Инновационные виды взаимодействия с родителями
статья на тему

Хайруллина Рамиля Мухамадеевна

Из опыта работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Хайруллина Р. М., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно – нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.

Современные исследователи считают необходимым  отнести  к ведущим функциям семьи следующие:  функцию духовного  общения (Н. Г. Юркевич), творческого развития (Н. Е. Щуркова), организация семейного досуга (А. Г. Харчев,  Л. Н. Маленкова), трудовая социализация (А. Ф. Амиров).

Для создания благоприятных условий в целях личностного развития ребёнка, я работаю по своей авторской программе «Инновационные виды взаимодействия с родителями». Моё кредо: «Только в сотрудничестве с родителями можно добиться больших результатов». Участники этого маршрута – учитель, родители, дети – действуют,  согласно идее ФГОС о демократизации образования и всей образовательной  и воспитательной деятельности. Для этого я использую следующие средства:

- создание семейного клуба;

- привлечение родителей для участия  в образовательном процессе, в проектно – познавательной деятельности, дистанционных олимпиадах;

- подчёркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда, организация общих дел в школе и в семье;

 - проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении;

 - обогащение  совместного досуга родителей и детей экскурсиями и поездками.

Данная программа является результатом изучения психолого– педагогических источников, литературы, анализа современных технологий  по работе с родителями, апробации оригинальных идей коллег, обобщения опыта работы учителей своей школы и семей своих классов по вопросам личностного развития школьника. Эту технологию я считаю актуальной, современной, инновационной педагогической технологией. Различные диагностические методики (методика «Сочинение - размышление», методика «Незаконченное предложение», рисуночная методика для детей, методика контактного взаимодействия по Л. Б. Филонову, «Диагностика воспитанности» по Н. Е. Щурковой) помогают мне раскрыть положительные стороны и проблемные ситуации в классе, в отдельных семьях. Они дают возможность выбрать правильный путь работы с родителями и путь формирования классного коллектива.

С целью  воспитания чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, в нашей школе мы провели большой  праздник – «Фестиваль дружбы народов» в рамках недели толерантности.Толерантность  считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности. Родители и дети нашего класса обладают хорошим уровнем толерантности.

Ребята на празднике представляли выбранные ими республики и страны: Россию и Башкортостан, Белоруссию и Украину, Чувашию и Татарстан. Дети в национальных костюмах приветствовали всех собравшихся, угощали национальными блюдами, и рассказывали о замечательных традициях своего края, разучивали стихи, песни и танцы представляемого народа.

Очень интересно прошёл  праздник «Шежере - байрам»  на уровне города. На вечер былиприглашены артисты Дома культуры «Строитель»: народный фольклорный ансамбль «Ильмяш» и танцевальный коллектив «Юлдаш». При подведении итогов семьи Валеевых, Губайдуллиных, Султановых, Якшидавлетовых, Гималетдиновых стали победителями конкурса родословных в разных номинациях и были награждены памятными дипломами. Также родители моего класса – активные участники  праздников «Герб моей семьи»,  «Здравствуйте, односельчане!».

Коллектив учеников и родителей моего класса ведут здоровый образ жизни. Они участвуют в лыжных вылазках, организуют  экскурсии и походы по изучению родного края, учебные исследования с целью сохранения муравейников Южно – Уральского природного заповедника, в семейных играх  Межгорья. Семья Мусавировых – Тютюновых стала победительницей  Республиканского  летнего фестиваля семейных команд «Папа, мама и я – спортивная семья». Мы – активные участники Всероссийского фестиваля «Молочная страна». День молока у нас проходит под девизом: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!».

Программа, по которой я работаю,  включает следующие основные разделы:

1.    Здравствуйте, это мы! Воспитание личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.

2.     Азбука нравственности. Воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности.

3.     Мой родной край. Воспитание бережного и рационального отношения к природе заповедного края. Расширение представления об историческом прошлом и культуре города.

4.     Праздники, сближающие людей и народы. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

5.     Друзья здоровья. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

6.     По осколкам горящей памяти. Формирование любви к Родине, чувства гордости за неё и свой народ, уважение к его великим свершениям.

7.  Труд и творчество. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

8. Родительский дом – начало начал. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье, любви к своим близким и родным.

Я поставила перед собой задачу: проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения,  взаимопонимания и поддержки. Для решения задач стала использовать инновационную форму взаимодействия – семейную проектную деятельность, которая направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними. «Шежере – моя родословная»,«Быть хорошим отцом – подлинный талант»,«Спасибо деду за победу»,«Неугасимый огонь памяти»,«Азбука – к мудрости ступенька», «Ученик года»,«Удивительный природный объект нашего края – Южно – Уральский природный заповедник»,«Папа, мама и я – толерантная семья», творческий проект опекаемых семей «Мир дому моему»  - вот наши проекты. Особенно  глубокое значение уделяю практическому блоку, где апробирую нетрадиционные инновационные формы и методы взаимодействия с родителями:

  • занятия – мастерские;
  • концерты с участием родителей;
  • мастер – классы;
  • родительские собрания;
  • выставки поделок, рисунков;
  • фотовыставки;
  • экскурсии в природу;
  • поездка в Абзаковский бассейн;
  • лыжные вылазки;
  • спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • сдача норм ГТО всей семьёй. Участвовало 15 семей. Обладателями золотых значков стали 5 пап, 3 мамы, серебряных значков -4 папы, 3 мамы, из 15 детей 10 завоевали серебряные значки, 5 – золотых. У меня, классного руководителя - золотой значок.
  • рефлексивная  папка достижений;
  • использование электронных образовательных ресурсов нового поколения;
  • участие в интернет – конкурсах детей совместно с родителями. Латыпова Лейсан – победитель Международного конкурса плакатов «Сохраним мир», Анна Тютюнова заняла 2 место во Всероссийском творческом конкурсе «Здравствуй, школа!», Сабурова Дина  - лауреат Всероссийской олимпиады «ФГОС тест», Мурзагалина Гульдар, Зеркин Евгений, Махмутова Эмилия  – участники Международного чемпионата начальной школы «Вундеркинд»
  • участие в вебинарах от издательства «Просвещение -  родителям. (Активные участники Клыгина Ю. Ю., Тютюнова З. М., Юнусова Т. В.).
  • занятия в воскресной школе. Посещают школу Анна Тютюнова,Татьяна Изварина, Оксана Менчинская, Яна и Екатерина Якуповы. Дети вместе учатся дружить, петь и рисовать, радоваться красоте Божьего мира.

В целях духовно – нравственного воспитания детей, использую инновационный проект «Театрализованная деятельность». Так,  нами были подготовлены большие и маленькие постановки и проведены для детей детских садов, для учеников параллельных классов, на уроках литературного чтения, для родителей и учителей. К 125 - летию со дня рождения С. Я. Маршака с музыкально – драматической сказкой  «Кошкин дом» участвовали в городском конкурсе и победили в номинации «Исполнительский уровень, артистизм и воплощение постановочного замысла».

Перспективы моей работы вижу в совершенствовании инновационной модели по взаимодействию с родителями, проведении мастер - класса «Личный пример в воспитании ребенка в семье».

Опыт работы показал, что с использованием нетрадиционных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Анкетирование выявило, что они теперь  ощущают себя более компетентными в духовно – нравственном воспитании детей. Вот на такие вопросы анкеты на тему  «Духовно – нравственное воспитание  детей в начальной школе» отвечали родители:

 - существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

- возможноли проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в  классном коллективе?

 - готовы ли сотрудничать  с педагогом в решении  данного вопроса?

- какие качества необходимы педагогу для осуществления духовно – нравственного развития детей?

- что является показателем духовно – нравственного развития человека (доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь)?

- обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе?

Считаю, что результаты работы с родителями по сплочению детско – родительского коллектива  хорошие. Повысилось качество обучения до 70 %. Класс является активным участником общешкольных, городских, республиканских, мероприятий. Диагностика осуществляется с помощью «лесенки успеха». Самые активные  учащиеся награждаются грамотами и дипломами (25 грамот и дипломов за участие во Всероссийских, Республиканских и городских конкурсах). Награды систематически вручаются на линейке начальной школы. Дети  постоянно пополняют свои портфолио достижений. Увеличилось количество детей посещающих различные кружки, секции: «Инфознайка» (12учеников),  бадминтон (3 ученика), волейбол (2 ученика),  лыжная подготовка (6 учеников), хореографическое отделение ДШИ №2 (9 учеников), художественное отделение (5 учеников), музыкальное отделение (5 учеников).Повысился уровень воспитанности учащихся. Результаты анкетирования на тему «Формирование духовной культуры школьников» по методике Г. М. Фридман, диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов по методике Н. П. Капустиной, тестов  позволяют сделать вывод, что динамика роста нравственности у учащихся очевидна. Отслеживается продвижение школьников в их нравственно – волевом развитии. Родители чаще стали интересоваться делами класса и успехами своих детей, они частые гости в школе. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения с семьёй. Активно работает родительский комитет. Сплочённые, активные творческие семьи награждаются грамотами, благодарственными письмами.

Мой опыт работы по духовно – нравственному воспитанию  обобщён в местной газете «Наше время» в статьях «Семейные традиции храня», «Праздник закончился, дружба продолжается», «Покормите птиц зимой», «Ученик года», «Межгорье – территория здоровья», «Я помню, я горжусь!».

Делюсь накопленным опытом с коллегами своей школы, города, республики:

  • выступила на V Международном педагогическом форуме по теме  «Работа с родителями по экологическому воспитанию младших школьников» (г. Санкт – Петербург);
  • выступила во Всероссийской научно – практической  конференции

по теме  «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей в современных условиях» (г. Уфа);

  • выступила на городском МО учителей начальных классов по теме «Технология проектов как механизм реализации ФГОС» (ГМО г. Межгорье);
  • провела мастер – классы:  для классных руководителей семейный совет родителей  на тему «Дом счастья», интеллектуальная конкурсная игра на тему «Быть хорошим отцом – подлинный талант», мастер – класс для родителей будущих первоклассников на тему «Оценивание учащимися своих достижений на основе комплексной работы по ФГОС».
  • обобщение опыта работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников» (СОШ № 1, г. Межгорье);
  • Я была руководителем ученицы 4 класса Латыповой Лейсан – лауреата I Республиканской научно – практической конференции младших школьников «Научное PRO движение - 2014» в номинации «За бережное отношение к природе родного края» (г. Уфа)

Сила воздействия семьи на ребёнка огромна. Воспитывать личность может только личность.  В процессе формирования мужественности мальчиков  большую роль играют отцы. Помните, «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, и родители в пример ему»? В семье Шматко Константина Ивановича и Елены Владимировны подают своим детям только хороший пример. В этой семье царит вера друг в друга, любовь и поддержка. Их десятилетний сын Семен совершил мужественный, героический поступок. В ноябре 2014 года он был награждён медалью МЧС России «За спасение погибающих на водах». Мальчик победил в номинации «Дети- герои» на региональном этапе фестиваля «Созвездие мужества-2014».

Мой ученик – герой! Ни это ли конкретный пример духовно – нравственного воспитания? Самая дорогая победа -  та, что добыта в нелегкой борьбе. Поэтому, великое счастье учителя  видеть, как твои ученики восходят к вершинам успеха. Так было и так будет.

Хочу закончить своё выступление стихотворением  Ильи Резника:

Семья  - любви великое царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья опора государства,

Страны моей, моей России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Как привлечь родителей к жизни класса, сделать их своими соратниками и помощниками....

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Формы взаимодействия с родителями

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....

Пять принципов взаимодействия с родителями

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентра...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Презентация по теме "Инновационные формы работы с родителями в воспитательной системе класса"

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В этой статье мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые пр...