«Исторические тропы Мамаева кургана. Высота 102- символ несокрушимого духа защитников Родины».
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Исторические тропы Мамаева кургана. Высота 102- символ несокрушимого духа защитников Родины».
Цель: Формировать уважительное отношение к памятникам войны, прошлому нашей Родины.
Задачи:
- познакомить учащихся с высотой 102- символом несокрушимого духа защитников Родины;
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве;
- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к памятным местам, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Мамаев курган».
Возраст учащихся: начальные классы
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя
У: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда на нашу землю упали первые робкие лучи солнца, огромная чёрная туча под названием война закрыла его на долгих четыре года. (Слайд 1)
Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. Война. А что вы знаете о ней?(слайд 2)
У: Год 1945. Год 2015.
Между ними 70 лет
мира и памяти.
Память – это
благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню, значит я живу.
(М. Тимофеева)
- История дает нам немало примеров героических сражений 1941-1945гг, поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. С малоизвестной высоты с отметкой «102.0» -Мамаева Кургана – Красная Армия, по словам маршала Василевского, открыла себе дорогу к Берлину. (слайд 3)
Ученик читает отрывок из песни «Песня о Сталинграде»
(музыка: Б. Мокроусов, слова В. Лебедев-Кумач.)
От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не видно солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.
В зное заводы, дома, вокзал,
пыль на крутом берегу,
Голос Отчизны ему сказал
– Город не сдай врагу,
Верный присяге русский солдат
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
У: В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы. Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.
Ученик читает отрывок стихотворения «Память о Сталинграде»
(автор участник Сталинградской битвы гвардии рядовой 106 стрелкового полка 36 гвардейской дивизии Аржанов Игорь Георгиевич)
Там, на Мамаевом кургане,
Вознесся ввысь мемориал,
Он для потомков в назиданье
И в память тем, кто смертью пал.
Чтоб мир надолго сохранить,
Чтоб сердце болью не щемило,
Народ, умевший победить,
Обязан помнить все, как было.
У: Сталинградская битва закончилась победой советских войск. Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. После неё сокрушительные удары по врагу следовали с нарастающей силой.
У: Мамаев курган стал символом жизни, бессмертной славы ратного и трудового подвига. Парки, скверы, сады, зеленый ковер трав украсили склоны кургана. Мамаев курган увенчан величественным скульптурным ансамблем.
Почти все композиции скульптурного ансамбля как бы выросли из земли и застыли навечно перед братскими могилами героев исторического сражения.
Отныне легендарная высота служит пьедесталом памятника воинам Великой Сталинградской битвы. (слайд 4)
(ученик читает стихотворение)
Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни.
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память: Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенья эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена.
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
Память! Память! Память!
У: 15 октября 1967 года, когда памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был в торжественной обстановке открыт. Это самый большой монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, когда-либо построенных в мире. Я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию по Мамаеву Кургану.
У: Мамаев курган. Это священное место для всех русских людей. Визитная карточка города-героя. Первая ассоциация у любого гостя. Скажи: "Волгоград!" Ответят: "Мамаев курган..."
На курган славы любую экскурсию привозят в первую очередь. Понять и прочувствовать атмосферу кровопролитной Сталинградской битвы можно именно здесь. Вокруг мирная жизнь, город живет и работает, любит и творит. Попадая на Мамаев курган, словно на невидимой машине времени перемещаешься в далекие страшные времена Второй мировой... (слайд 5)
(ученик читает стихотворение)
Люди, покуда сердца стучаться
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, - помните!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю - помните!
Памяти павших будьте достойны
Вечно достойны!
У: На Входной площади расположена вводная многофигурная скульптура «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение (слайд 6)
У:По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине композиции — статуе "Родина-мать зовет!". 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ. (слайд 7)
Далее мы оказываемся на Аллее пирамидальных тополей. (слайд 8)
Мы видим сомкнутый строй тополей. Длинная красивая аллея приводит на площадь «Стоявшим насмерть». Гранитный солдат закрывает от недругов Родину-мать. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. (слайд 9)
(ученики читают отрывок из стихотворение А.Суркова «Защитник Сталинграда»)
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
У: Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города.
Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. (слайд 10-11)
Стены-руины привели нас на площадь Героев. Огромное озеро-бассейн, в нем нет краев, вода все время выливается в стоки. Торжество жизни над смертью, слезы по погибшим. Справа, напротив знамени, шесть двухфигурных скульптурных композиций. Вот герой несет раненого друга, Солдат и генерал — они были рядом. Медсестра, спасающая солдата... Общий подвиг, общая победа. Эти скульптурные композиции рассказывают о подвиге советских солдат. (слайд 12-18)
Заканчивается площадь Героев подпорной стеной. (слайд 19) В 1970 году в нее была заложена капсула с обращением к потомкам. "Здесь 9 мая 1970 года в день 25 - летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с Обращением трудящихся города - героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть 9 мая 2045 года в день 100 -летия Победы". На площади находятся и мемориальные плиты, на которых рассказывается о великом подвиге и начертаны имена героев.
Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.
Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. (слайд 20-23)
(ученики читают отрывок из стихотворения В.Фирсова «Чувство Родины»)
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои…
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость
Или горькая нужда?!
Все проходит.
Остается — Родина,
То, что не изменит никогда.
У: Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень - Площадь скорби (слайд 24). Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.
В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял. У ее основания могила Неизвестного солдата.
(ученик читает стихотворение)
Он только спит на ложе рук,
Что мать во век не размыкает:
Беззвучен сердца скорбный стук
Волною время убегает.
У: Венчает памятник-ансамбль скульптура Матери-Родины (слайд 25). Она возвышается над городом, напоминая парящую птицу, величественная скульптура женщины. Платок, сорванный с ее головы ветром, призывный взмах руки, одухотворенное лицо и высоко поднятый в гневе карающий меч прекрасно выражают замысел художника, передают настроение суровой военной поры, когда люди боролись за свое освобождение. Родина-мать зовет своих верных сынов и дочерей на борьбу с врагами. Высота этой фигуры - 52 метра, общая высота - 85 метров.
Высота 102,0
На Мамаевом кургане захоронено более 34 тыс. солдат. В мае 2005 года здесь открыл свои двери православный храм Всех Святых. 5 золотых куполов сверкают над курганом, белокаменные стены взмывают в небо у братской могилы защитников Отечества. Миллионы людей ежегодно поднимаются к вершине Мамаева кургана. Вспоминая прошлое, они думают о будущем. И голос истории, как завещание павших, доносит новому поколению простую и ясную истину - человек рождается для жизни.
У: Отгремели бои , закончилась война. Но осталась память, как связующая нить с нашей героической историей. Память погибших прошу почтить минутой молчания. (слайд 26)
У: В нашем городе проживает 27 участников Великой Отечественной войны, принимавших участие в Сталинградской битве. Я хочу рассказать вам об одном из них Березине Иване Киреевиче. Родился в 1924 году в хуторе Субботин Михайловского района. Участник Сталинградской битвы. Прошел с боями от Сталинграда до Кенигсберга. Награжден медалью «За боевыми заслуги», Орденом Славы III степени, Орденом Славы II степени, Орденом Отечественной войны I степени и знаком «За освобождение Крыма». Инвалид Великой Отечественной войны. Потомственный казак.По образованию бухгалтер. Работал заведующим избой-читальней, учетчиком тракторной бригады, 10 лет проработал на лесоторговой базе. Является активным членом городского совета ветеранов. (слайд 27)
(просмотр видеоролика http://www.ex.ua/77966544)
(ученик читают стихотворение слайд 28)
В свой срок – не поздно и не рано,
Придет зима, замрет земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придешь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь…
Февраль-февраль…
Солдатский месяц.
Пурга в лицо, снега по грудь…
Сто зим пройдет. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль-февраль.
Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
(звучит песня «На Мамаевом кургане тишина…»)
Использованная литература.
1.Инна Гофф. В ПАРКЕ У МАМАЕВА КУРГАНА.
2.Алексей Сурков «Защитник Сталинграда».
Интернет- источники:
1.www.http://pedsovet.su/load/256-1-0-34967 (Дата обращения: 13.04.2015г.)
2. www.http://zema.su/blog/mamaev-kurgan-i-rodina-mat-v-volgograde-opisanie-i-fotoekskursiya-foto (Дата обращения: 15.04.2015г.)
3. www. http://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=1275 (Дата обращения: 15.04.2015г.)
4. www .http://www.ex.ua/77966544 1275 (Дата обращения: 16.04.2015г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Символы нашей Родины"
Игра-викторина "Символы нашей Родины" проводилась в рамках районного конкурса "Ее величество Геральдика"...
Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края «...
Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....
Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....
Военно-историческая игра «Вырастут из мальчиков мужчины и Родине на верность присягнут»
Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и славарусского оружия были неотъемлемой частью ...
Внеурочное занятие по теме: "Берёза- символ моей малой Родины".
Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», умение объяснить это понятие. Развивать исследовательские навыки....
Духовно-нравственное воспитание личности на исторических и культурных традициях малой Родины в рамках курса ОРКСЭ
Опыт работы школы №10 Г. Павлово...