Программа внеурочной деятельности "Оригами"
рабочая программа на тему

Попова Елена Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Оригами" развивает пространственное мышление младшего школьника, мелкую моторику руки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_origami.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………….
  2. Планируемые результаты освоения  обучающимися программы внеурочной деятельности………………………………………………..
  3. Тематический план………………………………………………………
  4. Содержание программы…………………………………………………
  5. Список использованной литературы   ………………………………………
  6. Список литературы для обучающихся и родителей……………………

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечёт интересное дело.

Пояснительная записка

ФГОС выдвигает новые требования к воспитанию. Воспитание рассматривается как ценностно – ориентированный процесс. Воспитание охватывает учебную и внеурочную деятельность. Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения к «результату» - выпускнику. Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Ученик должен быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Среди многообразия видов творческой деятельности оригами занимает одно из ведущих положений.

Актуальность темы

В начальной школе задания по геометрии обязательны в курсе программы «Математика». Для их выполнения  необходимо уметь читать чертежи, знать основные геометрические фигуры, выполнять вычислительные операции. Выполняя эти задания, младший школьник испытывает трудности, так как  слабо развито пространственное мышление, которое связано с практической деятельностью и применением принципа наглядности. Дело в том, что, «если просто учить чему-нибудь человека, он никогда ничему не научится», говорил Бернард Шоу. Поэтому, если чему-нибудь учиться, необходимо  делать все самому, в голове удерживаются только те  знания, которые применяются в практической деятельности. Искусство оригами как нельзя лучше подходит для развития пространственного мышления.  

Для чего нужно оригами?

Оригами своими руками - далеко не забава. Это близкое и доступное детям искусство. Они из обычной бумаги своими руками создают интересные фигуры, поделки.

Оригами позволяет развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения, концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, у учащихся совершенствуется мелкая моторика рук и пальцев, развивается глазомер.

В процессе занятий учащиеся с легкостью усваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ.

У учащихся происходит развития творческой жилки, во время занятий оригами дети учатся бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, содержать в порядке рабочее место, стремиться к получению положительного результата, что важно для подготовки к успешному обучению в школе.

Поделки из оригами можно использовать для украшения, игр, также можно изготовить подарки к праздникам для членов семьи. Ведь известно, что самый лучший подарок – сделанный своими руками.

            Положительно влияет эти занятия на успехи учеников по остальным предметам. Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Учащиеся увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы: 
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

         Программа внеурочной деятельности  «Оригами – художественное творчество» является программой общекультурной направленности.  Программа рассчитана на детей 8 – 10 летнего возраста, то есть для 1- 2  класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 ч. в год).

                     Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до тематических композиций, коллективных работ, творческих альбомов детей,  участие в конкурсах и выставках.

Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Технологии, формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, практические, занятия - викторины.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  2. наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  3. практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  2. репродуктивный  - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  3. частично - поисковый  - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  4. исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  1. фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  2. индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  3. групповой - организация работы в группах;
  4. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий.

К концу обучения детей должны

Знать:

  • Что такое оригами, историю возникновения оригами; 
  • Виды бумаги и правила работы с ней;
  • Базовые формы оригами, последовательность изготовления базовой фигуры;
  • Основные геометрические понятие (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.

Уметь:

  • Различать виды бумаги;
  • Разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
  • Определять виды геометрических фигур;
  • Конструировать по образцу, по замыслу; составлять композицию из готовых поделок;
  • Соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Программа внеурочной деятельности «Оригами - художественное творчество» направлена на формирование:

  1. личностных УУД:

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,

- совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

  1. регулятивных УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов,

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, схемы,

- выполнять контроль точности разметки деталей.

  1. познавательных УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, пользоваться памятками, схемами,

- преобразовывать информацию из одной формы в другую - поделки.

  1. коммуникативных УУД:

- оформлять свою мысль в поделках,

- слушать и понимать речь других,

- работать в группах.

  Оценка  результатов  образовательной деятельности

Программа нацелена на достижение:

  1. Воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание  ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.  
  2. Воспитательных результатов 2 уровня: изготовление изделий для оформление персонального альбома поделок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.
  3. Воспитательных результатов 3 уровня: самостоятельное моделирование, составление алгоритма деятельности;  получение учащимися опыта самостоятельного действия, создание персональной выставки.

Особой формой оценивания итогов обучения являются подарки, поделки, сувениры с элементами художественного  конструирования, выполненные учащимися  к  праздникам.  

Оценкой  итогов  обучения являются  выставки  работ  учащихся.. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания;
  • тематические - по итогом изучения тем;
  • персональные;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Критерии результативности:

- применение полученных знаний при изготовлении изделий;

- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;

- отсутствие травм во время работы;

- переход от простых работ к более сложным;

- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Беседа по охране труда.

0,5

0,5

1

2.

Бумажная мозаика

0,5

0,5

1

3.

Знакомство с искусством  оригами.

1

2

3

4.

Конструирование представителей животного мира.

0,5

14

14,5

5.

Конструирование цветов

0,5

2

2,5

6

Конструирование домов разного типа  видов транспорта.

0,5

2

2,5

7.

Тематические композиции.

0,5

6

6,5

8.

Обобщение по программе.

1

2

3

Итого:

5

29

34

Тематическое содержание программы.

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство, инструктаж ТБ на занятии, презентация «Характеристика видов бумаги».

Практика: распознавание различных видов бумаги. Окрашивание бумаги различными способами.

  1. Бумажная мозаика.

Теория: Что такое бумагопластика. Знакомство с понятием аппликация, достоинства и недостатки такого материала как бумага,  презентация.

Практика: Работа по шаблону, вырезание и составление композиции из простейших геометрических фигур.

  1. Знакомство с оригами.

Теория:  История оригами. Легенды оригами. Оригами в современной жизни. Элементы техники оригами. Азбука оригами и базовые формы оригами. Освоение элементарных навыков складывания бумаги через искусство оригами, экскурсия.

Практика: интернет - экскурсия по галерее работ оригами, складывание базовых форм оригами (треугольник, квадрат, дверь, блин, ромб, бумажный змей, вертушка и др.).

  1. Конструирование представителей животного мира.

Теория: Знакомство с геометрической  фигурой «Квадрат», «Бумажный змей», «Ромб», с понятием складывания  «Прямое», «Диагональ».

Практика: Складывание простейших фигур «Лягушка», «Жаба», «Головостик», «Черепаха», «Крокодил», «Рыбы», «Кит», «Краб», «Бабочки», «Стрекоза», «Жук», «Кузнечик», «Петух и курица», «Синичка», «Ворон», «Голубь», «Лебедь», «Чайка», «Сова», «Экзотические птицы», «Сказочные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Экзотические животные».

  1. Конструирование цветов.

Теория: Знакомство с геометрической  фигурой  «Двойной квадрат», «Птица1».

 Практика: Складывание фигур «Тюльпан», «Гвоздика». «Лилия», «Роза».

  1. Конструирование домов разного типа и видов транспорта.

Теория: Какие бывают дома. Виды транспорта

Практика: Складывание фигур «Лодка», «Катер». Плоская аппликация «Игрушечный домик».

  1. Тематические композиции.

Теория: Законы составления композиции.

Практика: Изготовление композиций «Бабочки на лугу», «Аквариум», «Лиса с лисятами в лесу», «Лиса и заяц», «На реке». Обобщающие занятия.

  1. Обобщение по программе.

Теория: Требование к оформлению выставки, персонального альбома.

Практика: Оформление выставки «Волшебный мир оригами». Защита персональных альбомов «Мои работы».

Условия реализации программы

  1. Программа будет реализовываться в классной комнате ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска, оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен.
  2. Для  освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, документ - камера.  
  3. Перечень  необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.
  4. Перечень  необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.
  5. Перечень  подготовленных пособий – готовые образцы на каждую тему занятия, мультимедийные презентации:
  1. Техника безопасности при работе на занятиях.
  2. Азбука оригами и базовые формы оригами.
  3. Схемы выполнения простых моделей оригами.
  4. Базовые фигуры в оригами.
  5. Что такое оригами.
  6. Галерея мировых шедевров.
  7. Оригами – викторина.

Диски с музыкальным сопровождением.

Список использованной литературы.

  1. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Прсвещение, 2011.
  2.  Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т1. М.: НИИ школьных технологий, 2006
  3. Как проектировать учебные универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарский и др.]; под ред. А. Г. Асмолова.  – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 210.
  4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992.
  5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx 
  6. http://nsportal.ru 
  7. http://planetaorigami.ru/ 
  8. http://detki-mamki.ru/podelki/origami-svoimi-rukami-zhuravlik-origami.html 
  9. http://yourorigami.info/ 
  10. http://tvoyrebenok.ru/origami-iz-bumagi.shtml 
  11. http://bebi.lv/ 

Литература для обучающихся и родителей.

  1. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  2. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
  3. Линд Х. Бумажная мозаика. М, Айрис – пресс, 2007

Автор: С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина  

  1. Энциклопедия оригами для детей и взрослых, Издательство: Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: Оникс, ISBN: 5-306-00002-9, 2000

5. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. М, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...