12 месяцев (игра-путешествие для учащихся 2 класса)
методическая разработка (2 класс) по теме

Арсентьева Лариса Борисовна

Данное внеклассное  мероприятие можно провести в конце 2 четверти или в зимние каникулы. В разработку включены различные конкурсы, народные игры, интеллектуальные и творческие задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

12 МЕСЯЦЕВ (игра-путешествие)

Цель: продолжить знакомство с  народными традициями Руси.

Задачи:

воспитывать  чувство  гордости  за  самобытность  и неповторимость  русской  культуры;  

познакомить  детей с  народными  приметами,  пословицами,  поговорками.

развивать  интеллектуальные и творческие способности детей;  

учить детей работать в команде

Оформление:  В рекреации или в актовом зале школы  оформлены  маленькие  станции,  каждая из  которых  имеет  табличку  с  названием  станции. На каждой станции конкурсы проводит «месяц» в соответствующем костюме или  с его элементами.  Командам- участницам  игры  даётся  карта  пути,  по  которому  они  должны пройти,  и корзинки, куда они будут собирать подснежники за правильно выполненное задание.

Сюжет  игры:  бабушка  Зима  просит детей  помочь  падчерице  из  сказки  «Двенадцать  месяцев»  набрать  корзину  подснежников.  Каждой  команде  даётся  маленькая  корзиночка.  Пройдя двенадцать  станций,  команды  могут  получить  двенадцать  подснежников,  если  будут  правильно  выполнять  все  задания.  Выигрывает  команда,  собравшая  максимальное  количество  подснежников.

Ход  игры

Бабушка  Зима. Здравствуйте,  ребята!  Прошло  совсем  немного  времени,  пока  мы  не  виделись.  Но  так  случилось,  что  вашей  помощи  ждут  все  новые  и  новые  сказочные  герои.  Сегодня в  своем  волшебном  колодце  я  увидела,  как  бедная  сиротка  из сказки  «Двенадцать  месяцев»  горько  плачет.  Вы  случайно  не знаете,  почему она  плачет? Дети  высказывают  свои  догадки.

 Бабушка Зима. Как  же  мы  можем  ей  помочь?  Ребята,  я  кажется,  знаю!  Нам  надо  приложить  все  усилия,  чтобы  собрать  в этот  зимний  день  такие  необходимые  подснежники  и  выручить

бедняжку.  Согласны? Давайте  объединимся  в  две  группы:  я  со своим  снежным  войском  отправлюсь  просить  о  помощи  месяцев.  Вы,  ребята,  за  нами  вслед  отправляйтесь,  вдруг  месяцы  условие  какое  поставят,  а  вы  тут  как  тут.  И  нам  поможете,  и  сами развлечетесь,  и  падчерицу  выручим.  Договорились?  Смотрите, даю  я  вам  две  карты  заветные,  дороги,  указанные  на  них,  никому  неведомы.  Путь  туда  нелегок.  Распределитесь  на  две  команды:  одна  пойдет по  первому пути, другая -  по  второму. Я  не  знаю,  кто  из  вас  дойдет до  братьев-месяцев,  но  думаю, что  подснежники для  бедной сиротки  мы  с  вами  принесём.

Детям  выдаётся  маршрутная  карта,  корзиночки  для  подснежников.  Они знакомятся  с маршрутом,  после  ознакомления отправляются в путь.

Станция «Январь»

Январь. Издавна  собирались друзья  в январе  на  посиделки: небылицы  рассказывали,  в загадках соревновались.  Отгадайте  и вы  загадки.

Трава  пахучая да  кружка  кипятка,

Бурлящая  и  на  пару  крутая,

С  плантаций древнего  Китая

Шагает по  Руси  через  века.

Что это  за трава? (Чай.)

Стоит толстячок,

 Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит

Всем чай пить велит, (самовар)

Под одной крышей 4 братца стоят (стол)

Как начнет говорить - разговаривать,                

Надо чай поскорее заваривать, (чайник)  

Кольцо не простое, кольцо золотое,                      

Блестящее. хрустящее, всем на загляденье.    

Ну и объеденье! (бублик)      

Бел как снег, в чести у всех

В рот попал, там и пропал, (сахар)

Молодцы!  А  теперь  ответьте  на  вопрос:  как  раньше  кипятили  чай  в  самоваре? (Разжигали угли,  клали  в  поддон,  наливали воду,  ставили  на  трубу —  сапог,  сапогом раздували  огонь  и  ки­

пятили чай).

Январь угощает детей  чаем с бубликами и дает подснежник.

Станция «Февраль»

Февраль. Здравствуйте,  ребята!  Была,  была  здесь  Зима,  просила  помочь  вам. Я  не  прочь,  но  сначала  отгадайте  загадку,  о каком  месяце  идет в  ней речь.

Ветры, бури,  ураганы,

Дуйте,  что  есть  мочи!

Вихри,  вьюги  и  бураны,

Разыграйтесь  к ночи!

В  облаках трубите  громко,

Вейтесь, над землёю.

Пусть бежит в  полях  позёмка

Белою змеёю. (Эта загадка о феврале.)

Были у меня в как-то гостях герои сказок, играли, веселились в зимнем лесу, а я решил подшутить: задул что есть мочи, а они испугались, что замёрзнут, и убежали в лесной домик, а на полянке вещи свои оставили. А я никак не пойму, кому , что вернуть. Помоги мне, пожалуйста.

Дети выбирают предметы и называют, кому они принадлежат

Предметы, которые могли «забыть» сказочные персонажи:

игрушечная аптечка – доктор Айболит,

мешочек с мукой – колобок,

жестяной меч – Илья Муромец или любой другой богатырь, какого назовут дети,

золотой ключик –Буратино

туфелька – Золушка

гармошка – Крокодил Гена и т.п.

Февраль. Вот спасибо! Отправлю я забытые вещи по нужному адресу и попрошу у моих гостей прощения за нелепую шутку. А вот вам за помощь подснежник.

 

Станция «Март»

Март. На дворе,  зима,  а у меня  солнышко  светит,  птички поют, ручеёк звенит,  здесь -  весна!  А  весна -  это  пора тепла, прилетают с  юга  птицы,  появляются  первые  цветы.

Ребята,  назовите  первые  весенние  цветы.  (Подснежники, пролески, мать-и-мачеха, ландыши и т.  д.)

Март. В  народе  считается,  что  весна  -   это  время,  когда  девушки  становятся  просто  красавицами.  Март  просит  детей нарисовать  цветы,  которые  они хотели  бы  подарить  самым  любимым  и  самым  красивым  женщинам,  которые  только  есть  в  их жизни:  мамам,  бабушкам,  под­

ругам,  одноклассницам  и  т.  д.  Дети  рисуют  на  одном  общем листе.

Март. У  вас  получился  самый  красивый  луг  из  всех,  какие мне  только  приходилось  видеть.  В  эти  зимние  дни  этот  луг  с цветами  будет  согревать  меня,  ведь  он  наполнен  вашим  теплом

и любовью.  А  вам я дарю  подснежник.

Станция Апрель

Апрель. Вижу,  от  братца  марта  идёте и подснежники несете. А хотите получить ещё один? Тогда давайте поиграем.  А поиграем  мы  с  вами  в  игру  старинную  «Кузовок».  Вот  корзина,  большая-пребольшая.  Много  в  неё  вещей  поместится,  как вы  думаете?

Условия  игры.  Апрель  передаёт  корзину  соседу  со  словами:  «Вот  тебе  кузовок,  клади  в  него  всё,  что  есть  на -ок,  об­ молвишься  -  отдашь  залог».  Сосед,  а  за  ним  и  все  остальные  по

очереди  называют  слова,  оканчивающиеся  на -ок:  «Я  положу  в кузовок клубок»,  «А  я платок»,  «Я замок»  и  т.  д.  Кто  обмолвится  или  не  найдет,  что  сказать,  кладет  в  кузовок  залог  -   платок, значок  и  т.  д.  По  окончании  игры  корзинку  накрывают  чем- нибудь,  и  Апрель  достает  залог  за  залогом  со  словами:  «Чей  залог  вынется,  что  тому  делать?»  Каждому  участнику  назначается выкуп  -   попрыгать  по  комнате,  загадку  загадать,  песенку спеть...

Апрель. Славно повеселились! А вот вам и мой подснежник!

Станция «Май»

Май. Здравствуйте,  ребята.  Своё  знакомство  с  вами  я  хочу начать  с  вопроса:  «Какой  месяц  короче  всех?»  Правильно,  май. Ведь  в  нём  всего три буквы. А  сейчас  задание для  вас.  Перед  вами  слово:  МАИ.  Вам  надо путём  замены  всего  одной  буквы  получить  совершенно  новое слово,  возможно, даже  противоположного значения. Например,  я  дал  вам  слово  МИГ,  меняем  букву,  получаем МАГ,  меняем  еще  одну  букву  -   получаем  МАЙ.  А  теперь  попробуйте сами.  Интересно,  сколько слов  вы  сможете  придумать?

Станция «Июнь»

Июнь. Когда  мы  произносим  название  этого  месяца,  о чем вы думаете?  Правильно,  для  вас  это  время  летних  каникул,  а  значит  и  время  игр,  разных  интересных развлечений. Давайте поиграем в старинную русскую игру:

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Станция «Июль»

Июль. Вам  задание такое:  найдите  половину  имени. Детям выдаются таблички с именами:

Гуси            Лебеди

Баба             Яга

Кощей             Бессмертный

Братец              Иванушка

Змей             Горыныч

Василиса                    Премудрая

Сестрица                      Аленушка

Июль. Хорошо  вы  знаете  сказки,  а  сейчас  задание  будет  посложней.  По  названию  сказки  определите,  авторская  это  сказка или  народная.  Хорошо,  если  вы  сможете  назвать автора  сказки.

Колобок (народная).

Дюймовочка (авторская -  Г. X. Андерсен).

Теремок (народная).

Кот в  сапогах (авторская -  Ш.  Перро).

Репка (народная).

Золотая  рыбка (авторская -  А.  С.  Пушкин).

Справились  вы  и  с  этим  заданием.  Вот  вам  подснежник. Счастливого  пути,  ребята!

Станция «Август»

Рядом  кто  и  вдалеке -  

Всё  народ  весёлый!

Кукла у  меня  в  руке

Женского  полу.

Хочешь  куклой обладать -  

Правило такое:

Надо  имя угадать.

Осеннее такое!

Дети угадывают имя Августина.

Август. Ребята,  каждый  месяц  приходит  к  вам  с  подарками, а  какие  подарки  я  приношу?

Дети рассказывают  о  том,  что  вырастает  в  августе  в лесу,  поле,  на огороде.

Август. Молодцы,  вы  все  правильно  вспомнили.  А  сейчас поиграем  с  вами  в народную игру «Где побывали, что мы повидали».

Группу  детей  распределяют  на  две  команды  (поровну):  «Дедушка»,  «Внучата».

Внучата.  Здравствуй, дедушка седой,

С длинной-длинной  бородой!

Дедушка.  Здравствуйте,  внучата!

Ребята  и девчата!

Где  вы  побывали,

Что  вы  повидали?

Внучата.  Побывали мы  в лесу,

Увидали там лису!

Что  мы делали,  не скажем,

Но  зато  мы  вам  покажем.

Свою загадку дети показывают в  движениях.  Например,  собирают ягоды. Если  группа,  играющая  дедушку,  отгадала  загадку,  то  она становится  «внучатами».

За  интересные  загадки  Август  дарит  детям  подснежник.

Станция «Сентябрь»

Сентябрь. Обо  мне  говорят: «В сентябре  одна  ягода,  да  и  та горькая», -  какая это  ягода? (Рябина.)  Есть  поверье  на  земле  русской.  Земля  убрана,  посеяно  все,  и тепло  на  улице  началось -   в  доме  не  усидишь.  А  и  не  сидит  никто,  ведь  пришел  срок  рябинкиным  вторым  именинам.  Как  еще называют осеннее тепло  в  народе? (Бабье лето.) Молодцы!  А  теперь  давайте  вспомним  осенние  приметы.

(Дети называют.)

Дым  стелется -  это  к непогоде.

Дым  столбом -  к хорошей  погоде.

Лягушки  квакают -  к дождю.

Перед  ненастьем  муравьи  уползают  в  свой  муравейник  -   закрывают  в  него  ход.

Сентябрь. А лесные жители делают запас на зиму. Какие?

Упражнение для глаза!

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь,

Что везёт на тачке ёжик?

Что несёт в мешочке чиж? (яблоки, зёрна)

C:\Users\Galina\Desktop\04274358.gif

Сентябрь. Молодцы, ребята, а вот вам и награда за сообразительность- подснежник.

Станция «Октябрь»

Октябрь. В  народе  обо  мне  говорят:  «Октябрь  ни  колеса,  ни полоза  не любит».

А  еще  меня  называют грязником.  Почему?  

Октябрь -  месяц  веселый,  закончена  пора  посадок,  огородов. Можно  и отдохнуть,  песни  попеть,  частушки  вспомнить.

Дети  исполняют  частушки.

Пойду плясать,

Земля  колых,  колых,

Ребята хитрые,

А я  хитрее  их!

На окошке два  цветка -  

Голубой да аленький.

Я  парнишка боевой,

Хоть  и  ростом  маленький.

Уж чья  эта прекрасная

В  косе ленточка атласная?

Сарафан с  белой  каймой?

Вы  пожалуйте  со  мной!

Ой,  лапти  мои,

Лапоточки  мои!

Вы  скородили-пахали,

Танцевать сюда  попали.

Ох, топни  нога,

Топни  правенькая,

Ничего,  что я  мала,

Да удаленькая.

Вам  частушки мы  пропели,

А теперь торопят нас.

До  свиданья,  мы  с  подружкой

К  вам  придем  еще  не раз.

Октябрь. Осенью на Руси по традиции устраивали ярмарки, на которых можно было продать дары осени и купить сладости и игрушки для детей. По ярмарке ходили коробейники и предлагали купить петушков на палочке, глиняные игрушки-свистульки, яркие ленты и бусы. Давайте и мы станем коробейниками.

Участникам  даются  яркие  подносы,  на  которых  разложены игрушки и сладости. Нужно  пробежать  по  залу  2  круга,  обогнуть  препятствия  и вернуться  к  линии  старта,  не  уронив  ни  одной  игрушки.  Если игрушку  уронил,  необходимо  остановиться,  поднять  ее  и  бежать дальше. Выигрывают те, кто не уронил ни одного предмета. Они получают сладости.

Станция «Ноябрь»

Ноябрь. Обо  мне  говорят:  «В  ноябре  зима  с  осенью  борются» или  «Ноябрь  капризен:  то  плачет,  то  смеется». Почему  обо  мне  так  говорят?  Погода в ноябре часто холодная и сырая, темнеет рано, хочется посидеть дома в тепле, а ещё лучше – отправиться в русскую баню. Баню славяне уважали очень. И столько добрых слов о ней оставили потомкам! О пользе ее говорили так: Баня – мать вторая: кости распарит, все дело поправит! А сможете ли вы восстановить старинные русские поговорки про баню?

(Дети делятся на 2 группы. Каждой группе нужно собрать, как пазл, поговорки про баню, написанные на разрезанных дубовых листочках из бумаги):

  1. Коли б не баня, все бы мы пропали!
  2. Хорошая баня лучше сытного обеда!
  3. Баня здоровит, разговор веселит.
  4. В бане помыться – как заново родиться.
  5. Баня без пара, что щи без навара!
  6. Пар костей не ломит, вон души не гонит!
  7. Когда паришься – тогда не старишься!
  8. Без веника баня не парит, а пар не жарит.

Побеждает команда, которая собрала пазлы первой.

Ноябрь. Молодцы! Теперь вы знаете, за что русские так любят баню. А за вашу работу я награжу вас подснежниками.

Станция «Декабрь»

Декабрь. С  меня  начинаются  новогодние  праздники.  В каждом доме наряжают елку и все ждут подарки. А кто из вас сможет приготовить больше подарков для своих друзей и близких?

Игра «Семь раз примерь - один отрежь»

На  веревочку привязывают  бумажные   пакеты,  в  которых  лежат  сюрпризы:   конфеты,  сушки,  мелкие игрушки, календарики и т.п.  Играющим  завязывают глаза,  они  должны  сорвать пакет, раскрыть его и догадаться (на ощупь), что было в пакете. Тот, кто сделал это верно, получает подарок из сорванного пакета.

Декабрь. Какие вы ловкие! Ваши друзья и близкие точно не останутся без подарков на Новый год. А вот вам подснежники за ловкость и усердие. Торопитесь! Вас ждет бабушка Зима.

Выполнив задания месяцев  и собрав  подснежники,  дети  возвращаются к бабушке Зиме.

Бабушка Зима. Спасибо,  ребята.  Эти  подснежники  вы  заработали  своими знаниями  и умениями,  мои  помощники  от вашего имени  передадут их  падчерице.  А  вас  ждёт награда.

( Это могут сладкие подарки от родителей, билеты на новогодние представления, в цирк, театр…)

Использованные источники:

  1. Е.В. Шаталова. Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы. Волгоград.: Учитель, 2008
  2. http://serpantinidey.ru/post/82/igri-i-konkursi-dlya-detskogo-prazdnika
  3. http://chudesenka.ru/publ/1-1-0-99
  4. http://bpk-nn.ru/statji/poslovitsy-i-pogovorki-o-bane.html
  5. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27710/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра" Путешествие в космос" 1 класс

На этом уроке детей ждёт увлекательное путешествие в космос....

Игра-путешествие "Веселые нотки" 1 класс

Внеклассное мероприятие по музыке, посвящено Дню музыки (1 октября) и дню Учителя (5 октября). Эту игру можно провести на классном часе, посвященном указанным праздникам, или как внеклассное мероприят...

Интеллектуальная игра "Путешествие по сказкам" 2 класс

Через игру идёт знакомство с неизвестными сказками....

Игра "Путешествие в Цифроград". 2 класс.

Цели: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, развивать математическую речь, память;закрепить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20;повторение изученного гео...

Игра – путешествие « Космические приключения» ( 2 класс)

Игра – путешествие « Космические приключения» ( 2 класс)Цель: обобщить знания детей о космосе, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром; воспитывать в детях интерес к пол...