"Доброта спасет мир". Люди с ограниченными возможностями.
презентация урока для интерактивной доски (1 класс) по теме

Хекилаева Зарина Эльбрусовна

Цель:

Á                   Сформировать представление об "особом ребенке".

Á                   Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

Á                   Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Á                    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

Á                   Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ovz.ppt2.9 МБ
Microsoft Office document icon tsel.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цель:

  • Сформировать представление об "особом ребенке".
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  • Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  •  Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами.

И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому,

к кому обращены.

 Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо

научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся

не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем

мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

- Сколько лепестков было у волшебного цветка?

- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,

через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги,

передвигается с помощью костылей, инвалид).

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим

здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной

болезни или травм.

- Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида. Традиционно его

принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных

Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к

защите их достоинства, прав и благополучия.

- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены

заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и

помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый,

немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные,

химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие.

Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены

каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень

травмоопасны.

- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая

высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто

рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора,

купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по

тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у

нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары,

аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

- А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям. Всего два

месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец,

когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта

трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо

учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и

ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Дети читают стихи про людей с ОВЗ.

Слайд 1

3 декабря – Международный день инвалидов

Слайд 2

Инвалиды – люди с ограниченными возможностями, у которых навсегда или на длительный срок нарушены какие-то важные функции организма. Инвалидность дается людям для того, чтобы с помощью социальных льгот, выплат и других мер сделать их жизнь лучше и приблизить к жизни людей, у которых все функции в норме. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей. Ведь многие становятся инвалидами по трагической случайности. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности. Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. И для общения или совместной деятельности с этими людьми требуется соблюдение некоторых правил. Об этом мы сегодня и будем говорить.

Слайд 3

Нарушение зрения. Слепота. Средства для улучшения жизни: - шрифт Брайля, используемый в надписях и книгах - аудиокниги

Слайд 4

- трости - собаки-поводыри - звуковые светофоры - рельефное мощение улиц

Слайд 5

-специальные клавиатуры, дисплеи, часы (звуковое сопровождение) - сенсорные телефоны

Слайд 6

Учеба. Существуют специальные учебные заведения для слепых и слабовидящих: общеобразовательные, профессионально- технические школы, музыкальные училища, школы массажистов и др. Слепые «видят» пальцами, они читают и пишут по рельефной системе Брайля. Работа. Работа на телефоне (диспетчер) и руками (на производстве, массаж, музыка). В числе изделий, создаваемых слепыми на специальных учебно- производственных предприятиях ВОС, медицинские инструменты, электро- и радиотехнические детали, детали для автомашин и сельскохозяйственной техники и др.

Слайд 7

Нарушение слуха и отсутствие речи – глухонемота. Средства для улучшения жизни: - слуховые аппараты - язык жестов - ТВ: сурдоперевод и титры

Слайд 8

Учеба. Специальные школы для глухонемых. Работа. Ручная работа используется на производстве, в ремеслах, в сельском хозяйстве, там, где не требуется большого количества общения (например, парикмахер, швея, художник, монтажник)

Слайд 9

Для общения с теми, кто плохо слышит/не слышит нужно всегда смотреть прямо в лицо и говорить не спеша, они отлично читают по губам.

Слайд 10

Детский церебральный паралич. Поражение нервной системы в период рождения (до или после), при котором нарушена координация движений (возможны также нарушения зрения, речи и умственного развития). ДЦП- не наследственное заболевание. Многие дети боятся общаться со «странными» детьми, но бояться нечего – ДЦП никогда нельзя заразиться или заболеть.

Слайд 11

Для лечения применяют: -массаж -физиопроцедуры -ортопедические аппараты -специальную обувь и лангеты -лечебную физкультуру -развивающие занятия, логопедию -лекарства –иппотерапию(верховая езда), дельфинотерапию (плавание с дельфинами)

Слайд 12

Учеба. Дети с ДЦП обучаются в специальных учебных заведениях или обычных школах. Работа зависит от вида и сложности ДЦП. Во многих случаях ДЦП не является препятствием к получению желаемой работы.

Слайд 13

Повреждения позвоночника и опорно- двигательного аппарата. Средства для улучшения жизни: - инвалидные коляски, ходунки - пандусы в общественных местах, подъездах, переходах -специальные подъемники (транспорт, бассейн)

Слайд 14

Многие колясочники ведут активный образ жизни. Они могут учиться в общеобразовательных учебных заведениях либо в интернатах. А работать там, где позволяют их физические возможности.

Слайд 15

Существуют такие хронические заболевания, тяжелые формы которых приводят к инвалидности. Но при соблюдении определенного режима и своевременном приеме лекарств эти люди могут вести полноценную жизнь, ничем не отличающуюся от жизни здорового человека. Например, Бронхиальная астма тяжелой степени – хроническое воспаление бронхов, при котором нарушается нормальное дыхание.

Слайд 16

Сахарный диабет тяжелой формы – нарушение обмена веществ в организме из-за повышенного содержания сахара в крови и нарушение биологического действия инсулина.

Слайд 17

Врожденный порок сердца тяжелой формы – нарушение строения сердца, вызывающее ограничения жизнедеятельности. И другие…

Слайд 18

Любое из перечисленных заболеваний является испытанием для человека, но оно также тренирует силу воли и учит ответственности за себя и своих близких, что часто помогает добиться в жизни успеха. Как известно, у людей с плохим зрением обострены другие чувства, обычно, слух. У людей с ДЦП и глухонемых часто обнаруживаются способности к творчеству. Люди с инвалидностью могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить в собственном доме. Они могут быть ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению. Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди могут добиться успехов в самых разнообразных сферах: науке, бизнесе, художественном творчестве, искусстве, спорте. Очень часто люди с ограниченными физическими возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Уже много лет проводятся различные спортивные соревнования для инвалидов и специальные Олимпийские игры. И инвалиды-спортсмены часто показывают результаты, которые далеко не каждый здоровый человек может достичь даже упорными тренировками!

Слайд 19

Вот примеры людей, которые, несмотря на свое заболевание, достигли в жизни больших успехов. Людвиг Ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, потерявший слух.

Слайд 20

Слепые музыканты: Джордж Ширинг английский музыкант, композитор и виртуоз фортепиано, Андреа Бочелли итальянский оперный певец, Диана Гурцкая - российская эстрадная певица.

Слайд 21

Российские актеры Юрий Никулин и Михаил Боярский, Американский писатель Эрнст Хемингуэй, Знаменитый американский рок-певец Элвис Пресли, Всемирно известный американский изобретатель Томас Эдисон, Великий русский певец Федор Шаляпин, - известные деятели науки и культуры с сахарным диабетом.

Слайд 22

Параолимпийские игры. Кроме Олимпийских игр есть еще и «Олимпиада номер два» – Параолимпиада. Это спортивные соревнования между инвалидами и спортсменами с ограниченными физическими возможностями

Слайд 23

Легкая атлетика. Велосипедный спорт. Фехтование. Дзюдо. Тяжелая атлетика. Стрельба из лука. Лыжный кросс. Хоккей с шайбой. Параолимпийские виды спорта.

Слайд 24

Футбол. Настольный теннис. Баскетбол. Регби. Волейбол. Теннис. Выездка. Плаванье.

Слайд 25

Параолимпиада-2010 в Ванкувере: российские спортсмены принимали участие в в лыжных гонках, биатлоне и горных лыжах. По итогам игр сборная России заняла II общекомандное место, завоевав 12 золотых, 16 серебряных и 10 бронзовых медалей.

Слайд 26

3 декабря – Международный день инвалидов Цель, ради которой этот день был провозглашен, – полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Для защиты прав и интересов инвалидов созданы сообщества – ВОИ, ВОС, ВОГ. К сожалению, жизнь инвалидов продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем. Люди с ограниченными возможностями не просят проявлять к ним жалость. Они считают себя равноправными членами общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих людей. Существует золотое правило: прежде, чем сделать что-либо для такого человека, нужно спросить, нуждается ли он в Вашей помощи. Таким образом, оказывается уважение его личной свободе.

Слайд 27

Что мы можем сделать, чтобы мир стал лучше ? Главное, необходимо помнить: инвалидом, к сожалению, может стать каждый! Инвалид – такой же человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем человеку здоровому! Лишь доброта и участие спасут мир!

Рефлексия занятия. - Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску. - Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Просмотр фильма с людьми с овз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоролик "Kindness will save the World!" ("Доброта спасет Мир!")

В рамках акции "Доброта спасет мир!" учащиеся 4 "Б" класса сняли видеоролик о доброте  http://youtu.be/5vnvStYgCYk....

Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья

О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....

"Люди с ограниченными возможностями в спорте"

Призентация на тематическую неделю "Люди с ограниченными возможностями"...

Мониторинг условий окружающей среды для людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата.

Инициативная группа учеников 4б класса провела мониторинг в Приморскрм районе. Сегодня состоялась защита презентации среди учеников 4-6 классов. Докладчик-Алексеенкова Юля....

Классный час "А знаешь, есть люди-улыбки?" о жизни людей с ограниченными возможностями

А знаешь, есть в мире хорошие люди,Есть люди-улыбки и люди-сердца,А значит, наверное, все еще будет.Нам надо лишь жить от души, до конца.....

Список художественной литературы для младших школьников о людях с ограниченными возможностями здоровья

В документе представлен список художественной литературы для младших школьников о людях с ограниченными возможностями здоровья...