Мероприятие "Дети-герои Великой Отечественной войны"
классный час (1 класс) на тему

Филатова Татьяна Владимировна

Разработка мероприятия "Дети -герои Великой Отечественной войны" ( с презентацией).Цель: познакомить обучающихся с подвигами пионеров- героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                               средняя общеобразовательная школа №11                                                                                      Павлово-Посадского муниципального района Московской области

142541 г.п. Большие Дворы Павлово-Посадского муниципального района Московской области ,ул. Спортивная, д. 12, тел.(49643) 79-569                E-mail-school_11.12@mail.ru

Внеклассное мероприятие по теме :

 «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Класс: 1"Б" класс 

Учитель начальных классов:  Филатова Татьяна Владимировна

Цель: формирование нравственных ценностей  у первоклассников,  любви к своей Родине, гордости за  героев- сверстников Великой Отечественной войны, воспитание  чувства патриотизма.

Задачи:  воспитывать уважение к прошлому своей страны; рассказать о героизме ребят-ровесников в годы Великой Отечественной войны; показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы; прививать любовь к чтению литературы о Великой Отечественной войне.

Предварительная работа:

-  заучивание наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне;

-  подготовка материала о юных пионерах- героях войны.

Техническое обеспечение: аудиозаписи, ноутбук,  мультимедийный проектор.

Оформление:

 на доске плакаты с историей подвигов пионеров-героев,

                 выставка книг, посвящённых Великой Отечественной войне.

                                                                                                               

                 Пускай во всём, чем жизнь полна,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было

  Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

                 Затем, чтоб нам счастливей быть,

                                                         А счастье – не забвенье!

Ожидаемый результат:

у детей сформируются первоначальные знания о Великой Отечественной войне, о детях-героях этой войны, они испытают чувство гордости за свой народ.

План занятия:

  • Организационный момент.
  • Актуализация темы .
  • Изложение нового материала.
  • Итог занятия.

Конспект  занятия.

Этап  занятия

                            Деятельность классного руководителя, учителя начальных классов

Деятельность

учащихся

Организации-

онный.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Сведения о подготовке учащихся к занятию.

Актуализация темы занятия.

Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне.                          Эта страшная война оставила неизгладимый след в сердцах не только взрослых, но и детей. И наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем этой теме.

(Звучит 1 часть фортепианного концерта С.Рахманинова.)

Ученик читает

стихотворение, посвящённое детям войны.

Изложение
нового
материала.

       22   июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

 «Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жён, сестёр, которые были санинструкторами на полях сражений,  кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту мысль хочется так: «и тем более не детское».                      Да. Война – не детское дело. Так  и должно быть. Но эта война была особенной… Она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо  из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя  Советского Союза. О них  писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады.

ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ.

   Наравне со взрослыми они не только трудились в тылу, но и  с оружием в руках сражались и совершали подвиги во имя Родины. Более 300 тысяч юных патриотов сражались плечом к плечу рядом с взрослыми,  за что награждены медалями и боевыми орденами. Некоторые посмертно…

-  Ребята, а как вы думаете, во имя чего юные патриоты совершали подвиги, жертвовали своей жизнью?

-   А вы, готовы сегодня к любым пожертвованиям и подвигам во имя интересов Родины?

ГЕРОИ, ЮНЫЕ ГЕРОИ ВОЙНЫ…

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   
ПРИШЁЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЁ  ВРАГАМ.
   Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
   И ни на миг не дрогнули юные сердца!
   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Марат Казей.

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.  Враг   лютовал.За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушёл к партизанам в Станьковский лес.

     Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
   Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками  минировал железную дорогу.
   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Зина Портнова.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
   Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её  подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.
   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину.

     Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
   Немало было еще боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Валя Котик.

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

 Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
   Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушёл к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания  Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

ВаляЗенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
   А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам
.

     Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
   В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.
   И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь. 

Галя Комлева.

  Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в посёлке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семёнова. Для связи с партизанами она подобрала самых надёжных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смелая, любознатель-ная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учёбу".

    Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а её донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришёл в срок на место встречи, Галя, полузамёрзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
   Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по посёлку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала.            Юная патриотка была расстреляна.
   Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

           

     Герои! Юные герои войны!        

Как много мы с вами им должны.  Хотя бы своей памятью. Если мы посвятили бы каждой жертве войны по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более  38 лет – поминальных мгновений.

                            Неугасима память поколений

                            И память тех, кого мы свято чтим,

                            Давайте, люди, встанем на мгновение

                            И в скорби постоим и помолчим.

                                                           А.Фатьянов. Минута молчания.

         

Те четыре страшных, военных года не могут быть забыты! Их нельзя стереть из памяти! Тот отпечаток, который Великая Отечественная война оставила в душах детей войны, нельзя уже стереть. Нам остается  чтить память погибших и благодарить за победу наших ветеранов.  С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

                         

Чтоб снова на земной    планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна…

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям к ним приходит следом.

Мы поздравляем Вас с Великим Днем,

С Днем нашей Славы!

 

Слайд 2.

Слушают воспоминания.

Рассматривают фотографии.

Слушают  учителя, рассматривают слайд.

Отвечают и дают обоснование своим ответам.

Слайд 3.

Рассматривают фотографии.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слушают «Реквием».

Слушают учителя и рассматривают слайд.

Слайд 6.

Слушают рассказ ученика.

Рассматривают

слайды.

Слайд 7.

Слушают рассказ ученика

Слайд 8.

Слушают рассказ ученика.

Участвуют в

беседе.

.

Слайд 9.

Ученики рассказывают о подвигах юных героев войны.

Слайд 10.

Слушают учителя.

Дети встают,  минута молчания.

Читают стихи о мире.

Итог

занятия.

Возложение цветов к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны посёлка Большие Дворы.

                                     

Идут возлагать цветы к памятнику.

                                                             

                                                 Список литературы:

  1. Дети военной поры. Э. Максимова – М: Политиздат, 1984г.
  2. В дни блокады. А.Фадеев.
  3. Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков.  Лениниздат, 1985г.
  4. Дети-герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М: Дрофа-Плюс,2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»

Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны

Статья об истории моего отца - ветерана труда....

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...