"Обыкновенная биография в необыкновенное время" (беседа о жизни и творчестве А. П. Гайдара)
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Брагина Татьяна Александровна

  Аркадий Гайдар -  писатель с особым и чистым как, как лесной ключ, талантом, знающий и понимающий ребячьи души.  Герои его книг учат юного читателя быть добрым, честным , смелым, любить свою Родину.  Данный материал может быть использован для внеклассной работыс учащимися 3-4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyknovennaya_biografiya_v_neobyknovennoe_vremya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБЫКНОВЕННАЯ  БИОГРАФИЯ  В  НЕОБЫКНОВЕННОЕ  ВРЕМЯ»

                  (беседа о жизни и творчестве  А.П. Гайдара)

Цели:  - знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя;

             - использование творческого наследия А.П.Гайдара в гражданском

                 и патриотическом воспитании учащихся;

               - формирование гражданской активности учащихся;

                        

                                ХОД:

Учитель:

 Нашу встречу мы посвящаем Человеку, Бойцу, Писателю, Воспитателю – Аркадию Петровичу Гайдару. На его произведениях выросло не одно поколение читателей. Герои его книг учили доброте, милосердию, взаимовыручке, учители любить свою Родину.

Учитель:

 Обратите внимание на портреты писателя. На одном – высокий,

стройный паренёк в гимнастёрке и галифе, с кортиком на боку, с большой

красной звездой на груди, с полудетской улыбкой, но с упорным и решитель-

ным взглядом ясных, светлых глаз – это Аркадий Голиков, пятнадцатилетний адъютант командующего.

На другом – на придорожном камне сидит немолодой уже солдат с автома-

том на коленях, лицо суровое, уставшее, но взгляд, непреклонный и твёрдый,

напоминает мальчика с первого портрета, - это Аркадий Гайдар, известный

советский писатель, военный корреспондент газеты «Комсомольская правда»

на Киевском фронте, 1941 год.

Эти два фотодокумента, - между которыми двадцать с небольшим лет, куда

уложилась вся недолгая литературная жизнь Гайдара: это начало и конец его

необыкновенной биографии.

                (звучит сигнал пионерского горна)

Ученик 1:

Любые дороги открыты

Для тех, кто умеет мечтать.

…Решили друзья-следопыты

О жизни Гайдара узнать,

Пройти по дорогам Отчизны,

Где солнце звенит, как родник,

Где вместе с Гайдаром шагали по жизни

Герои гайдаровских книг…

Пусть каждый в походе узнает…

Писатель всегда был в пути,

Недаром же слово «Гайдар» означает

«Шагающий впереди»!

Сквозь пламя военных пожаров

Он шел, не страшась ничего,

И самая лучшая книга Гайдара –

Вся жизнь боевая его.

Ученик 2:

Настоящая фамилия писателя  Гайдара – Голиков. Родился он 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии.

Отец, Петр Исидорович Голиков, окончил Курскую учительскую семинарию. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, после гимназии учительствовала в младших классах. Во Льгове Голиковы преподавали в школе при сахарном заводе.

 

Ученик 3:

      О жизни во Льгове Аркадий Гайдар помнил очень мало: «Большие

синие сливы, разноцветные маленькие домики в саду и над ними рой золо-

тистых пчёл, да верстак со стружками, пахнущими сосновым лесом…».

Здесь у Аркадия родились сёстры Наташа и Оля.  В семье это время вспо-

миналось счастливой порой.

Учитель:

В настоящее время во Льгове  открыт и действует литературный комплекс–музей известного детского писателя. Льговчане всех поколений чтут память Аркадия Петровича Гайдара. В 1950 году одна из улиц города переименована в улицу имени Гайдара. В 1960 году в городе был заложен парк и установлен памятник именитому земляку. Кроме того, с 1970-х годов Аркадий Петрович Гайдар, решением депутатов городского собрания, является почетным жителем города. Центральной детской библиотеке г. Льгова присвоено имя А.П. Гайдара.

Ученик 5:

        Когда Аркадию шёл восьмой год, семья, в которой было уже трое детей, переезжает в Арзамас.  Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл

своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реаль-

ном училище.

Он вспоминал:

“Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. Через город, мимо садов, тянулись  зацветшие пруды… Город был похож на монастырь: стояло в нем около 30 церквей  да  4 монашеских обители”.

Ученик 6:

         Очень скоро Голиковы приобрели в городе репутацию образованных и начитанных людей. Гостей всегда поражало в их доме обилие книг: они стояли в шкафу, в детской на полочке, постоянно лежали на письменном столе Аркадия.

Ученик 7:
         Родители любили  литературу и прививали эту любовь детям. Сестра писателя Н. П. Полякова-Голикова, вспоминает: «Папа часто рассказывал нам что-нибудь о жизни и обычаях других народов…  Иногда читал нам вслух интересные книжки или же рассказывал смешные басни, а мы, дети, декламировали стишки. И часто, очень часто мы все пели разные песни».

Ученик 8:

        В 1914 году началась Первая мировая война. Отца забрали в солдаты.

Десятилетний Аркадий сбежал к отцу на фронт, но его задержали и  вернули

обратно.

        1917 год. Тихий Арзамас зажил бурной политической жизнью. Аркадий распространяет листовки, ведет дневник.

 

Ученик 9:

         Его детство кончилось  в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку ( номер своей первой винтовки Аркадий запомнил на всю жизнь: 302939)  и  послали патрулировать улицы.

        В 1918 году, когда Гайдару ещё не было и 14 лет, он вступил добро-

вольцем в Красную Армию и на протяжении всей своей жизни чувствовал

себя солдатом, воином, который должен защищать Родину от врагов, неспра-

ведливости и подлости.

Ученик 10:

        6 декабря 1919 года во время атаки возле деревни Улла в Белоруссии взрыв снаряда вышиб Голикова из седла. Когда Аркадия подобрали, то выяснилось, что он ранен в ногу и контужен в голову. После лечения и окончания Высшей стрелковой школы в Москве он получает назначение в Воронеж. В полку, которым он должен командовать, 4953 человека. И он – самый молодой. А было ему в ту пору 15 лет.

Ученик 11:

        В 1922 году  будущий писатель получает назначение в далёкую Си-

бирь, в Хакасию. Здесь действовала банда атамана Соловьёва,  которую

молодой командир со своим отрядом должен был уничтожить.

           В Хакасии Голиков начал писать первую свою повесть “В дни поражений и побед”. Труд литератора стал его новой профессией.  Жители Хакасии называли его “гайдар Голиков”, что означает “начальник Голиков”. “Гайдар” с монгольского – “всадник, скачущий впереди”. Это и стало литературным псевдонимом будущего писателя.

Ученик 12:  

        Гайдар любил Красную Армию и мечтал на всю жизнь остаться в ее рядах. Но ранение и контузии подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. С 1 ноября 1924 года Аркадий Петрович увольняется в бес-

срочный отпуск.

        С этого времени Аркадий Петрович Гайдар решил посвятить себя ли-

тературной деятельности.

Ученик 13:

           Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналась, да как продолжалось, потому что повидать я

успел всё же немало».

Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему …

Ученик 14:

        Первым произведением, принесшим признание писателю, был рассказ

«Р.В.С.» (1926 г.).  Затем появились «Школа», «Дальние страны»,  «Воен-

ная тайна» со знаменитой сказкой о Мальчише-Кибальчише. В 1939 г. юные

читатели познакомились с братьями Чуком и Геком.

         Однажды Гайдар сказал: «Хочется мне написать для ребят что-то

очень хорошее. Рассказать им, какое счастье жить В Советской стране, на

нашей замечательной земле вместе со всеми нашими замечательными советскими людьми! Хочется, чтобы ребята с детства учились любить Роди-

ну, честно жить и честно трудиться, беречь её и защищать».  Через несколько

дней он начал работу над рассказом «Чук и Гек».

Учитель:

        А в 1940 году увидела свет, пожалуй, самая знаменитая книга А.Гайдара  «Тимур и его команда». Герой книги Тимур придумал чудесную

форму помощи нашей армии. Он со своими друзьями окружил тайной забо-

той тех, кого вынуждены были оставить отцы и братья, ушедшие в армию.

Гайдар указал ребятам простой и добрый путь, как стать нужным людям и

помочь им.    (вставка из фильма)

    Случилось небывалое в детской литературе: книга “Тимур и его команда” породила целое общественное движение – Тимуровское движение.  Повсюду стали возникать команды «тимуровцев». Есть тимуровцы и в нашей школе.

Ученик 15:

        Гайдар много времени  проводил с детьми. И ребята доверчиво тяну-

лись к нему, как будто Гайдар владел какой-то тайной, которая привлекала

к нему детей и во дворе, и в школе, и на улице.

                  Большой, веселый, ясноглазый,

                   Присев к ребячьему костру,

 Он сочинял свои рассказы,

 Как бесконечную игру.

 Он был солдатом и вожатым,

 И каждая его строка

 Осталась как завет ребятам

 Писателя-большевика.

Ученик 16

          22 июня 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Аркадий Гайдар снова берется за оружие. 18 июля он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента газеты “Комсомольская правда”.

        После того, как фашисты окружили Киев, Гайдар ушёл в партизанский

отряд.  В одну из вылазок группа партизан неожиданно наткнулась на фашистов. Гайдар первым заметил врага и бросился с криком: «Ребята, немцы!» Послышалась автоматная очередь. Гайдар упал. Пуля угодила прямо в сердце. Остальные товарищи благодаря ему спаслись. Это было 26 октября 1941 года

недалеко от железнодорожной станции Леплява.

Есть город один небольшой на Днепре.
Его за версту разглядишь на горе.
Как будто гусей белоснежных стада,
Опрятные хатки в вишневых садах.

 

Вот там-то бесстрашно в коротком бою
Он встретил судьбу боевую свою.
Был вражеской пулей убит наповал,
И Днепр близ него в эту ночь бушевал!

 

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.

Ученик 17:

     В стороне от железнодорожного полотна товарищи похоронили Гайдара. Скромную, короткую надпись оставили на деревянном щитке: «Писатель и воин, пулеметчик партизанского отряда Аркадий Петрович Гайдар».

        Гайдар начал свою сознательную жизнь солдатом и умер солдатом.

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

 

Ты повесть школьную открой -

Гайдар её писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

 

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас 

Тимур, и Гек, и Чук.

 

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

 

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар Боец,

Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...

Учитель:

        В 1947 году прах А.П. Гайдара  перевезли из  Леплявы  в г. Канев.

В марте 1965 года Аркадий Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Награду принял в Кремле сын Гайдара, Тимур Гайдар. Он сказал: «Орден отца принадлежит всем мальчишкам и девчонкам, пусть он хранится в музее, куда приходят миллионы детворы и взрослых».

        Имя Гайдара  увековечено в названиях сотен улиц, школ, библиотек.

Гордое его имя носят суда и тепловозы, село в Казахстане и далёкий астероид.

 И в нашем посёлке  есть улица имени Гайдара.

        Уже много лет нет с нами Гайдара. Но на бескрайних просторах нашей

Родины, повсюду, где живут дети есть книги Гайдара. Их читают повсюду.

Он   дальние  страны   для   нас   открывал,

Военные тайный он нам доверял,

О горных вершинах он песню любил,

И нас эту песню он петь научил.

Когда несётся звук фанфар

И флаг на мачте ждёт подъёма,

Нам вспоминается Гайдар,

Мы слышим шаг его знакомый.

Он никогда не будет стар.

В глаза читателя с портрета

Глядит смеющийся Гайдар,

В шинель походную одетый.

           В каждой книге Гайдар говорит своему читателю: “Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Родиной”.

Используемая литература:

1. Журнал «Начальная школа»  №12, 2011 г.

2. Журнал «Начальная школа»  №1, 2009 г.

3. Журнал «Начальная школа»  №2, 1999 г.

4. Материалы из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым  мотивировала  детей на деятельность.Результат проверки  показал, что у...

Праздник, посвященный творчеству А. П. Гайдара «Любимых детских книг творец…»

В январе 2014 года А. П. Гайдару исполнилось 110 лет. В рамках Книжкиной недели в школе проводился праздник. Здесь представлен сценарий этого праздника и презентация к нему....

Презентация "Жизнь и творчество Аркадия Гайдара"

Этот материал можно использовать на уроке чтения или внеклассного чтения по произведениям писателя А. П. Гайдара....

Презентация к уроку литературного чтения "Обыкновенная биография в необыкновенное время".

Данный материал рассказывает о  личной жизни А.П.Гайдара,  содержит основные  сведения из биографии писателя. Материал предназначен для урока  литературного чтения 4 класса....

Статья "Обыкновенная биография..."

120 лет со дня рождения легендарного русского советского  детского писателя, сценариста и прозаика, журналиста, военного корреспондента Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). Участник Гражданской ...

Викторина "По страницам жизни и творчества Аркадия Гайдара"

Данная викторина предназначена для закрепления материала о жизни и творчестве А. Гайдара, по программе "Школа 21 века" 3 класс....