Выступление на педсовете Конфликты между школьниками
статья на тему
Выступление на педсовете Конфликты между школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.69 КБ |
![]() | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете подготовила Муравьева Л.П.
Конфликты между школьниками.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Особенности конфликтов между школьниками.
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родители-администратор; администратор-администратор.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.
Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
По объёму конфликты бывают:
Внутриличностные – сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности (отдельные черты, особенности характера и поведения человека).
Межличностные – сторонами конфликта выступают двое и более личностей, вступающих в конфронтацию по поводу мотивов, целей, ценностей.
Конфликт между личностью и группой – противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.
Межгрупповые – конфликты внутри формальных групп коллектива, неформальных групп и т.д.
По длительности протекания:
Кратковременные – являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.
Затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.
Особенности конфликтов между учениками определяются
1. Спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек).
2. Характером учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении.
3.Жизненным укладом и существующей социально-экономической ситуацией
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:
- из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
- из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
- в связи с борьбой за лидерство — 7%;
- из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
- в связи с общественной работой — 6%;
- у девочек — из-за парня — 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
- подлость и предательство — 30%;
- подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
- личная обида — 15%;
- ложь и высокомерие — 12%;
- соперничество между одноклассниками — 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
- причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;
- источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;
- все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;
- в агрессивности ученика виновата семья — 8%;
- агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;
- агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;
- агрессивность — плохая черта характера — 1%;
- в классе были агрессивные ученики — 12%;
- в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
- курение — 50%;
- употребление спиртных напитков — 44%;
- грубость, хамство в общении — 31%;
- употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;
- ложь — 15% ;
- неуважение учеников друг к другу — 13%;
- распущенность в половой жизни — 10%;
- мелкие кражи — 10%; драки—10%;
- хулиганство — 10%;
- наркомания — 6%;
- издевательства над младшими и слабыми — 6%;
- азартные игры (на деньги) — 3%.
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
В.А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
По объёму конфликты бывают: Внутриличностные – сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности (отдельные черты, особенности характера и поведения человека). Межличностные – сторонами конфликта выступают двое и более личностей, вступающих в конфронтацию по поводу мотивов, целей, ценностей.
По объёму конфликты бывают: Конфликт между личностью и группой – противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Межгрупповые – конфликты внутри формальных групп коллектива, неформальных групп и т.д.
По длительности протекания: Кратковременные – являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.
Особенности конфликтов между учениками определяются 1. Спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). 2. Характером учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. 3.Жизненным укладом и существующей социально-экономической ситуацией
Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях: из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%; из-за отсутствия взаимопонимания — 7%; в связи с борьбой за лидерство — 7%; из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%; в связи с общественной работой — 6%; у девочек — из-за парня — 5% . Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Основные причины ненависти к сверстникам: • подлость и предательство — 30%; • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%; • личная обида — 15%; • ложь и высокомерие — 12%; • соперничество между одноклассниками — 9%. На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива.
о причинах агрессии (мнение школьников) • причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%; • источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%; • все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%; • в агрессивности ученика виновата семья — 8%; • агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%; • агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%; • агрессивность — плохая черта характера — 1%; • в классе были агрессивные ученики — 12%; • в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. • курение — 50%; • употребление спиртных напитков — 44%; • грубость, хамство в общении — 31%; • употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%; • ложь — 15% ; • неуважение учеников друг к другу — 13%; • распущенность в половой жизни — 10%; • мелкие кражи — 10%; драки—10%; • хулиганство — 10%; • наркомания — 6%; • издевательства над младшими и слабыми — 6%; • азартные игры (на деньги) — 3%.
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете по теме: Управление процессом формирования основ информационной компетентности младшего школьника
обучение основам информатики без использования ИКТ в начальной школе...

Выступление на педсовете по теме: “Английский язык в обучении младших школьников”
Изучение иностранного языка в начальных классах является составной частью общей системы языкового образования в современной школе. Включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного ...

Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"
Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"...
Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Выступление на методическом объединении «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учи...
Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...
Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...