"Творим добро"
проект (4 класс) на тему
проект по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 46.61 КБ |
proekt_no5.docx | 46.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В своем послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В.В.Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
Об актуальности духовно - нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и нашего центра воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, обладающую позитивными ценностями и качествами. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию духовных ценностей России.
Проект «Творим добро» разработан в рамках деятельности отделения дневного пребывания Социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Алиса» города Прокопьевска. Его значимость обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для реализации проекта в учреждении имеются все необходимые условия: налажены социально-партнерских связи с организациями и учреждениями города, предоставляется транспорт для осуществления поездок.
Отделение дневного пребывания оказывает помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Дети находятся на реабилитации в течение трех месяцев, что дает возможность охватить различные группы детей, как по возрасту, так и по территориальности города.
Проект духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:
-формирование духовности воспитанников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и специалистов центра;
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
В проекте духовно-нравственного воспитания детей «Творим добро» особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации творческой деятельности, которая способствует переключению энергии ребенка из деструктивного направления в конструктивное.
Цель проекта:
формирование у детей духовно-нравственных основ личности в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Задачи:
1. Создать пространство, формирующее у детей уважение к истории и культуре своей народа, страны, города.
2. Заложить у детей нравственные основы отношения к самому себе, к окружающим людям.
3. Вовлечь детей в творческую деятельность, формирующую эстетический вкус.
4. Повысить педагогический потенциал родителей как первых наставников ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Ход реализации проекта
Реализация проекта «Творим добро» подразумевает деятельность по следующим направлениям:
1.Совместная деятельность социального педагога с семьёй.
Следует выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни своего ребенка. Для этого нужно привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: беседах, экскурсиях. В этих рамках вполне можно и нужно вести просвещение родителей воспитанников – объяснять им цель и смысл мероприятия, в котором они участвуют.
2. Социальное партнерство.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляются не только нашим учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие нашего центра и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие традиционных религиозных организаций с согласия детей и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений проекта духовно-нравственного воспитания;
- посещение музеев города (Краеведческий, при школах), культурно-выставочных центров, Драматического театра;
- проведение экскурсий по памятным местам города, виртуальных экскурсий по городу;
- встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, ликвидаторами аварии на ЧАЭС, сотрудниками МЧС;
-работа воспитанников в творческих объединениях «Развивайка», «Рукодельница», «Природа и фантазия», «Изо-студия».
Также предусмотрены занятия с членами семей по вопросам семейных ценностей и развития духовности.
Основная работа, конечно, проводится внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. Поэтому объясняем родителям, что в семье должно быть:
1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.
3. Разъяснение. Воздействие словом.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста лучше размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Воспитанники приобретут:
- представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.
Родители:
- сотрудничают в тесном контакте с нашим центром и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
Продолжительность и участники проекта:
Проект составлен с учетом кратковременного пребывания детей в центре и разновозрастного состава.
Целевая группа, на которую ориентирован проект - это дети 6 – 15 лет
(воспитанники ОДП МКУ «СРЦН «Алиса» города Прокопьевска).
Количество - 90 человек ( 3 реабилитационных периода по 30 человек)
Срок реализации – 9 месяцев( 1реабилитационный период 3 месяца).
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Определение актуальности проекта.
- Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.
- Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
2. Основной этап
- Реализация содержания проекта.
- Отслеживание процессов, анализ состояния.
3. Заключительный этап
- Подготовка аналитического отчета.
- Обобщение и распространение опыта:
1.Организация фото- выставок, рисунков детей.
2.Создание и презентация проекта.
План проекта
Проект «Творим добро» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности.
Название блока, задачи | Форма занятий | Сроки реализации | примечание |
«Я - гражданин своей страны» Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города. |
| Сентябрь Декабрь Март Октябрь, январь, апрель ноябрь, февраль, май | Приложение 2Приложение 1 |
«Край, в котором ты живешь» Воспитывать общую культуры, верность духовным традициям России. Познакомить с историей и культурой родного края, города. Познакомить с народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов Кемеровской области. |
| Ноябрь Февраль май | Приложение 2 |
«Моя семья – мой мир» Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье. Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. |
| Сентябрь Декабрь Март Октябрь, январь, апрель | Приложение 3 |
«Православная культура» Познакомить с историей православных праздников, традициями. |
| Октябрь Январь апрель | Приложение 4 |
«Талантливые мы» Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формировать интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством. |
«Развивайка»; «Рукодельница»; «Природа и фантазия»; «Изо-студия». | 2 раза в неделю | Приложение 5 |
Возможные риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта | Способы преодоления |
Нарушение договоров с соц.партнерами | Соблюдение обязательств договора |
Низкая заинтересованность родителей в реализации задач проекта | Индивидуальная работа с родителями, привлечение к проведению мероприятий. |
Мониторинг:
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия детей в различных видах деятельности.
Первичная диагностика:
Психологи отделения дневного пребывания провели диагностику уровня взаимодействия детей и родителей в семье, а так же уровня эмоционально-волевой сферы воспитанников и выявили, что уровень развития эмоциональной сферы: низкий у – 52% опрошенных.
Уровень взаимоотношений в семье: низкий у -80%(ребята не могут и не умеют общаться с родителями, родители в свою очередь, остаются «глухими» к своим детям.
На основании данных диагностики- можно сделать выводы:
1.Ребята не интересуются окружающим их социумом. Не испытывают потребности в эмоциональном саморазвитии.
2. Уровень детско-родительских отношений в семьях низкий. Члены семьи не испытывают потребности в общении, не умеют организовывать совместный досуг.
3. Усилить работу, направленную на приобщение детей и их родителей к совместной деятельности и развитию духовно-нравственной сферы.
Промежуточная диагностика:
1.У детей и их родителей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, несколько семей самостоятельно посетили Зенковский парк, театр.Воспитывается гордость за свою малую родину, желание приносить пользу обществу.
2.У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье. Воспитывается любовь, уважение и милосердное отношения к ближним, формируется умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.
3. Ребята учатся соблюдать православные праздники и следовать православным традициям.
4. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
Бюджет:
Статья 340, приобретение ГСМ за счет областных субвенций
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В своем послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В.В.Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
Об актуальности духовно - нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и нашего центра воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, обладающую позитивными ценностями и качествами. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию духовных ценностей России.
Проект «Творим добро» разработан в рамках деятельности отделения дневного пребывания Социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Алиса» города Прокопьевска. Его значимость обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для реализации проекта в учреждении имеются все необходимые условия: налажены социально-партнерских связи с организациями и учреждениями города, предоставляется транспорт для осуществления поездок.
Отделение дневного пребывания оказывает помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Дети находятся на реабилитации в течение трех месяцев, что дает возможность охватить различные группы детей, как по возрасту, так и по территориальности города.
Проект духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:
-формирование духовности воспитанников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и специалистов центра;
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
В проекте духовно-нравственного воспитания детей «Творим добро» особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации творческой деятельности, которая способствует переключению энергии ребенка из деструктивного направления в конструктивное.
Цель проекта:
формирование у детей духовно-нравственных основ личности в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Задачи:
1. Создать пространство, формирующее у детей уважение к истории и культуре своей народа, страны, города.
2. Заложить у детей нравственные основы отношения к самому себе, к окружающим людям.
3. Вовлечь детей в творческую деятельность, формирующую эстетический вкус.
4. Повысить педагогический потенциал родителей как первых наставников ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Ход реализации проекта
Реализация проекта «Творим добро» подразумевает деятельность по следующим направлениям:
1.Совместная деятельность социального педагога с семьёй.
Следует выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни своего ребенка. Для этого нужно привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: беседах, экскурсиях. В этих рамках вполне можно и нужно вести просвещение родителей воспитанников – объяснять им цель и смысл мероприятия, в котором они участвуют.
2. Социальное партнерство.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляются не только нашим учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие нашего центра и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие традиционных религиозных организаций с согласия детей и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений проекта духовно-нравственного воспитания;
- посещение музеев города (Краеведческий, при школах), культурно-выставочных центров, Драматического театра;
- проведение экскурсий по памятным местам города, виртуальных экскурсий по городу;
- встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, ликвидаторами аварии на ЧАЭС, сотрудниками МЧС;
-работа воспитанников в творческих объединениях «Развивайка», «Рукодельница», «Природа и фантазия», «Изо-студия».
Также предусмотрены занятия с членами семей по вопросам семейных ценностей и развития духовности.
Основная работа, конечно, проводится внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. Поэтому объясняем родителям, что в семье должно быть:
1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.
3. Разъяснение. Воздействие словом.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста лучше размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Воспитанники приобретут:
- представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.
Родители:
- сотрудничают в тесном контакте с нашим центром и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
Продолжительность и участники проекта:
Проект составлен с учетом кратковременного пребывания детей в центре и разновозрастного состава.
Целевая группа, на которую ориентирован проект - это дети 6 – 15 лет
(воспитанники ОДП МКУ «СРЦН «Алиса» города Прокопьевска).
Количество - 90 человек ( 3 реабилитационных периода по 30 человек)
Срок реализации – 9 месяцев( 1реабилитационный период 3 месяца).
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Определение актуальности проекта.
- Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.
- Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
2. Основной этап
- Реализация содержания проекта.
- Отслеживание процессов, анализ состояния.
3. Заключительный этап
- Подготовка аналитического отчета.
- Обобщение и распространение опыта:
1.Организация фото- выставок, рисунков детей.
2.Создание и презентация проекта.
План проекта
Проект «Творим добро» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности.
Название блока, задачи | Форма занятий | Сроки реализации | примечание |
«Я - гражданин своей страны» Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города. |
| Сентябрь Декабрь Март Октябрь, январь, апрель ноябрь, февраль, май | Приложение 2Приложение 1 |
«Край, в котором ты живешь» Воспитывать общую культуры, верность духовным традициям России. Познакомить с историей и культурой родного края, города. Познакомить с народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов Кемеровской области. |
| Ноябрь Февраль май | Приложение 2 |
«Моя семья – мой мир» Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье. Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. |
| Сентябрь Декабрь Март Октябрь, январь, апрель | Приложение 3 |
«Православная культура» Познакомить с историей православных праздников, традициями. |
| Октябрь Январь апрель | Приложение 4 |
«Талантливые мы» Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формировать интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством. |
«Развивайка»; «Рукодельница»; «Природа и фантазия»; «Изо-студия». | 2 раза в неделю | Приложение 5 |
Возможные риски и пути их преодоления
Риски при реализации проекта | Способы преодоления |
Нарушение договоров с соц.партнерами | Соблюдение обязательств договора |
Низкая заинтересованность родителей в реализации задач проекта | Индивидуальная работа с родителями, привлечение к проведению мероприятий. |
Мониторинг:
Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия детей в различных видах деятельности.
Первичная диагностика:
Психологи отделения дневного пребывания провели диагностику уровня взаимодействия детей и родителей в семье, а так же уровня эмоционально-волевой сферы воспитанников и выявили, что уровень развития эмоциональной сферы: низкий у – 52% опрошенных.
Уровень взаимоотношений в семье: низкий у -80%(ребята не могут и не умеют общаться с родителями, родители в свою очередь, остаются «глухими» к своим детям.
На основании данных диагностики- можно сделать выводы:
1.Ребята не интересуются окружающим их социумом. Не испытывают потребности в эмоциональном саморазвитии.
2. Уровень детско-родительских отношений в семьях низкий. Члены семьи не испытывают потребности в общении, не умеют организовывать совместный досуг.
3. Усилить работу, направленную на приобщение детей и их родителей к совместной деятельности и развитию духовно-нравственной сферы.
Промежуточная диагностика:
1.У детей и их родителей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, несколько семей самостоятельно посетили Зенковский парк, театр.Воспитывается гордость за свою малую родину, желание приносить пользу обществу.
2.У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье. Воспитывается любовь, уважение и милосердное отношения к ближним, формируется умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.
3. Ребята учатся соблюдать православные праздники и следовать православным традициям.
4. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
Бюджет:
Статья 340, приобретение ГСМ за счет областных субвенций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
Твори добро (презентация к классному часу)
презентация...
Твори добро!
Анализ воспитательной работы по духовно- нравственной программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....
Классный час "Твори добро"
Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...
Занятие "Спеши творить добро людям"
Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи: - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые поступки,...
Презентация к классному часу "Твори добро"
Презентация к классному часу "Твори добро"...
Твори добро другим на благо
Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность...