Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час "Люблю язык я русский".
классный час на тему

Щербакова Ирина Васильевна

Данное мероприятие было проведено для ознакомления учащихся начальной школы с Международным днём родного языка (21 февраля) с целью - прививать любовь и интерес к изучению русского языка в классе с многонациональным составом учащихся, формировать бережное отношение как к родному языку, так и к другим языкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. В. Толкуновой

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Люблю язык

 я русский».

(21 февраля – Международный день родного языка.)

                                            Разработала:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                            Щербакова Ирина Васильевна

Тема: «Люблю язык я русский»

Цель: - познакомить с малоизвестным праздником – Международным днём родного  

             языка, дать понятие о языке, как системе словесного выражения мыслей, средстве

             общения;

           - активизировать творческие способности учащихся; показать связь современного  

             языка с его историческими корнями;

          - прививать любовь и интерес к изучению русского языка в классе с

            многонациональным составом учащихся; формировать бережное отношение, как к

            родному, так и к другим языкам.

Оформление и оборудование: портреты великих русских писателей, цитаты, презентация.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Учитель: - Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то можно встретить 5 значений слова «язык».

Язык – это средство творческого выражения (говорят, например, про язык какого-то писателя), это система знаков и другое. Мы же будем говорить сегодня о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь отмечают 21 февраля – Международный день родного языка!

        Международный день родного языка  — учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. ЮНЕСКО намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков, находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации.

По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения.

Дата совпадет с «Language Martyrs' Day» — отмечается в Бангладеше как день памяти о кровавых событиях 1952 года — день, когда пакистанская полиция расправилась со сторонниками признания бенгальского языка в качестве официального языка в восточном Пакистане (Бангладеш с 1971 года).

Генеральная Ассамблея ООН поддержала решение об объявлении Международного дня родного языка (Резолюция № Α/RES/56/262) и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира.

        Землю населяют разные живые существа, от мельчайших, до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли,  этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

(С.Сергеев – Ценский «Наш язык»)

Ученик:   К нам пришёл он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

Учитель: - В целом мире насчитывается от 3 до 5 тыс. языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

        Есть языки «зональные», на которых говорят люди из разных соседних стран, - арабский, суахили.

        Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной «должности» - на них просто говорят … на одном – 10 человек, на другом – 100 человек, на третьем – 1000 …

        В нашей стране государственным языком считается – русский язык. Язык, как известно, величайшее богатство народа. Многие писатели, поэты внесли огромный вклад в развитие языка.

Ц И Т А Т Ы

***

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

***

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.Куприн

***

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

… С русским языком можно творить чудеса!

К.Г.Паустовский

***

Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.

Максим Горький

***

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь

***

«Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Л.Н.Толстой

***

«Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной».

П.А Вяземский

***

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К.Д.Ушинский

Учитель: - «Плохих» и «хороших» языков не бывает,  как не бывает «плохих» и «хороших» народов. Любой язык – это орудие, но не только орудие – он и зеркало. Зеркало жизни и труда народа, зеркало его общественного развития. И в то же время зеркало связей этого народа с другими народами.

        Во всех цивилизованных странах большое внимание уделяется языкам – их сохранению, развитию, обогащению. Например, во Франции издаются законы о защите языка от проникновения иноязычных слов, жители стараются сохранить чистоту языка. В нашей многонациональной стране в последнее годы правительство всё больше начинает уделять внимание языкам.

- Сегодня наш классный час посвящён родному языку, и вы заранее подготовились к конкурсу. Послушаем стихотворения на русском языке.

К О Н К У Р С  С Т И Х О В

                  Язык

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,

Как эллочек и фимок рать

К заморским «ингам”, „шн” и “вау”

Его, кряхтя, хотят прижать.

Сергей Скачко

                         ***

Хочу писать на русском языке

О всем, что мыслю, чувствую и вижу,

Что в жизни я люблю и ненавижу,

Пока перо держу еще в руке.

Пройти ли мне ступенями веков,

Всей правды о России вожделея?

Какую малость я подъять успею

От времени, что спит под спудом слов?

Но я – историк. Вспять не поверну.

Не ведая начертанных мне сроков,

Над родиной, отшедшей от истоков,

Я летописей крылья разверну.

И проведя корабль души моей

Сквозь рифы смут, насилья и безвластья,

Я смею верить, что приму участье

В грядущем просвещении царей.

Хочу поведать людям сей земли,

Как пращуры грешили и творили,

Чтоб все мы тех уроков не забыли

И с Богом в сердце в будущее шли!

Игорь Желнов

                                  ***

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

А.Сумароков

              ***

Какая сладкая отрава:

кружочки, палочки, тире –

вести их слева и направо

под шорох дат в календаре.

У каждой буковки – звоночек,

значок в пустыне мировой,

чтоб сердце – этот пастырь строчек –

их различало меж собой.

Когда кириллицы цыплята

бумажным лугом побегут,

душа – не столь большая плата

за этот плен, за этот труд.

Свести разрозненные части,

все тридцать звуков словаря

в одну строку – какое счастье! –

и все тебе благодаря.

Как рад отшельник молчаливый

ладошкам теплого дождя,

так и поэт: сидит, счастливый,

себя в стихи переводя.

Евгений Тищенко

                          ***

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внуками дадим, и от плена спасем,

Навеки.

А.А.Ахматова

Учитель: - Дорогие ребята, помните, что владея родным языком и уважая другие, вы показываете свой культурный уровень

***

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.С.Тургенев

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». И.С.Тургенев

(Т. Зумакулова (балкарская поэтесса) «Два языка»)

Ученик:   Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём…

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной …

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нём живые, трепетные чувства

Отрылись мне, и мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья –

С ним не сгорю я ни в каком огне …

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой …

Забыв родной язык – я онемею.

Утратив русский – стану я глухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку

Методическая разработка предназначена для учителей, который преподают английский язык с 1 класса....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.

Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час "Не забыть нам этой даты..."

Данный методический материал был разработан для организации мероприятия, посвящённого Дню Победы с целью познакомить учащихся начальной школы с героической историей нашей Родины и участниками войны....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку по теме "Пасха!"

Работа содержит подробный план-конмпект внеклассного мероприятия. Данная разработка может быть использована на как на уроке, так и поможет при проведении внеклассного мероприятия...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на английском языке «Наш веселый алфавит» (2-3 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия на английском языке "Наш веселый алфавит". Сценарий мероприятия для внеурочной деятельности по предмету "Английский язык". Сценарий...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку, 3 класс

Внеклассное мероприятие по английскому языку, 3 классТема "Pets and other animals"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку (3 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку (3 класс). Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»...