Список художественной литературы для младших школьников о людях с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Гневашева Анастасия Александровна

В документе представлен список художественной литературы для младших школьников о людях с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Список художественной литературы для младших школьников о людях с ограниченными возможностями здоровья

1. Михаил Самарский «Радуга для жизни», издательство: Сибирская Благозвонница, год издания — 2010 г. - "Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой", - написал однажды Марк Твен. С этим трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви... Но особенно необходимы тепло и участие тем, кто, по каким-то причинам, лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать наш прекрасный мир. И так важно для них, чтобы рядом оказалось любящее и преданное существо, пусть даже это собака-поводырь. Повесть "Радуга для друга" написана тринадцатилетним подростком. И это не просто повествование о дружбе Лабрадора и слепого мальчика, это - повесть о нас и о тех, кто в нашей суетной жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы так часто (увы!) просто не обращаем внимания... А преданная собака-поводырь способна, оказывается, услышать заветные мечты друга и даже подарить ему самую настоящую радугу.

2. Болдуин Энн Норрис «Еще немного времени

В центре повествования большая семья – папа, мама, три сестры и два брата. Четвертый ребенок в семье – Мэтти, у него синдром Дауна. Повествование ведется от лица десятилетней Сары. Такой ребенок в семье и для родителей, и для братьев и сестер – большая проблема и нелегкое испытание: «Дауненок хрупкий, ранимый, он будет во всем отставать от сверстников. Он может молчать и грустить, когда ты захочешь с ним пообщаться, и наоборот, шуметь и болтать без умолку, когда тебе захочется покоя и тишины. …некоторые люди, которые тебе были дороги и близки, вдруг отвернутся о тебя: отныне ты стала не совсем такой, как они. Для них теперь и ты тоже человек с ограниченными возможностями».

3. Анна Анисимова. «Невидимый слон»

В этой удивительно светлой и трогающей сердце книжке, казалось бы, не происходит ничего особенного. Просто девочка очень радостно и тепло рассказывает о своей жизни. О том, как дома вместе с мамой играла в прятки и готовила торт к приходу гостей. О том, как с папой ходила в музей, услышала там про слона и даже потрогала его бивни, а после чистила пол, и думала, что пылесос похож на слона, только без ушей. А ещё про занятиях в художественной школе, об облаках, плывущих в небе, про настоящего слона в зоопарке, которому она бросила морковку… И лишь постепенно в этих рассказах читателю открывается пронзительная истина: Невидимый слон стал частью большого мира, в котором полно и ярко живет ребенок, лишенный зрения, и который так бережно хранят окружающие девочку люди.

4. Джимми Лиао: Звучание цвета. Следуя за воображением

О чем эта книга?
"Звучание цвета" - трогательная история о слепой девочке. Ее воображение рисует перед ней необыкновенный яркий мир, полный красок, звуков и запахов. Сидя в вагоне метро, поднимаясь на эскалаторе, стоя на перроне, она прислушивается к звукам и представляет удивительные места, где могла бы оказаться. Это волшебное путешествие надолго останется в сердце каждого читателя - и взрослого, и подростка, и ребенка, - напоминая, что каждый из нас живет в особом мире, который создает сам.
5. Ирина Зартайская: Я слышу

Сколько на земле детей? Пятьдесят тысяч? Миллион? Ещё больше. Так много, что и не сосчитать. И все разные - у каждого свои особенности, странности, непохожести. Кто-то любит читать, кто-то - играть в компьютерные игры; один предпочитает пирог с вишней, другой - с черникой; этот просит на день рождения машинку, а тот - конструктор.
Но бывают и другие различия - необыкновенные. Такие, которые не всегда видны с первого взгляда, однако зачастую лишают их обладателя возможности жить так, как все. Одна из таких особенностей - глухота.
Трудно поверить, что некоторые люди не могут услышать то, как барабанит по подоконнику дождь, как плещется о берег вода, как звучат их имена и голоса родных. Но так бывает. Чтобы понять, каково это, можно попробовать крепко-крепко зажать ладошками уши и посмотреть вокруг. Всё сразу станет другим - далёким, немножко ненастоящим и, может быть, даже чужим.
Иногда люди рождаются без слуха, а иногда лишаются его из-за тяжёлых болезней. Если глухота появилась в раннем детстве, человек никогда не научится говорить. Те же, кто потерял слух, будучи постарше, нуждаются в постоянных тренировках и специальных занятиях. Всё для того, чтобы научиться сложному искусству чтения по губам и не менее трудному языку жестов, который, как и все языки, начинается с азбуки. Благодаря языку жестов люди с нарушениями слуха учатся "произносить" слова, понимать друг друга и общаться со своими родственниками.
Однако, несмотря на все сложности, лишённые слуха ребята ничем другим не отличаются от обычных мальчиков и девочек. Они тоже обожают играть, смотреть мультфильмы, получать подарки, озорничать и лакомиться шоколадом. А ещё они здорово умеют дружить. Только, возможно, друзья и внимание окружающих нужны им чуточку больше, чем остальным. Потому что не так-то просто жить одному в мире тишины.

6. Ребекка Эллиотт. «Просто потому что»

Это одна из лучших книг о настоящей любви. Она даёт ответ на вопрос, почему люди любят и хотят, чтоб их любили. Трогательная история о больной девочке, рассказанная её маленьким братиком, никого не сможет оставить равнодушным. Ведь человеку дарована уникальная способность любить окружающий мир и других людей. Любовь избавляет от страха, страданий и боли. Она наполняет жизнь смыслом и счастьем. Но это свойственно только настоящей любви, когда любишь не за что-то, не ради чего-то, не потому что должен. Истинная любовь безусловна и безгранична. Её нельзя выбрать или назначить. Она сама выбирает нас и отдаётся нами просто так, Просто потому что.

7. Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»

Обычный австралийский школьник, привыкший прыгать и бегать, мечтающий стать отличным наездником, как его отец, вдруг оказывается прикованным к больничной койке, а потом - к костылям. Но слово "калека" кажется Алану относящимся к кому угодно, только не к нему. Его мужество, сила духа и вера в справедливость помогают ему преодолеть свой недуг. Костыли никуда не денутся, но он не позволит им влиять на свою жизнь.

8. Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика»

Молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города Осака. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих людей изменилась - к лучшему.

9. Андреас Штайнхёфель. «Рико, Оскар и тени темнее тёмного»
Самые простые вещи даются Рико с большим трудом. "Необычно одаренный" - называет его любящая мама. "Придурок" - попросту говорит злобный сосед сверху.
С таким как Рико мало кто хочет дружить, но однажды он знакомится с Оскаром (тоже не совсем обычным мальчиком - вундеркиндом, который на всякий случай никогда не снимает с головы синий мотоциклетный шлем). И ради друга Рико берется распутывать дело, которое уже полгода ставит в тупик полицию Берлина.

10. Моррис Глейцман «Болтушка»

Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, и из-за этого девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап - он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни. 

11. Николай Назаркин «Изумрудная рыбка»

Изумрудная рыбка - покоряет удивительным "русским детским" языком, искренностью и "настоящностью". Николай Назаркин сам был когда-то маленьким пациентом и показывает жизнь больницы изнутри. Но не думайте, что в книжке будет одно нытье и скука - умению дружить и радоваться жизни у героев "палатных" рассказов можно только поучиться! Сборник рассказов "Изумрудная рыбка - палатные рассказы" - дебют Николая Назаркина в литературе - был сразу замечен критиками и получил Малую премию Национальной детской литературной премии "Заветная мечта". Простые истории обычного мальчишки о том, как собирались на рыбалку с друзьями, о том, как делали изумрудную рыбку, о том, как придумывали, как проучить соседа-обжору. Но это не простые истории, а палатные рассказы. И оказывается, что на рыбалку через дырку в заборе можно пойти только тем, кто на костылях, а вот на коляске уже может не получится; а рыбку делают из капельниц; а проучить соседа не получилось, потому что друг попал в реанимацию на седьмой этаж. Но это не страшно, потому что «…все на седьмом побывали и пока вот скачем. Рыцарь должен уметь смотреть в глаза своей судьбе. Нормальная жизнь». Действительно дети обладают чудесным свойством принимать жизнь такой, как она есть, даже если проходит она большей частью в больничной палате. И верят только в хорошее. И все будет действительно хорошо, только нам взрослым нужно не забывать, что есть такие больницы, где дети лежат месяцами. Книга эта для взрослых и для детей. И остается после нее светлое чувство, несмотря ни на что.

Отрывки поведенческих реакций героев:

1. Дрейпер Шерон «Привет, давай поговорим» (Ребенок с ДЦП)

Слова снежинками вьются вокруг меня — все разные, двух одинаковых не найдешь — и, опускаясь, тихо тают на моих ладонях.

Внутри у меня вырастают сугробы — нет, целые горы из слов, фраз, умных мыслей, глупых шуток, песен.

В раннем детстве, когда мне еще не было года, слова казались мне сладким чудесным напитком. Я его пила, и все становилось на свои места: сумбурные мысли и ощущения получали имена. Родители разговаривали со мной — обо всем и ни о чем, по слогам и скороговоркой. Папа пел, мама шептала на ухо что-то ласковое.

Я все впитывала и запоминала — каждое слово, навсегда.

Не знаю, как я научилась разбираться в путанице слов и мыслей, это произошло, само собой. К двум годам для каждого воспоминания у меня уже было свое слово и у каждого слова был свой смысл.

Но только у меня в голове.

Мне почти одиннадцать. За всю жизнь я не произнесла ни слова.

Я не могу говорить. Не могу ходить. Не могу сама поесть или умыться. Со мной одни проблемы.

Руки почти не слушаются меня — я только нажимаю кнопки на пульте от телевизора и, вцепившись в рукоятки, управляю своей коляской. И то с трудом. У меня вечно все валится: ложка, карандаш. И сама я все время валюсь — прямо как Шалтай-Болтай.

Думаю, окружающие видят меня примерно так: в розовой инвалидной коляске сидит девочка с темными короткими кудряшками. Но, между прочим, розовая коляска — не такая уж великая радость.

Цвет тут ничего не меняет. У девочки любопытные карие глаза, один слегка косит. И немного дергается голова. А изо рта иногда течет слюна.

Она очень худенькая и маленькая для своих одиннадцати лет без трех месяцев. У нее странно тонкие ноги — наверное, потому, что она ими никогда не пользовалась. Ее тело живет своей собственной жизнью: иногда дернется нога, иногда взлетит вверх рука, зацепив случайно оказавшийся на пути предмет — стойку с дисками, тарелку с супом, вазу с цветами.

2. Анна Анисимова «Невидимый слон» (Ребенок с нарушением зрения)

   К нам в гости должна прийти мамина подруга Тайка. Я жду на балконе, когда Тайка появится у нашего подъезда. Я узнаю её по запаху. Мама корит Тайку за то, что она выливает на себя целый флакон духов. А Тайка на это хохочет, что зато её не возьмут работать в прафю... парфюмерный магазин. А я бы хотела в парфюмерном магазине работать - мне так нравятся Тайкины духи! Нравится, что я могу по ним узнать Тайку. Наверное, у неё целый шкаф с этими духами - на каждый день по флакону.

   Я жду запах. Пахнет! Пришла! Я чувствую, что Тайка рядом, и начинаю прыгать от радости. Тайка кричит мне "привет" и спрашивает, как дела. А я кричу, что была в музее и видела бивни слона. Тайка снова кричит, что я сама сейчас прыгаю как слон и лучше бы я пожалела балкон - вон он как шатается. Надо будет попросить маму рассказать Тайке, что слоны совсем не умеют прыгать. Кстати, это даже хорошо. Ведь если бы слоны умели прыгать, на Земле случилось бы настоящее слонотрясение!

3. Владимир Короленко «Слепой музыкант» (Ребенок с нарушением зрения)

…Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

4. Р. Дж. Паласио «Чудо» (Генетическое заболевание – Синдром Тричера- Коллинза)

Я не такой, как все, я это знаю. То есть, конечно, я делаю самые обыкновенные вещи. Ем мороженое. Катаюсь на велосипеде. Гоняю мяч. Играю на XBox. Как любой десятилетний ребенок. Я и чувствую себя самым что ни на есть обыкновенным. Внутри. Но при виде обыкновенных детей другие обыкновенные дети не разбегаются с воплями. На обыкновенных детей не глазеют везде и всюду.

Если бы я нашел волшебную палочку и мог загадать одно желание, я бы попросил нормальное лицо, на которое никто не обращает никакого внимания. Я хотел бы ходить по улицам, и чтобы люди, увидев меня, не отводили взгляд. Вот что я думаю: я необычный только потому, что все вокруг считают меня необычным.

Но сейчас я вроде привык к тому, как выгляжу. И научился прикидываться, будто не замечаю, как меняются лица встречных. Мы все отлично умеем притворяться: я, мама с папой, Вия. Хотя нет, Вия притворяется так себе. Когда люди ведут себя грубо, она может не на шутку разозлиться. Взять, например, такой случай. Однажды мы гуляли на площадке, и дети постарше стали меня дразнить. Даже не знаю, как именно, – сам я не разобрал, но Вия все слышала и на этих детей накричала. Вот она какая. А я другой.

Вия не считает меня обыкновенным. Она, правда, говорит, что считает, но тогда она бы не оберегала меня от всех и каждого. И мама с папой тоже – я для них необыкновенный. Думаю, единственный человек в мире, который понимает, насколько я обыкновенный, – это я сам.

Кстати, меня зовут Август. Как я выгляжу, описывать не буду. В любом случае все хуже, чем вы думаете.

5. Марти Леймбах «Дэниэл молчит» (Аутизм)

...У Дэниэла одна любимая игрушка и десятки других, которые для него будто и не существуют. Единственная обожаемая моим сыном игрушка — деревянный Паровозик Томас, с физиономией в виде часов с черным ободком и трубой, здорово смахивающей на шляпу. Паровозик должен следовать за Дэниэлом повсюду, находясь либо у него во рту, либо в руке. Ни в коем случае не в руке Эмили и уж конечно не в раковине, под струей воды. Никакие мои уговоры и обещания вымыть игрушку за минутку — меньше чем за минутку — на Дэниэла не действовали: он барабанил кулачками по моим бедрам и верещал как мартышка, горестно округлив рот.

... Я протянула руку, чтобы погладить Дэниэла по спине, он меня отпихнул. Он не позволял ни прикоснуться к себе, ни обнять, а сам все плакал, словно его кто-то чудовищно колотит, словно его пчела ужалила или какая другая беда приключилась, еще страшнее.

6. Моррис Глейцман «Болтушка» (Ребенок с нарушением речи)

Когда я утром вошла в класс, у меня все поджилки дрожали, как телеграфные провода. А ребята на меня так и уставились. Хотя мы сюда уже неделю как переехали, и я некоторых знала в лицо, но они все равно таращились.

Нет, вообще-то я их понимаю. В этих маленьких городишках и поглазеть-то не на кого. Новички, которые еще не освоились, да старички, что сидят слюни пускают, - вот и все местные развлечения.

Но мисс Даннинг держалась молодцом. Сказала всем, чтоб не пялились, а кто, мол, хорошие манеры дома позабыл, тому она самолично даст пинка. Тут все засмеялись. А когда она увидела у меня стопку писем, которые мы вчера с папой размножили на ксероксе, то заявила, что это отличная идея: просто и гениально, как пицца из микроволновки! И разрешила мне их раздать.

Я смотрела, как весь класс читает мое письмо, и волновалась. Мне-то оно нравилось, а вот понравится ли другим?

«Здравствуйте, - говорилось в письме, - меня зовут Ровена Бэтс. Вы, наверное, уже заметили, что я не могу разговаривать. Но это ничего, мы все равно можем дружить, потому что я умею писать, рисовать, кивать и мотать головой, показывать пальцем, морщить нос, и еще я говорю на языке глухонемых. Раньше я училась в специальной школе, но правительство ее закрыло. Говорить, как все, я не могу потому, что у меня чего-то там не хватает в гортани (не пугайтесь, шея у меня не дырявая и не протекает). А так вообще я нормальный человек, люблю читать, смотреть телек и водить папин трактор. Надеюсь, что мы подружимся.

7. Хэддон Марк «Загадочное ночное убийство собаки» (Аутизм)

... Я не люблю, когда люди на меня кричат. Я от этого пугаюсь, потому что они могут ударить меня или ко мне притронуться. И я не знал, что мне делать дальше.

... Я отвернулся от него и снова упал лицом в траву. А потом издал звук, который отец называет стенаниями. Этот звук у меня вырывается, когда из внешнего мира приходит слишком много информации разом. Так бывает, например, когда я огорчаюсь. Тогда я подхожу к радиоприемнику и ставлю его на промежуточный канал между двумя станциями. Из него начинает вырываться шипение, которое называется. Если сильно отвернуть громкость, то, кроме него, ничего не слышно. И когда я его слушаю, я чувствую себя в безопасности…

... Если я пытаюсь произнести шутку сам, заставляя слово обозначать две разные вещи в одно и то же время, мне начинает казаться, что я слышу две разные мелодии, которые не сочетаются друг с другом и совсем не так хороши, как белый шум. Или у меня возникает чувство, что два разных человека пытаются одновременно говорить со мной на две разные темы.

8.  Ая Кито «Один литр слёз» (Спиноцеребральная дегенерация)

В последнее время я сильно похудела. Может это потому, что я пропускаю приемы пищи, чтобы выполнить домашнее задание и независимое исследование? Даже, когда решаю что-либо сделать, то не могу это выполнить и потом у меня из-за этого проблемы. Я виню себя, но лучше от этого не становиться. Я просто расходую энергию. Хочу набрать немного веса. Постараюсь с завтрашнего дня приступить к делу, чтобы не испортить свои планы.

... А мое тело не желает двигаться так, как я хочу. 

Наконец, назвали мое имя. Мое сердце бешено стучало в груди. Мама объяснила врачу мою проблему:

1. Я упала и поранила подбородок. (Нормальный человек подставил бы руки при падении, я же упала прямо лицом.)

2. У меня нетвердая походка. (Колени почти не гнутся.)

3. Я теряю вес

4. Медленно двигаюсь. (Я больше не могу двигаться быстро.)

9. Юлия Миронова «Переводы с языка дельфинов» (Аутизм)

...Затем Вова потащил ее за руку к эскалаторам. Поднимаясь наверх, он настойчиво засовывал палец в щель между толстой резиновой змеей перил и движущимися прозрачными стенками эскалатора. Мешать ему Алина не решалась. Вова мог упасть прямо на ступеньках эскалатора, начать орать, биться головой и ногами обо все, что попадется. Так повелось уже давно, наверное, от недостатка внимания или неведомых ей огрехов в воспитании, но Алина не хотела об этом думать.

Далее они проследовали к тележкам, причем Вовик со смехом обогнал мать и побежал вперед, торопясь и подпрыгивая странными скачками. Руки его маленькими крылышками были поджаты вверх и дергано болтались на бегу. Ему еще не было трех, но, уже рослый и широкий, он вполне мог бы сойти за четырехлетнего. Однако стоило взглянуть на его лицо, увидеть отвлеченный взгляд, послушать его тарабарскую болтовню — и каждый сразу понимал: это просто крупный младенец, несмышленый и неуклюжий.

Вова выбрал тележку, подтащил к матери и, взяв ее руки в свои, стал класть их на ручку тележки. Затем он попытался залезть в нее самостоятельно, но Алина подняла пудовое дитя и грузно плюхнула его в сиденье для малышей. Потом они шли установленным маршрутом. Маршрут был определен Вовой уже давно, с тех самых пор, как он смог впервые провести маму по замысловатому, ему одному известному пути следования по магазину. Соблюдая все сопутствующие ритуалы.

Перво-наперво мимо игрушек — ровные ряды китайских машинок и розовых кукол в коробках. За углом детская комната. Первый ритуал был такой. Алина вынимала Вову из тележки, подталкивала его к детской комнате со словами: «Хочешь? Хочешь?» Он делал вид, что хочет. Подходил ближе, шел мимо лавочек с карапузами, которых раздевали мамаши, и наступал на ковер. В этот момент он замирал и ждал. Воспитатель в детской комнате говорила: «Чтобы у нас играть, нужно снять ботиночки». Если воспитатель была занята другими детьми, это же самое произносила сама Алина и тянулась к его стоптанным зимним кожаным ботам, которые он носил бессменно уже полгода и ничего другого надевать не давал. Вова издавал дикий выкрик и убегал с площадки. Она ловила его и сажала обратно в коляску.

10. Михаил Самарский «Радуга для друга» (Ребенок с нарушением зрения)

...Да, некоторые считают себя нашими хозяевами, хотя сами без нас и шага не могут ступить. Вот захочу я (между прочим, породистый лабрадор, даже говорят, родственник собаки одного известного политика), чтобы мой так называемый хозяин расшиб лоб о стену или, допустим, врезался в какой-нибудь столб, да мне это как на куст… пос-с-с-мотреть. Но я же профи, спец, меня в специальной школе обучали два года, а это по-вашему примерно лет десять. Вы за это время успеваете два высших образования получить. Конечно, я не позволю такой гнусности – подставить своего подопечного. Моя задача: уберечь его от всех этих недоразумений. Но обидно, когда говорят: твой хозяин. Те, кого я сопровождаю, не хозяева мне. Это мои друзья. И поверьте, даже из вас, людей, у них никогда не будет друга преданнее и беззаветнее, чем я. Вы можете скривиться, усмехнуться, закатить глаза, даже пнуть меня туфлей, но от этого ничего не изменится. Вы сами придумали поговорку «Хорошо, когда собака – друг человека, но плохо, когда друг – собака». Придумали, но не подумали, хотя бог наградил вас разумом и способностью размышлять. Что же плохого в том, что ваш друг собака? Да ладно… Я же понимаю, что вы имели в виду. Потому и не обижаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)

Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...