Кружок "Мир детского творчества"
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс) на тему
Рабочая программа дополнительного образования "Мир детского творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бяковская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МС Зам.директора по УВР Директор школы
пр.№_____________ _____Э. А. Андреева ______ /Т.В.Сорокина/
«___»__________2014 г. «___»_________2014 г. Приказ.№ ___ «___»__________2014г.
Руководитель МС______/Андреева Э. А../
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Мир детского творчества»
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Программу составила учитель начальной школы
Савина Алла Васильевна
с.Бяково
2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования «Мир детского творчества» для младших школьников разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Рабочая программа составлена на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Тип программы-модифицированный.
Направленность программы-художественно-эстетическая.
Рабочая программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 1 год обучения. Объём программы-34 часа.
Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.Программа кружка направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы кружка - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Работа по программе кружка предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Формы и режим работы:
День недели | Время в режиме дня |
Четверг | 13.40- 14.25 |
Максимальный объем образовательной нагрузки: 45 мин.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся могут
знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
- выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу)
Форма подведения итогов-отчётная выставка, конкурс.
Учебно– тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Общее колич. учебных часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 2 2.1
2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1
3.2 3.3 3. 4
4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 6 | Вводное занятие Работа с бумагой и картоном Изготовление игрушек – сувениров «Бабочка» «Кубик» «Цветок» «Ракета» «Домики для сказочных героев» Работа с тканью и мехом Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья Мягкая игрушка «Котёнок» Изготовление настенного кармашка для мелочей. «Паучок» Работа с бисером Пробные плетения Плетение колец Плетение браслетов «фенечек» Работа с природным материалом Аппликация из плодов и растений Аппликации из соломки Отчётная выставка | 2 7
9
10
4
2 | 1 1
1
1 | 1 6
1 1 1 1 2 8 1
3 2 2
9 3 3 3 4 2 2 2 |
Итого | 34 | 4 | 30 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Общее колич. учебных часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24-25 25-26 27 28 29-30 31-33 34 | Техника безопасности на кружке Работа с бумагой и картоном Изготовление игрушек – сувениров «Бабочка» «Кубик» «Цветок» «Ракета» «Домики для сказочных героев» Работа с тканью и мехом Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья Мягкая игрушка «Котёнок» Изготовление настенного кармашка для мелочей. «Паучок» Изготовление розочки Изготовление острых лепестков Сборка цветков. Изготовление цветочки-пуговки. Изготовление розочки Работа с бисером Пробные плетения Плетение колец Плетение браслетов «фенечек» Плетение брошек, кулонов (работа по схемам). Работа с природным материалом ТБ Свойства и приёмы работ с природными материалами Экскурсия на природу с целью сбора природного материала Аппликация из плодов и растений Осенние превращения. «Букет роз» из кленовых листьев. «Весенняя фантазия» декорирование вазы. Аппликации из соломки «Чудо животные» аппликаций из природных материалов. «Чудо животные» аппликаций из природных материалов. Отчётная выставка | 7
9
4 14 |
| |
Итого | 34 |
Содержание изучаемого курса
- Вводное занятие (2ч) Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем столе, знакомство с профессией дизайнера.
2. Работа с бумагой и картоном (7 ч.) Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров (фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета, домики для сказочных героев)
3. Работа с тканью и мехом (9 ч) Из истории мягкой игрушки. Знакомство с профессией портной. Техника выполнения швов «козлик», «тамбурный», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья. Технология и шитьё мягкой игрушки «Котёнок», изготовление настенного кармашка для мелочей, технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок». Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и заделки края ткани, соединения деталей.
4. Работа с бисером (10 ч) Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения. Изготовление колец и «фенечек».
5. Работа с природным материалом (4). Аппликация из плодов и растений. Технология приготовления семян и растений к работе, технология приготовления соломки к работе, прикрепление рабочего материала к основе. Изготовление аппликаций из семян и растений по задумке детей. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», «Дерево».
6. Отчётная выставка.(2 ч). Подготовка поделок и оформление выставки.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Видеомагнитофон, проигрыватель дисков, , музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, таблицы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, наличие у каждого посещающего кружок бумаги, картона, кистей для клея, ножниц, зубочисток, тряпочек для рук, клеёнок для стола, клея.
Список литературы
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
- Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
- Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Литература для обучающихся
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отличный материал для детского творчества - изолон.
Продолжаю рассказывать о использовании строительного материала - изолон для детского творчества. Правда, очень интересные возможности у этого материала. После «животн...
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УРОКАХ.
методы управления детским творчеством...
Детское творчество
О Волге с любовью....
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...
Детское творчество.
Как первоклассники реагируют на слушание музыки? Они, непременно, все, что слышат, хотят изобразить в рисунке. Так было и со слушанием песни о маме.Учащиеся первого класса -народ творческий. Посмотрит...
"Выставка детского творчества"
У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во всё своё творчество.(Д. Голсуорси)...
Выставка детского творчества
У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во всё своё творчество.(Д. Голсуорси)...