Учебный проект "Песни, опалённые войной"
методическая разработка (4 класс) на тему

Сергеева Валентина Васильевна
Проект «Песни, опаленные войной» поможет поддержать интерес учащихся к культуре и истории своей страны, жизни людей в годы войны. Интервью с пожилыми родственниками, сбор информации об истории создания песен, сведений об авторах песен и проведение исследования способны помочь учащимся ощутить ответственность за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, ее песнях и людях. Проект не только помогает в решении проблемы сохранения памяти о военных песнях, но и в укреплении связей между поколениями, патриотическом воспитании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sergeeva.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Клетская средняя общеобразовательная школа»

Волгоградской области Клетского района

Новости - 2013-05 Кивеннапа

Методическая разработка

учебного проекта

 «Песни, опалённые войной…»

                                 Разработали:

                                 Орлова Надежда Александровна, учитель музыки              

                               Сергеева Валентина Васильевна, учитель начальных классов

2015 год

Аннотация: 

Проект «Песни, опаленные войной» поможет поддержать интерес учащихся к культуре и истории своей страны, жизни людей в годы войны. Интервью с пожилыми родственниками, сбор информации об истории создания песен, сведений об авторах песен и  проведение  исследования  способны помочь учащимся ощутить ответственность за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, ее песнях и людях. Проект не только помогает  в решении  проблемы сохранения памяти о военных песнях, но и в укреплении связей между поколениями, патриотическом воспитании учащихся. Память – это  не просто дань славному прошлому. Это принятие сердцем ответственности   за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации

Вид проекта: краткосрочный, социально – познавательный, творческий.

  1. Введение

Актуальность проекта:

С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Работа над проектом  «Песни, опалённые войной»   вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости за свой народ. Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных и гражданских качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать  ценности  своего  народа,  своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия.

В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей.

Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 70 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая сердца.

Новизна опыта.         

  Сущность методической разработки заключается в создании условий для развития у учащихся коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям, через внедрение новых педагогических технологий в проектной деятельности.  

        В ходе использования методической разработки учитель:

  • Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
  • Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся
  • Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
  • Создает ситуацию успеха;
  • Организует самоанализ и самооценку собственной деятельность учащихся

Цель проекта: создать условия для формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество,  чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины.

Задачи:

1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны на примере песен военных лет

2. Углублять знания детей о роли песен в жизни людей, о песни как памяти народа.

3. Подвести к восприятию музыкальных произведений о войне;

4. Расширять знания детей о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности.

 5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов

6. Развивать у учащихся коммуникативные компетенции, навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям.

Гипотеза: Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, унёсшей миллионы жизней, о подвигах, совершённых ради спасения народа, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше - своим детям и внукам.

Ожидаемые результаты проекта: Дети познакомятся с документами и песнями военных лет, полюбят их, проникнутся патриотическими чувствами, станут эмоциональнее.

Замысел автора и логика разработки.

Известно, что 2015 год - год 70-летия со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Задолго до празднования дня Победы с экранов телевизоров звучали военные песни, в программу телепередач были включены художественные фильмы военной тематики. В печатных изданиях публиковались очерки о военном времени, интервью с ветеранами и участниками ВОВ. В этот период в МБОУ «Клетская СОШ» началась большая работа по подготовке к празднованию 70-летия со дня Победы.

  1. Основная часть.

  1. этап - Проблемно-целевой.

Деятельность педагога: 

- сообщает тему проекта «Песни, опалённые войной».

- знакомит со смыслом проекта, мотивирует учащихся.

 - формулирует  проблемный вопрос проекта: «Как влияли песни военных лет на жизнь людей того времени?»

Деятельность учащихся:

- личностное присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

-принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

Вопросы, направляющие проект:

Как сохранить память о песнях Великой Отечественной войны?

Почему так велико значение песен военных лет в жизни старшего поколения?

Как влияли песни военных лет на жизнь людей того времени?

Почему песни ВОВ живы до сих пор и востребованы в наше время?

Учебные вопросы:

Что такое «военные песни»?

Кто такие композиторы-песенники?

Кто были первыми  исполнителями  песен времен ВОВ?

Как были созданы популярные песни Великой отечественной войны?  

  1. Этап - Проектирование. 

Деятельность педагога:

- организовывает группы, определяет  командира группы;

-распределяет  задачи в группах;

-планирует  деятельность по решению задач;

- наблюдает, советует,  косвенно руководит деятельностью учащихся;

Деятельность учащихся:

 -деление  на группы:

1 группа – статисты -  подготовка информации об истории создания песен в военные и послевоенные годы.

 Кто такие композиторы-песенники?

Кто были первыми  исполнителями  песен времен ВОВ?

Как были созданы популярные песни Великой отечественной войны?  

2 группа – корреспонденты – сбор информации о   влиянии  песни военных лет на жизнь людей того времени?

3 группа – корреспонденты – ответ на вопрос: «Почему песни ВОВ живы до сих пор и востребованы в наше время?»

4 группа – редакторы – обработка собранной информации:

-выбор формы и способа обработки полученных данных, презентации результатов;

-создание боевого листка «Песни, рождённые Победой», буклет «Песни, опалённые войной»

3.этап – Практическая работы.

Деятельность учителя:

Не участвует, но:

 -консультирует учащихся по необходимости;

-ненавязчиво контролирует;

-даёт новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

 -репетирует с учащимися представление результатов.

Деятельность учащихся:

Работают активно и самостоятельно:

-каждый в соответствии со своей задачей и сообща;

-консультируются по необходимости;

-«добывают» недостаточные знания;

-оформляют проект;

-подготавливают защиту результатов.

Разработать и провести анкетирование среди родителей учащихся 4 «б»  класса «Песенное творчество периода ВОВ»;

Обработать результаты и сделать необходимые выводы;

Изучить литературу по данному вопросу, обращаясь не только в школьную библиотеку, но и в районную библиотеку;

 Найти в сети Интернет информацию по  теме «Песни, опалённые войной»;

 Обработка найденной информации по изучаемому вопросу;

4.этап - Продукт.

- Сценарий внеклассного мероприятия «Песни, опалённые войной», плюс компьютерная презентация.

 - Буклет «Песни, опалённые войной»

-  Боевой листок «Песни, рождённые Победой»

5.этап - Презентация.

 Деятельность учителя:

Принимает отчет:

-обобщает и резюмирует полученные результаты;

-подводит итоги обучения;

Оценивает умения:

-общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Акцентировать внимание на воспитательном моменте:

-умение работать в группе на общий результат

Деятельность учащихся.

Представляют результаты своей  деятельности,  демонстрируют:

-понимание проблемы, цели и задачи;

-умение планировать и осуществлять работу;

-дают взаимооценки деятельности и её результативности;

- выступают в роли создателей проекта.

Итог:

  1. Проведение внеклассного мероприятия «Песни, опалённые войной», плюс компьютерная презентация, которая может быть использована на классном часе с 1 по 5 класс.  
  2.   Создание и разработка проектного продукта – буклет «Песни, опалённые войной», боевой листок «Песни, рождённые Победой».
  3. Выступили на VII районном фестивале учебных проектов – II место. Создали буклет, боевой листок.

  1. Заключение

Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

Процесс ознакомления ребенка с историческими  сведениями о ВОВ – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки.

Использование современных информационных средств обучения, и интерактивных методов, т. е. методов взаимодействия, «оживляют» процесс патриотического воспитания, повышает заинтересованность учащихся и способствует лучшему пониманию и восприятию темы.

Учитель, признающий патриотическое воспитание обязательным  аспектом образования, является партнером ученика, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, становясь посредником между ним и социальной действительностью.

В соответствии с планом работы над проектом была организована совместная работа с учащимися. Работа над проектом завершилась проведением внеклассного мероприятия «Песни, опалённые войной», для которого был составлен сценарий, создана презентация в программе Power Point, подобраны музыкальные фрагменты.

Презентация проекта состоялась на VII районном фестивале учебных проектов – II место. В ходе презентации были озвучены цели и задачи учебного проекта, обозначена актуальность и мотивация к деятельности. Подробно было рассказано о работе над проектом.

        

  1. Список литературы.

1.Рассказы о песнях – М.: Музыка, 1995.

2.Песни, рожденные в боях. - М.: Музыка, 1995

3.Любимые песни военных лет (песни, рассказы, фотодокументы) – «Советский композитор» - 1987

 Используемые  интернет-ресурсы

http://karnilin.ru/?p=490 «Так рождались эти песни»

9 мая.RU, Musruk.info DriveMusic.net


Содержание:

  1. Введение.
  1. Актуальность проекта.
  2. Новизна опыта.         
  3. Цель проекта, задачи.
  4. Гипотиза.
  5. Ожидаемые результаты проекта.
  6. Замысел автора и логика разработки.

  1. Основная часть.
  1. этап - Проблемно-целевой.
  2. этап - Проектирование.
  3. этап – Практическая работы.
  4. этап - Продукт.
  5. Этап  - Презентация

  1. Заключение.
  2. Список литературы.

Приложение 1.

Сценарий  внеклассного мероприятия

«Песни, опалённые войной»

Наш проект: «Песни, опалённые войной».  Выбор данной темы не случаен. Изучая песни военных лет на уроке музыки,  возник вопрос: а нужны ли в такое тяжелое время песни?

Также мы провели анкетирование среди одноклассников и выяснили, учащиеся имеют недостаточно знаний о творчестве поэтов и музыкантах военных лет.

Цель проекта: узнать о роли и значении песни в духовной жизни общества во время Великой Отечественной войны

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения песни времен Отечественной Войны.
  • Изучить творчество композиторов, сочинявших песни о ВОВ
  • Уточнить  какие песни были написаны во время Великой Отечественной войны

Актуальность выбора темы: 

Каждый день мы слышим десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой.  К таким песням можно отнести песни Великой Отечественной войны. В суровое военное время, песня была мощным идейным оружием. Она звала солдата в бой за Родину и была частью быта на фронте и в тылу. В песнях военных лет выражаются мысли и чувства миллионов людей, вставших на защиту своей Родины.

Гипотеза: военная песня способна морально помочь солдатам на войне.

В ходе проекта, мы узнали, что создана  впечатляющая летопись о  Великой  Отечественной войне  в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Сколько было создано песен о войне! Только в  первые четыре дня войны было создано более ста песен.

С первого дня до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Работая над проектом, возник вопрос, какие песни о войне  наиболее популярные? На этот вопрос мы попросили ответить жителей станицы Клетской.  По результатам анкетирования,  выбрали самые популярные песни и узнали их историю создания.

Изучая  источники информации, мы узнали, что уже 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку, и уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. На здании Белорусского вокзала был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению песни «Священная война».

Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, и несла в себе такую могучую силу, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….

(Звучит песня «Священная война», исполняет Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски российской Армии имени А.В. Александрова – крупнейший военный художественный коллектив нашей страны)

Ансамбль песни и пляски имени Александрова в 2013 году отметил свой юбилей – 85 лет со дня основания. Этот военный художественный коллектив нашей страны популярен и в наши дни.

В ходе проекта мы узнали, что одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма     «Два бойца»  весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.

Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству писателя Константина Симонова весной 1943 года              «Темная ночь»  «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».  

(Песню исполняет Марк Бернес)

Песню «День Победы»  любят все - и стар и млад. Автор ее стихов Владимир Гаврилович Харитонов.  «День Победы», как говорил сам поэт, стала его главной песней.

«Песня эта очень мне дорога, - рассказывал    Владимир Гаврилович. – О такой песне я давно мечтал. И шел к ней все эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов.

«Там, на фронте, на моих глазах погибали мои фронтовые друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне, да все никак не находил для нее главной строчки, той, что стала бы ее камертоном, определила бы весь ее настрой и тональность».

И вот однажды – звонок из музыкальной редакции радио.

-  Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез…

- Хорошо. Подумаю. Хожу по комнате. Думаю. Слова редактора из головы все никак не выходят.

Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то:  «Это радость со слезами на глазах…» - та самая строчка, та главная мысль, от которой  и пошла вся песня…»

Стихи сложились, и поэт отдал их молодому композитору Давиду Федоровичу Тухманову.

Песня написана в жанре старинного русского марша, ибо такую именно музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, а потом, в сорок пятом, - встречали их, вернувшихся с войны…А Лев Лещенко, спел, песню так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже второе десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.

( Звучит песня «День Победы»)

Работая над проектом,  мы пришли к выводу: Песни Великой Отечественной войны были созданы в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой битве с фашизмом. В этих песнях была заложена идея патриотизма. Песни Великой Отечественной войны воспитывают патриотическую гордость, веру в неисчерпаемые силы народа, в его непобедимость. И в этом мы смогли убедиться, изучив историю создания песен военных лет.

И слова тех честных песен звали,
За Отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.

Приложение 2.

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Песни, опалённые войной"

Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь и по сей день.  Слова этих песен конечно, же всец...

Детство, опалённое войной

Классный час для учащихся начальной школы о детях военного  времени...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...