; - проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. | - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П.Капустина, Л.Фридман) - диагностика межличностных отношений "Настоящий друг" (методика А.С.Прудникова) - изучение представлений учащихся о нравственных качествах "Незаконченная история или моё отношение к людям" (меетодика Н.Е.Богуславской) - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г.Макеевой) - диагностика и исследование нравственной сферы школьника "Что такое хорошо и что такое плохо" (методика Г.М.Фридмана) - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р.Калининой) - диагностический диспут поэтическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок, разбор ситуаций) - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной) - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. - удовлетворённость родителей воспитательным процессом |
Инструментарий
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной)
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашние задания - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ: - я старателен в учебе - я внимателен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу | |||
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: - к берегу землю - к берегу растения - к берегу животных - к берегу природу | |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ: - я выполняю правила для учащихся - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы | |||
5. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - мне нравится красивое вокруг меня |
Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Тест "Уровень сотрудничества в детском коллективе"
Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.
Список утверждений
- Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
- Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
- Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
- У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
- После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
- Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
- Классному руководителю с нами интересно.
- Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
- Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
- Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
- Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
- Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
- Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
- Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
- В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
- Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
- Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
- При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
- Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
- В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Ключ, обработка и интерпретация результатов
Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:
- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.
Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.
Для простоты анализа считают результаты:
- низкий – ниже 60%,
- нормальный – в интервале 60-80%,
- высокий – в интервале 80-100%.
Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Диагностика эмоционального компонента нравственного
развития
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Закончи историю»
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.
Инструкция к тест: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста
- 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
- 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
- 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
- 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней.
Первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Результативность программы.
Показатели эффективности реализации программы:
1. Проявление индивидуальности классного коллектива.
2. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
3. Рост познавательного интереса к истории, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города.
4. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности.
5. Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
6. Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
7. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным
направлениям.
8. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
9. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
10. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
11. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
12. Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
"ГОРОД МЕЧТЫ"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мечтать по-взрослому возможно
Скрынникова Светлана Васильевна, руководитель МАН МОУ "Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа" г Железноводска...
урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
К 50-летию со полета в космос Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...
"Сила любви и мечты."( По рассказу А.Куприна "Слон"и стихотворению М.Карема"Ослик")
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я...
Урок Человечности "Цветущая мечта"
Данный урок разработан по программе "Духовно-нравственное воспитание", которая направлена на развитие в детях общечеловеческих качеств: любовь, доброта, самопожертвование, дружба....
Дорога в космос начинается с мечты...
Интерактивная игра для учащихся 3 - 4 классов. Можно сделать два мероприятия: рассказ о первом космонавте Ю.Гагарине и о ближайших "соседях" нашей планеты....
Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"
Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом....
Программа по воспитательной работе с классным коллективом "Тропинками мечты в мир добра и красоты"
Моя программа воспитательной работы с классным коллективом...