«Школьная кунсткамера: прошлое в настоящем». Методический проект формы воспитательной работы.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Замысел идеи (описание)……...………………………………………..5
3. Педагогические (воспитательные) возможности ……………..…….10
4. Возрастные границы применения …………………………………....10
5. Методика подготовки ………………………………………………....11
6. Приложение (Презентация)……………...………………………..…..12
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Результатом воспитания является личность воспитанника, а именно “всестороннее развитие личности подростка”. Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
Ø Цель: – воспитание личности:
- Творческой - обладающей способностями, развитым интеллектом;
- Гуманной - стремящейся к миру, милосердию и доброте, способной к состраданию;
- Практичной - владеющей компетентностью, грамотностью, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
Ø Цель проекта: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости.
Ø Задачи:
1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
2. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманистических межличностных отношений;
3. Способствовать совместной работе педагога, родителей и учащихся;
4. Оптимально сочетать индивидуальное воспитание, воспитание в коллективе и самовоспитание.
Выполнение проекта приведёт к совершенствованию и развитию воспитательной системы класса, обеспечивающей целенаправленное формирование социальной активности воспитанников.
Проект состоит из нескольких мини - проектов, потребность в которых возникает по ходу работы (экскурсия и КТД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.kunstkamera.docx | 35.19 КБ |
prezentatsiya_kunskamera.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
«Школьная кунсткамера: прошлое
в настоящем».
Методический проект формы воспитательной работы.
Разработчики:
Бубнова Татьяна Федоровна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 86 Петроградского р-на, г. СПб
БубновАнатолий Николаевич
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского р-на, г. СПб
СПб, 2015 г.
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………3
- Замысел идеи (описание)……...………………………………………..5
- Педагогические (воспитательные) возможности ……………..…….10
- Возрастные границы применения …………………………………....10
- Методика подготовки ………………………………………………....11
- Приложение (Презентация)……………...………………………..…..12
Введение
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном отношение общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. Без надлежащей поддержки любому подростку трудно сориентироваться в себе и в системе отношений между людьми, трудно выработать критерии, по которым он сможет определить своё место среди окружающих.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Результатом воспитания является личность воспитанника, а именно “всестороннее развитие личности подростка”. Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
- Цель: – воспитание личности:
- Творческой - обладающей способностями, развитым интеллектом;
- Гуманной - стремящейся к миру, милосердию и доброте, способной к состраданию;
- Практичной - владеющей компетентностью, грамотностью, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
- Цель проекта: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости.
- Задачи:
- Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманистических межличностных отношений;
- Способствовать совместной работе педагога, родителей и учащихся;
- Оптимально сочетать индивидуальное воспитание, воспитание в коллективе и самовоспитание.
Выполнение проекта приведёт к совершенствованию и развитию воспитательной системы класса, обеспечивающей целенаправленное формирование социальной активности воспитанников.
Проект состоит из нескольких мини - проектов, потребность в которых возникает по ходу работы (экскурсия и КТД).
Замысел идеи
Это форма приобщения учащихся к искусству, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого. Ребята в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько экспонатов.
Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления, вступительное слово, расположение педагога, видимого подростками в момент восприятия, заключительный финальный момент. Очень важна и поставленная перед ними перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами…"
Назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры. Такую активность следует поощрять и помогать вести "Пять минут с искусством" этим ребятам, через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.
Описание идеи (3 фазы)
Фаза 1. Посещение музея / Темы игровых экскурсий:
Название игры | Описание |
«Играем в эскимосов» | В игровой форме проходит знакомство с традиционной культурой эскимосов, живущих на крайнем севере нашей планеты. Экскурсия-игра проводится на экспозиции «Коренное население Северной Америки». Ребята делают праздничные маски и разыгрывают праздник встречи солнца. |
«Вместе с Иссумбоси» | Экскурсия-игра проходит на экспозиции зала «Япония». Используя методику рассказа народной сказки, детям дается представление о традиционной повседневной жизни японцев. Ребята играют в игры японских девочек и мальчиков, узнают, как в Японии отмечают дни рождения и примеряют на себя национальный костюм. |
«Ганеша-победитель» | Знакомство с индийскими традициями и обрядами при участии персонажа индийской мифологии – Ганеши – проходит на экспозиции в зале «Индия». В игровой форме школьники получают представление об иной мировоззренческой культуре, в которой нет деления на одушевленные и неодушевленные явления, прививается чувство уважительного и бережного отношения к предметам, которые окружают их в повседневной жизни. Подростки разыгрывают сказку в традициях театра Катхакали. |
«В стране, где живут павлины» | Экскурсия-игра на экспозиции в зале Индии на основе сюжета индийской сказки. Ребята играют на традиционных музыкальных инструментах и одеваются в национальные костюмы. |
«Почему в Индии не боятся змей» | Экскурсия-игра с участием куклы-змеи основана на сюжетах традиционных индийских сказок и мифов. Знакомит с традиционной культурой Индии. В ходе игры школьники выполняют несложное задание. |
«Ларец мудрости» | Игра проводится на экспозиции в зале «Китай». На основе древних китайских басен, притч и сказок детей знакомят с традициями и искусством этой страны. |
«Китайский Новый год» | Цель игры - не только ответить на поставленный вопрос, но и создать у ребят первое впечатление о китайской традиционной культуре. В ходе игры они погружаются в хорошо знакомую им атмосферу новогоднего праздника, узнают о происхождении новой новогодней обрядности в России (счет лет по животным, залпы, фейерверки, салюты, бумажные украшения). В Китае непременным участником новогоднего праздника является дракон. Ребята знакомятся с образом дракона и разыгрывают танец с бумажным драконом. |
Фаза 2. Рефлексия в классе / Сценарий развития событий
- Спрашиваем ребят, что им больше всего запомнилось? Понравилось? Почему?
После экскурсии ребята принимают решение участвовать в школьном спектакле, с целью показа прошлой жизни людей. В этом деле принимают участие абсолютно все школьники группы и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно. Театр - экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности.
- Предлагаем разыграть понравившиеся сцены (по странам)
3. Класс делится на 4 - 5 команд (зависит от количества учеников в классе) по 5 — 6 человек (ребята распределяются сами — по интересам)
4. Ребята сами распределяют роли: режиссер, декоратор, актеры, музыкальный редактор и т.п. (сами пишут сценарий действа, делают костюмы и т.д.) - возможны диалоги, а может это будет пантомима и голос за кадром (вариантов много)
Например:
- Индия — это могут быть танцы или заклинатель змей (змеей тоже может быть ребенок)
- Америка — стрельба из лука по мишеням (при выходе в среднюю школу — это можно разыграть с детьми), (лук можно заменить дротиками, а мишени сделать в виде зверей; можно бросать лассо (его заменить на обруч и попросить накинуть на шест который стоит на определенном расстоянии). Разучить некий ритуальный танец и т.п.
- Китай — многие занимаются единоборствами — показать упражнения под музыку или показать чаепитие — как оно проходит именно в этой стране.
Роль учителя — помощник, направляющий, можно присутствовать на репетициях, давать советы — но только когда спрашивают, ненавязчиво.
Фаза 3. Выход в среднюю школу
Показ учащимся средних классов с включением их в театральную постановку.
Цель — преемственность старшей школы и средней. Было бы интересно, если это дети одного учителя (шефство над маленькими) — один учитель в средней школе, что способствовало бы смене поколений, передачи традиций и т.д.
Закончить все можно на Китае — всеобщим чаепитием.
А школьники (радостные и счастливые) предлагают своему классному руководителю обязательно посетить музей антропологии и как можно скорее, что бы все увидеть своими глазами!!!
Педагогические (воспитательные) возможности
Интересное дело, участниками которого являются сами ребята, обладает колоссальной силой влияния:
- создает сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний;
- оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой пленительной значимости;
- реальное взаимодействие школьника подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство "своей" группы, где только он и способен ощущать свое "я" среди других и осознать себя как некую индивидуальность;
- в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.
Возрастные границы применения
Данный проект предназначен для учащихся музыкальной школы от 12 до 16 лет.
Классы идеальные, энергичные, учащиеся этого класса дети, стремящиеся к новому, интересному, впечатляющему, участвующие во всех соревнования, конкурсах и концертах.
Методика подготовки
По просьбе учащихся 8го класса дети отправляются на экскурсию с классным руководителем в Кунсткамеру. В музее подростков встречает экскурсовод и проводит их по всему музею, рассказывает про экспонаты, которые там находятся.
- Посещение музея — экскурсия
- Рефлексия в классе (сам проект) — театральное представление
- Выход в начальную школу (показ детям, возможно с их участием)
- Составление текста для «голоса за кадром» – сказочного, так, чтобы на сцене разворачивались занимательные события;
- Фиксирование всех персонажей, обозначение на карточках – они распределяются среди ребят;
- По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром»;
- Действующими лицами являются: люди, звери, растения, вещи и природные явления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости. Задачи: 1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся; 2. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманистических межличностных отношений; 3. Способствовать совместной работе педагога, родителей и учащихся; 4. Оптимально сочетать индивидуальное воспитание, воспитание в коллективе и самовоспитание.
Описание идеи: Фаза 1: Посещение музея – игровая экскурсия Фаза 2: Рефлексия в классе Фаза 3: Выход в среднюю школу
Темы игровых экскурсий Играем в эскимосов Вместе с Иссумбоси Ганеша-победитель В стране, где живут павлины Почему в Индии не боятся змей Ларец мудрости Китайский Новый год Фаза 1:
Япония
Используя методику рассказа народной сказки, детям можно дать представление о традиционной повседневной жизни японцев. Дети могут играть в игры японских девочек и мальчиков, и узнать, как в Японии отмечают дни рождения.
Китай
Цель игры - создать у ребенка первое впечатление о китайской традиционной культуре. В ходе нее дети погружаются в хорошо знакомую им атмосферу новогоднего праздника, узнают о происхождении новой новогодней обрядности в России ( счет лет по животным, залпы, фейерверки, салюты, бумажные украшения). В Китае непременным участником новогоднего праздника является дракон. Дети знакомятся с образом дракона и разыгрывают танец с бумажным драконом.
Коренное население Америки
Фаза 2: Опрос детей после экскурсии Розыгрыш сцен (страны) Деление на команды Распределение ролей
Фаза 3: Показ учащимся средних классов с включением их в театральную постановку Цель — преемственность старшей школы и средней Всеобщее чаепитие в Китае Радостные школьники предлагают своему классному руководителю посетить музей антропологии и как можно скорее, что бы все увидеть своими глазами!!!
Педагогические (воспитательные) возможности Приобретение опыта эмоциональных переживаний Концентрация внимание Ощутить своё «Я», осознать себя индивидуальностью Умение взаимодействовать с людьми
Методика организации посещение музея — экскурсия рефлексия в классе (сам проект) — театральное представление выход в среднюю школу (показ детям, возможно с их участием) составление текста для «голоса за кадром» – сказочный, так, чтобы на сцене разворачивались занимательные события; фиксирование всех персонажей, обозначение их на карточках – они распределяются среди детей; по ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает "голос за кадром«; действующими лицами являются: люди, звери, растения, вещи и природные явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и формы воспитательной работы в младших классах.
В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...
Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"
Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...
"Нетрадиционные формы воспитательной работы"
Материал из опыта воспитательной работы с учащимися начальных классов....
Новые формы воспитательной работы
Выступление на педагогическом совете по теме: "Новые формы воспитательной работы"....
Школьная линейка - как одна из форм воспитательной работы
Благодаря такой форме формируются эмоционально-ценностные отношения, задаётся определённый настрой на дальнейшие мероприятия....
Мини-проект как форма воспитательной работы
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёно...