ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Класс: 4
Тема: Православный праздник «Пасха»
Цели занятия:
- познакомить с традициями празднования главного православного праздника Пасхи;
- воспитывать уважительное отношение к православной культуре, традициям русского народа;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать творческий потенциал детей.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, варенные яйца, краски.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Создание положительного настроя учащихся:
Звучит звон колоколов. На фоне звона учитель читает стихотворение Сергея Есенина:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
Учитель:
- О каком времени года это стихотворение? (о весне)
- Что происходит весной в природе? (всё оживает, пробуждается)
- Прочитаем первые две строчки, о каком колоколе идет речь? (о церковном)
- Какой большой православный праздник празднуем весной? (пасха)
Стихотворение Сергея Есенина называется «Пасхальный благовест». Как вы думаете, какую благую весть принёс нам колокол?
Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении всей Пасхи.
- Кто знает, сколько дней длится Пасха?
Ученик читает стихотворение В. Шамонина «Колокола»:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон
Учитель:
-О каком Воскресенье извещает нас колокол?
-Что изображено на экране? (икона). Эта икона называется «Воскресение Христово», рассмотрите и поделитесь вашими чувствами, которые возникают при взгляде на икону?
(обсуждение). Почему я выбрала именно эту икону сегодня на занятии? (обсуждение)
Знакомство с сущностью праздника.
Ученики рассказывают о том, что они знают об этом празднике (актуализация личного опыта) и обсуждают вместе с учителем.
А затем учитель предлагает прочитать информацию об этом празднике , приготовленную им и найти в текстах то, о чем они не знали или не сказали. И выделить эти строки маркером.
У больших православных праздников есть дни предпразднства и попразднства — период до и после самого праздника, когда в богослужении звучат его отголоски. Православные празднуют Пасху 40 дней. Столько Спаситель пребывал на земле до Своего вознесения. Из этого периода особо выделяется первая неделя после Пасхи — Светлая седмица. Во все дни этого праздника мы приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
В сознании людей Пасха всегда ассоциировалась с возрождением для новой жизни. На богослужение в храм одевались самые лучшие, сшитые для этого случая, одежды. Но, в первую очередь, заботились о душе. Старались забыть зло, простить обиды, отбросить в сторону все недоброе. Всю неделю не стихал над землей колокольный благовест. Поистине велик был праздник Светлого Христова Воскресения на Святой Руси.
Дела милосердия
В старину люди старались освятить праздник делами благотворения. Они верили, что в эти дни Сам Господь вместе с апостолами ходит по земле в нищенских одеждах, благословляет тех, кто проявляет милосердие и наказывает жестокосердых. Подражая своими поступками Спасителю, благочестивые вельможи отворяли темницы, прощая заключенных. Двери домов простых христиан были отворены для всех страждущих, бедных и голодных.
Пасхальный кулич
Православные христиане всю праздничную неделю за трапезой вкушали куличи – обрядовый хлеб, освященный на Пасхальной утрени. Существовала традиция угощать им всех приходящих в дом, поэтому и пекли их много. Освящать кулич в храм нес хозяин, а когда все возвращались домой, то касался им голов детей, чтоб те скорее подрастали. Если по какой-то причине кто-то из семьи оказывался далеко от дома, то хозяйка отрезала большой ломоть кулича, вместе с тремя яйцами заворачивала его в полотенце и ставила в Красном углу.
Пасхальные яйца
На Руси существовала традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они крашенками. Но если на общем фоне изображались полоски, точки и извилинки, то это были крапинками. Расписанные орнаментальным узором яйца получили название писанок.
Кондитеры готовили к празднику сахарные и шоколадные яйца, а ювелиры создавали настоящие шедевры из камня, костей и фарфора, украшенные позолотой. Каждый год в канун праздника к Царскому двору поставлялось огромное количество пасхальных яиц. На Пасху Государь одаривал ими своих подданных.
Но настоящим творением, конечно же, были яйца Фаберже. Их изготовили всего 68 штук: 56 - для двух последних русских Царей, и 12 – для частных лиц. Даже по прошествии столетия никто не смог превзойти мастеров этого ювелирного дома.
Пасхальная трапеза
По возвращении из храма начиналась праздничная трапеза. К столу подавались скоромные блюда. Рыбу, как правило, на Пасху не ели. Обязательно, в дань евангельской традиции, на кулич клали сахарного, а на сырную паску – масляного барашка. Для их изготовления существовали специальные формы. Хозяин дома с миской крашенок и освященным куличом обходил вокруг стола, останавливался перед иконами, разрезал несколько освященных яиц, раздавал их собравшимся и говорил: "Дай, Боже, и через год дождаться Пасхи в здоровье и счастье".
Во многих местах был обычай после разговления умываться водой, в которую клали крашенки и медную монету. Остатки пищи от пасхальной трапезы в Юрьев день разбрасывали по полю, или закапывали на меже.
Народные поверья и обряды
Издавна крестьяне на Руси верили, что в этот день отверсто Небо и у Господа можно испросить все. В чудесное исполнение желания все верили беспрекословно. Старались запомнить, что первым бросится в глаза, как только выйдешь на улицу после пасхального стола. Это считалось указанием на то, что принесет успех в делах. Люди подкарауливали как "солнце играет", считая, что сам Христос, таким образом, приветствует верующих в Него. Кланялись в пояс и говорили: "Слава Тебе, Господи, за личико Твое!". На второй день праздника женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это, также, было лучшее время для смотрин.
Обсуждение.
Практическая деятельность учащихся
В пасхальную неделю люди ходили друг к другу в гости, а еще устраивались народные гуляния и весёлые игры.
Дети работают в группах, каждой группе предлагается конверт с правилами игры и реквизит, дети изучают правила и проводят игру для всего класса.
- Катанье яиц.
Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. - Найти яйцо Кто-нибудь заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
- Чоканье яйцами Играют парами, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
- Очень популярными были также игры с поиском яиц. Одни ребята прятали крашенки в шапки, а другие начинали отгадывать, под какой из шапок лежит яичко.
- И еще один вариант – это поиск яичка с закрытыми глазами. Игроку показывали, где лежит крашенка, завязывали глаза, отводили далеко от этого места и просили найти яйцо.
Творческая работа учащихся
- Расписать заготовку яйца
Итог урока:
- О каком празднике мы говорили сегодня? Почему он называется главным праздником на Руси? Что вы расскажите своим родителям о празднике «Пасха»?
Домашнее задание:
- Написать рассказ о том, как празднуется праздник в Вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...