Классный час.В дружбе наша сила.
классный час (1 класс) на тему

Дмитриева Светлана Анатольевна

Данный материал даёт понятие о дружбе, обо всех гранях человеческих взаимоотношений на примере литературных произведений и личном опыте детей; способствует развитию речи и мыслительной деятельности учащихся; воспитывает чувство сопереживания с друзьями в их бедах и умение разделять с ними радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_druzhbe_nasha_sila.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «В дружбе наша сила»

Автор: Дмитриева С.А.

Цели: формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским взаимоотношениям:

  1. дать понятие о дружбе, обо всех гранях человеческих взаимоотношений на примере литературных произведений, и личном опыте детей;
  2. способствовать развитию речи и мыслительной деятельности учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);
  3. воспитывать чувства сопереживания с друзьями в их бедах, умение разделить с ними радость.

Оборудование: презентация, «Дом дружбы», «Дерево дружбы», музыкальное сопровождение (песни «Улыбка», «Если добрый ты», «Настоящий друг»), выставка книг о дружбе.

Ход мероприятия:

На доске зашифровано слово «дружба» - «абжурд». (слайд 1, 2)

  • Что за слово зашифровано на доске? Чаще бывает крепкой, верной и долгой.
  • Что же означает это слово? (Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах). Это определение по словарю Ожегова.
  • А своими словами что оно означает?
  • Подберите однокоренные слова (друг, дружелюбный, дружеский, дружить, дружок).
  • Какой корень в этих словах? (друж).
  • От какого слова произошли эти слова? (дружба)

Учитель читает эпиграф:

«Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее

И любая беда - не беда,

Если рядом – друзья настоящие!» (слайд 3)

  • Так что же такое дружба?

Учащиеся читают «Монолог о дружбе».

  1. Что такое дружба? Каждый знает!

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной?

Или просто средство от тоски?

  1. Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил, -

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать?

  1. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать?

Ну, а может дружба, это если –

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

  1. Что такое дружба, каждый знает?
    Может быть, и спрашивать смешно.
    Ну а всё же, что обозначает
    Это слово? Значит что оно?

Сегодня предстоит выяснить: умеют ли учащиеся 2 «б» класса дружить. Насколько они дружны? В течение занятия мы покажем насколько успели подружиться ребята нашего класса и имеем ли мы представление о том, что за слово – «дружба» и в чем ее сила. Наш классный час так и называется «В дружбе наша сила!». Сегодня мы выстроим с вами наш «Дом дружбы». А чтобы было интереснее работать мы разделились на три команды: «Ниф – Ниф», «Наф – Наф», «Нуф – Нуф».(слайд 4)

  • Из какой сказки эти герои?
  • Что помогло поросятам победить злого волка (дружба, сплоченность)?

За каждое выполненное задание команда получает по одному слову из пословицы, чтобы в конце урока составить ее и объяснить смысл.

(Друга иметь – себя не жалеть.

Друг научит, а недруг – проучит.

Старый друг – лучше новых двух).

I. Задание.

Философ Сократ говорил: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Люди сложили множество поговорок и пословиц о друзьях и о дружбе.

У вас было задание: вспомнить и записать все пословицы о дружбе. Каждая команда по очереди читают пословицы, повторяться нельзя. (К доске прикрепляется первое бревно с пословицей «Хороший друг всегда приходит вовремя»). В этих пословицах – народная мудрость, к которой всем нам стоит прислушаться (Команды получают первое слово из пословицы).

II. Задание.

А теперь давайте посмотрим какие инсценировки о дружбе приготовили ребята.

1 команда.

В. Осеева «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.

– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой.

– Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Учитель. – Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

2 команда.

И. Туричин «Дружба».

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

- Давай! – согласился Вася

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину

- Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята:

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, – согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, – сказал Сережа.

- Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

- То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

(Остается только Серёжа, другие ребята уходят)

- А теперь со мной никто не дружит!! Почему никто не дружит? Это они глупые! Они виноваты!

Учитель. – Только ты сам можешь ответить на этот вопрос.

Есть такая притча: один маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда малыш решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семья. Но семья у него было большая. Так он добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - изменить самого себя.

- Ты понял Серёжа, что тебе нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе.

- Как же это сделать? Ну я не знаю что менять?

Учитель. – Ребята, а как вы думаете, чего не хватает Серёже? (Серёжа тебе нужно стать добрее).

Звучит песня «Если добрый ты». (слайд 5)

3 команда. (слайд 6)

О. Буцень «Так или не так».

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не

обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

-- ТЫ ещё ни с кем не дружишь?

-- Нет, -- отвечала Нюра.

-- И я ни с кем не дружу, -- вздохнула Галя. -- Плохие у нас в классе де - почки: Ленка задавала, Вера -- хитруля, Надя -- врунья, а Ирка -- задира.

Почти всех девочек перебрала Галя -- все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

-- Не волнуйся, ответила Нюра. С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

Так ИЛИ не так?

Учитель. – Умеет ли Галя дружить?

Выдается второе слово из пословицы. (К доске прикрепляется второе бревно).

III. Задание.

А сейчас я предлагаю вам украсить наши деревья доброты листиками, называя важные на ваш взгляд качества, без которых дружба состояться не может. (доброта, отзывчивость, преданность, честность, доверие, привязанность, уважение, взаимопомощь, общие интересы).

Выдается третье слово из пословицы. (К доске прикрепляется третье бревно с пословицей «Нет друга - ищи, а нашел – береги»).

Очень часто ссоры происходят из-за непонимания друг друга. Бывает, что при встрече у одного собеседника хорошее настроение, а у другого – напротив и поэтому может произойти ссора. Очень важно научиться понимать друг друга, иногда достаточно улыбки, чтобы помириться, подружиться, чтобы кому-то поднять настроение и стать ближе друг к другу.

Звучит песня «Улыбка». (слайд 7)

Друг у человека может быть один – самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, но для своих одноклассников вы должны стать товарищами. Если обидят вас ребята из других классов, в первую очередь на помощь должны придти твои одноклассники. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды. (слайд 8)

Учащиеся читают стихи.

  1. Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

  1. И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

  1. Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

  1. Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовем.

IV. Задание.

Следующий конкурс – викторина. Мы проверим, знаете ли вы книги о дружбе, где многие герои выручают друг друга.

  1. Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «Исполнения желаний». На что только не потратила Женя лепестки. Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите). (слайд 9)
  2. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей музыкантов? (Бременские музыканты: петух, кот, пёс, осел). (слайд 10)
  3. Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок). (слайд 11)
  1. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение поступок девочка? (Герда). (слайд 12)
  2. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал Карлсону лекарство. На что он сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье). (слайд 13)
  3. Назови друзей Вини-Пуха. (Пятачок, Кролик, Ослик Иа, Мудрая Сова). (слайд 14)
  1. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем тоже можно дружить? (Волк Акела). (слайд 15)
  2. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (Пудель Артемон). (слайд 16)
  3. Герои Э. Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить «Дом Дружбы», и пока его строили подружились). (слайд 17)

Выдается четвертое слово из пословицы. (К доске прикрепляется четвертое бревно).

Учитель. – Какие же еще пословицы о дружбе у вас получились?

Друга иметь – себя не жалеть.

Друг научит, а недруг – проучит.

Старый друг – лучше новых двух. (слайд 18)

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть, и по каким законам жить в «Доме Дружбы»?

Правила настоящей дружбы:

  • Останови товарища, если он делает что-то плохое;
  • Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом;
  • Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам;
  • Не выдавать чужие секреты;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя;
  • Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи;
  • Защищай друга. (слайд 19)

(К доске прикрепляется пятое бревно с пословицей «С другом веселее при удаче, легче в беде).

Но все-таки самая главная дружба начинается с детства в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, здесь родились, растем, взрослеем. Недаром говорят: нет лучше дружка, чем родная матушка. Умение дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, в семье.

Со Светкой, соседкой,

Не буду водиться –

Она то смеется, то плачет,

То злится.

Но мама сказала,

Что так не годится,

Что с девочкой нужно

Уметь подружиться,

Что с папой они

Еще с детства дружили,

И вместе играли,

И рыбу удили.

С такой девчонкой,

Как мама моя,

Конечно, бы мог

Подружиться и я!

Ребята, а как вы думаете, возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?

А в нашем классе дружат мальчики и девочки?

Да, дружить – это очень не просто, это то, без чего трудно прожить на свете.

А сколько различных песен есть о дружбе? И одну из них мы исполним.

Исполняется песня «Настоящий друг».

(К доске прикрепляется шестое бревно).

Заканчивая разговор о дружбе, мне хочется, чтобы вы послушали стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей».

 

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

 

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

 

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

 

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.

 

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Проведение игры: «Мои друзья». (слайд 20)

Давайте друзья встанем в круг и сыграем в игру. (Детям заранее предлагается принести то, что они могут подарить друг другу).

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг,

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Предай ему тепло своей руки. (Дети поживают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней

Имей друга всегда и два и три,

И другу слева подарок подари. (Дети дарят друг другу что-то по кругу в левую сторону)

Нет пословицы, ребята, верней,

Той что гласит «имей сто друзей»

Пусть растет и ширится Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

Вот и мы с вами построили «Дом Дружбы» 2 «Б» класса. Остается последняя часть. (Прикрепляется крыша).  (Звучит музыка).

И давайте скажем друг другу слова известного кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!». (слайд 21)

На этом наш классный час закончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В дружбе наша сила"

В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....

Классный час "В дружбе - наша сила!"

К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, ...

Классный час по теме "В дружбе наша сила !"

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,  показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Классный час "В дружбе наша сила".

Предназначен для начальной школы....

Классный час "В дружбе наша сила"

Класный час о дружбе для обучающихся 4 класса с использованием технологии деятельностного метода обучения....

Классный час "В дружбе наша сила"

Классный час «В дружбе наша сила»Цели: раскрыть содержание понятий «дружба», «единение», «терпимость»; привить учащимся уважение к ценностям дружбы, спо...