Классный час: Что такое дружба? 20.12.2014
классный час (3 класс) по теме

Головина Надежда Анатольевна

Классный час на тему:  "Что такое дружба?"
 20.12.2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_druzhba.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с. Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Классный час

                в        3 «в» классе.

Что такое дружба?

Головина Надежда Анатольевна

учитель начальных классов первой категории

2014   – 2015   учебный год

                                                                         

Классный час на тему:  «Что такое дружба?»

Цель классного часа: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства. Формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Задачи:         

  • воспитывать нравственные качества умение дружить и ценить дружбу;
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;
  • исследовать самооценку учащихся;
  • развивать коммуникативные компетенции.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, памятка “Правила дружбы”, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, иголка с ниткой (для педагога).

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний  рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
С вами познакомиться нам хочется скорей!

Определение  темы  классного часа.

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного».-предварительно на столы поставить номера групп.

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

- займи место в любой группе.  

   Обсуждение.

  • Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
  • Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
  • Какой рисунок у вас на спине?

Сложите из  букв слово.

Какая тема нашего классного часа?  (Тема урока: Дружба).

На какой вопрос мы должны найти ответ?             ( Что такое дружба? )

/Слайд 2/

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?

Учащиеся в группе дают свои определения понятию “дружба”.

/Слайд 3/

- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” . На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей).

 Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

А вот как понимает слово «Дружба» ваш ровесник.

Ученица читает стихотворение «Дружба»

- Что такое Дружба?-

Спросила я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое Дружба?-

- Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые , и дети!

/Слайд 4/

В группе. Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание. Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

/Слайд 5/

- По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).

/Слайд 6/

Исследование самооценки.

- Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. 

Каждому учащемуся раздается бланк.

- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

/Слайд 7/

- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Физминутка. Игра “Пусть встанут те, кто….”

Учитель называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.” 

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?

/Слайд 8/

Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек” ).

/Слайд 9/

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью

 /Слайд 10/ и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.

- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:

/Слайд 11/

“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.

/Слайд 12/

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:

/Слайд 13/

“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.

“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.

/Слайд 14/

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

/Слайд 15/

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

/Слайд 16/

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:

/Слайд 17/

- Одно только уничтожит их дружбу ...

Учитель: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:

/Слайд 18/

“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.

/Слайд 19/

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

Учитель: О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

/Слайд 20/

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?

/Слайд 21/

- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы, напечатаем их на специальном бланке и повесим на видное место, чтобы никто не забывал.

Дети составляют правила дружбы. Учитель показывает распечатанную заранее памятку “Правила дружбы” и обобщает сказанное.

- Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.

/Слайд 22/

Моделирование ситуации.

На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…
  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
  • Если бы мой друг обидел меня, то я…
  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
  • Если бы мой друг получил двойку, то я…
  • Если бы у меня были конфеты, то я…
  • Если бы у меня была интересная игра, то я…
  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

/Слайд 23/

На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” - “Ловись рыбка”.

- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?

/Слайд 24/

Практическое задание “Дружные ладошки”.

- Ребята, возьмите альбомный лист, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Раскрасьте ладошку. У меня есть иголка с ниткой. Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на нитку и завяжу крепко-крепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба.

Во время выполнения задания можно включить песню “Про дружбу” из мультфильма “Маша и Медведь”.

Подведение итога.

- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. В заключение нашего занятия предлагаю вам посмотреть клип группы “Барбики” на песню “Дружба” (оформление клипа Берюховой Е.К.).

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошёл наш классный час к концу. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших друзей и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Спасибо за активную работу!

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  2. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. – М.: Ось-89, 2001.
  3. Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения)./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: “Ось-89”, 2005.
  4. Сайт: viki.rdf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Материал содержит презентацию и ход классного часа...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо?

Тема классного часа соответствует годовому планированию, а так же теме самообразования «Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната». Учитывая индивиду...

классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект классного часа для уч-ся 2-3 класса...