Учебный проект "Песни, опалённые войной"
методическая разработка (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sergeeva.docx | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Клетская средняя общеобразовательная школа»
Волгоградской области Клетского района
Методическая разработка
учебного проекта
«Песни, опалённые войной…»
Разработали:
Орлова Надежда Александровна, учитель музыки
Сергеева Валентина Васильевна, учитель начальных классов
2015 год
Проект «Песни, опаленные войной» поможет поддержать интерес учащихся к культуре и истории своей страны, жизни людей в годы войны. Интервью с пожилыми родственниками, сбор информации об истории создания песен, сведений об авторах песен и проведение исследования способны помочь учащимся ощутить ответственность за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, ее песнях и людях. Проект не только помогает в решении проблемы сохранения памяти о военных песнях, но и в укреплении связей между поколениями, патриотическом воспитании учащихся. Память – это не просто дань славному прошлому. Это принятие сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации
Вид проекта: краткосрочный, социально – познавательный, творческий.
- Введение
Актуальность проекта:
С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Работа над проектом «Песни, опалённые войной» вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости за свой народ. Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных и гражданских качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей.
Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 70 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая сердца.
Новизна опыта.
Сущность методической разработки заключается в создании условий для развития у учащихся коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям, через внедрение новых педагогических технологий в проектной деятельности.
В ходе использования методической разработки учитель:
- Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
- Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся
- Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
- Создает ситуацию успеха;
- Организует самоанализ и самооценку собственной деятельность учащихся
Цель проекта: создать условия для формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины.
Задачи:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны на примере песен военных лет
2. Углублять знания детей о роли песен в жизни людей, о песни как памяти народа.
3. Подвести к восприятию музыкальных произведений о войне;
4. Расширять знания детей о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности.
5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов
6. Развивать у учащихся коммуникативные компетенции, навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям.
Гипотеза: Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, унёсшей миллионы жизней, о подвигах, совершённых ради спасения народа, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше - своим детям и внукам.
Ожидаемые результаты проекта: Дети познакомятся с документами и песнями военных лет, полюбят их, проникнутся патриотическими чувствами, станут эмоциональнее.
Замысел автора и логика разработки.
Известно, что 2015 год - год 70-летия со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Задолго до празднования дня Победы с экранов телевизоров звучали военные песни, в программу телепередач были включены художественные фильмы военной тематики. В печатных изданиях публиковались очерки о военном времени, интервью с ветеранами и участниками ВОВ. В этот период в МБОУ «Клетская СОШ» началась большая работа по подготовке к празднованию 70-летия со дня Победы.
- Основная часть.
- этап - Проблемно-целевой.
Деятельность педагога:
- сообщает тему проекта «Песни, опалённые войной».
- знакомит со смыслом проекта, мотивирует учащихся.
- формулирует проблемный вопрос проекта: «Как влияли песни военных лет на жизнь людей того времени?»
Деятельность учащихся:
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
-принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
Вопросы, направляющие проект:
Как сохранить память о песнях Великой Отечественной войны?
Почему так велико значение песен военных лет в жизни старшего поколения?
Как влияли песни военных лет на жизнь людей того времени?
Почему песни ВОВ живы до сих пор и востребованы в наше время?
Учебные вопросы:
Что такое «военные песни»?
Кто такие композиторы-песенники?
Кто были первыми исполнителями песен времен ВОВ?
Как были созданы популярные песни Великой отечественной войны?
- Этап - Проектирование.
Деятельность педагога:
- организовывает группы, определяет командира группы;
-распределяет задачи в группах;
-планирует деятельность по решению задач;
- наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся;
Деятельность учащихся:
-деление на группы:
1 группа – статисты - подготовка информации об истории создания песен в военные и послевоенные годы.
Кто такие композиторы-песенники?
Кто были первыми исполнителями песен времен ВОВ?
Как были созданы популярные песни Великой отечественной войны?
2 группа – корреспонденты – сбор информации о влиянии песни военных лет на жизнь людей того времени?
3 группа – корреспонденты – ответ на вопрос: «Почему песни ВОВ живы до сих пор и востребованы в наше время?»
4 группа – редакторы – обработка собранной информации:
-выбор формы и способа обработки полученных данных, презентации результатов;
-создание боевого листка «Песни, рождённые Победой», буклет «Песни, опалённые войной»
3.этап – Практическая работы.
Деятельность учителя:
Не участвует, но:
-консультирует учащихся по необходимости;
-ненавязчиво контролирует;
-даёт новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
-репетирует с учащимися представление результатов.
Деятельность учащихся:
Работают активно и самостоятельно:
-каждый в соответствии со своей задачей и сообща;
-консультируются по необходимости;
-«добывают» недостаточные знания;
-оформляют проект;
-подготавливают защиту результатов.
Разработать и провести анкетирование среди родителей учащихся 4 «б» класса «Песенное творчество периода ВОВ»;
Обработать результаты и сделать необходимые выводы;
Изучить литературу по данному вопросу, обращаясь не только в школьную библиотеку, но и в районную библиотеку;
Найти в сети Интернет информацию по теме «Песни, опалённые войной»;
Обработка найденной информации по изучаемому вопросу;
4.этап - Продукт.
- Сценарий внеклассного мероприятия «Песни, опалённые войной», плюс компьютерная презентация.
- Буклет «Песни, опалённые войной»
- Боевой листок «Песни, рождённые Победой»
5.этап - Презентация.
Деятельность учителя:
Принимает отчет:
-обобщает и резюмирует полученные результаты;
-подводит итоги обучения;
Оценивает умения:
-общаться, слушать, обосновывать свое мнение.
Акцентировать внимание на воспитательном моменте:
-умение работать в группе на общий результат
Деятельность учащихся.
Представляют результаты своей деятельности, демонстрируют:
-понимание проблемы, цели и задачи;
-умение планировать и осуществлять работу;
-дают взаимооценки деятельности и её результативности;
- выступают в роли создателей проекта.
Итог:
- Проведение внеклассного мероприятия «Песни, опалённые войной», плюс компьютерная презентация, которая может быть использована на классном часе с 1 по 5 класс.
- Создание и разработка проектного продукта – буклет «Песни, опалённые войной», боевой листок «Песни, рождённые Победой».
- Выступили на VII районном фестивале учебных проектов – II место. Создали буклет, боевой листок.
- Заключение
Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.
Процесс ознакомления ребенка с историческими сведениями о ВОВ – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки.
Использование современных информационных средств обучения, и интерактивных методов, т. е. методов взаимодействия, «оживляют» процесс патриотического воспитания, повышает заинтересованность учащихся и способствует лучшему пониманию и восприятию темы.
Учитель, признающий патриотическое воспитание обязательным аспектом образования, является партнером ученика, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, становясь посредником между ним и социальной действительностью.
В соответствии с планом работы над проектом была организована совместная работа с учащимися. Работа над проектом завершилась проведением внеклассного мероприятия «Песни, опалённые войной», для которого был составлен сценарий, создана презентация в программе Power Point, подобраны музыкальные фрагменты.
Презентация проекта состоялась на VII районном фестивале учебных проектов – II место. В ходе презентации были озвучены цели и задачи учебного проекта, обозначена актуальность и мотивация к деятельности. Подробно было рассказано о работе над проектом.
- Список литературы.
1.Рассказы о песнях – М.: Музыка, 1995.
2.Песни, рожденные в боях. - М.: Музыка, 1995
3.Любимые песни военных лет (песни, рассказы, фотодокументы) – «Советский композитор» - 1987
Используемые интернет-ресурсы
http://karnilin.ru/?p=490 «Так рождались эти песни»
9 мая.RU, Musruk.info DriveMusic.net
Содержание:
- Введение.
- Актуальность проекта.
- Новизна опыта.
- Цель проекта, задачи.
- Гипотиза.
- Ожидаемые результаты проекта.
- Замысел автора и логика разработки.
- Основная часть.
- этап - Проблемно-целевой.
- этап - Проектирование.
- этап – Практическая работы.
- этап - Продукт.
- Этап - Презентация
- Заключение.
- Список литературы.
Приложение 1.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Песни, опалённые войной»
Наш проект: «Песни, опалённые войной». Выбор данной темы не случаен. Изучая песни военных лет на уроке музыки, возник вопрос: а нужны ли в такое тяжелое время песни?
Также мы провели анкетирование среди одноклассников и выяснили, учащиеся имеют недостаточно знаний о творчестве поэтов и музыкантах военных лет.
Цель проекта: узнать о роли и значении песни в духовной жизни общества во время Великой Отечественной войны
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения песни времен Отечественной Войны.
- Изучить творчество композиторов, сочинявших песни о ВОВ
- Уточнить какие песни были написаны во время Великой Отечественной войны
Актуальность выбора темы:
Каждый день мы слышим десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой. К таким песням можно отнести песни Великой Отечественной войны. В суровое военное время, песня была мощным идейным оружием. Она звала солдата в бой за Родину и была частью быта на фронте и в тылу. В песнях военных лет выражаются мысли и чувства миллионов людей, вставших на защиту своей Родины.
Гипотеза: военная песня способна морально помочь солдатам на войне.
В ходе проекта, мы узнали, что создана впечатляющая летопись о Великой Отечественной войне в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Сколько было создано песен о войне! Только в первые четыре дня войны было создано более ста песен.
С первого дня до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…
Работая над проектом, возник вопрос, какие песни о войне наиболее популярные? На этот вопрос мы попросили ответить жителей станицы Клетской. По результатам анкетирования, выбрали самые популярные песни и узнали их историю создания.
Изучая источники информации, мы узнали, что уже 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку, и уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. На здании Белорусского вокзала был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению песни «Священная война».
Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, и несла в себе такую могучую силу, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
(Звучит песня «Священная война», исполняет Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски российской Армии имени А.В. Александрова – крупнейший военный художественный коллектив нашей страны)
Ансамбль песни и пляски имени Александрова в 2013 году отметил свой юбилей – 85 лет со дня основания. Этот военный художественный коллектив нашей страны популярен и в наши дни.
В ходе проекта мы узнали, что одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.
Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству писателя Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».
(Песню исполняет Марк Бернес)
Песню «День Победы» любят все - и стар и млад. Автор ее стихов Владимир Гаврилович Харитонов. «День Победы», как говорил сам поэт, стала его главной песней.
«Песня эта очень мне дорога, - рассказывал Владимир Гаврилович. – О такой песне я давно мечтал. И шел к ней все эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов.
«Там, на фронте, на моих глазах погибали мои фронтовые друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне, да все никак не находил для нее главной строчки, той, что стала бы ее камертоном, определила бы весь ее настрой и тональность».
И вот однажды – звонок из музыкальной редакции радио.
- Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез…
- Хорошо. Подумаю. Хожу по комнате. Думаю. Слова редактора из головы все никак не выходят.
Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах…» - та самая строчка, та главная мысль, от которой и пошла вся песня…»
Стихи сложились, и поэт отдал их молодому композитору Давиду Федоровичу Тухманову.
Песня написана в жанре старинного русского марша, ибо такую именно музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, а потом, в сорок пятом, - встречали их, вернувшихся с войны…А Лев Лещенко, спел, песню так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже второе десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.
( Звучит песня «День Победы»)
Работая над проектом, мы пришли к выводу: Песни Великой Отечественной войны были созданы в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой битве с фашизмом. В этих песнях была заложена идея патриотизма. Песни Великой Отечественной войны воспитывают патриотическую гордость, веру в неисчерпаемые силы народа, в его непобедимость. И в этом мы смогли убедиться, изучив историю создания песен военных лет.
И слова тех честных песен звали,
За Отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.
Приложение 2.
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренник "Песни, опалённые войной"
Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь и по сей день. Слова этих песен конечно, же всец...
"Детство, опалённое войной" (литературно - музыкальная композиция)
Сценарий внеклассного мероприятия....
Детство, опалённое войной
Классный час для учащихся начальной школы о детях военного времени...
Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"
Данное внеклассное мероприятие способствует формированию патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...
Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне
Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....
"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы
Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...
Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В преддверии 77-летия...