Урок мужества: "Мы помним! Мы гордимся!"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24
Г. НОВОЧЕРКАССКА
ГМО учителей начальных классов.
Открытое мероприятие: «Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»».
Подготовила: Шкаровская Тамара Николаевна, учитель начальных классов.
2015г
Цели и задачи:
• дать представление о празднике 9 Мая, объяснить, что значила Победа для нашей страны;
• объяснить значение слов, связанных с темой;
• воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам;
• развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;
• формирование у обучающихся познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
• развивать творческие способности учащихся;
• активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• развивать умение работать в команде;
• способствовать формированию умения традиционного казачьего пения.
Планируемые результаты:
• учащиеся должны усвоить историю происхождения праздника, запомнить памятные события, имена героев Дона;
• воспитывать уважительное отношение к старшим, к ветеранам.
Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, пословицы, записи песен военных лет, фрагмент кинофильма «Заговоренный. Три войны казака Недорубова», портреты героев в рамках проекта «Бессмертный полк», выставка книг о ВОВ, выставка предметов казачьего быта, флаг Войска Донского.
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Ход урока
- Орг. Момент
-Здравствуйте, уважаемые гости.
В преддверии великого праздника-70-летия Дня Победы в ВОВ
3-а подготовил урок Мужества «Мы помним! Мы гордимся!» и посвятили его героям – казакам Дона.
- Актуализация Песня «День Победы».
- Вступительная беседа:
Учитель:
Есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Это День Победы.
-Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата "9 Мая"? (Это праздник Победы. 9 мая 1945 года наши воины одержали победу в войне с фашистами.)
4. Подготовка к восприятию темы
Учитель: Наша страна пережила величайшую трагедию – войну. А что значит "война"? С чем у вас ассоциируется это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе).
-Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)
- Что значит Отечество? (Родина, Отчизна)
•-Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели?
(Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали).
IV. Постановка целей и задач урока.
Учитель:
События 1941-1945 годов стали страшными страницами нашей истории. Была смертельная война, но наши деды не сломались, они шли в огонь рвущихся снарядов, шли по минным полям сквозь смерть, шли, невзирая на свинцовый град пуль, шли, оголив штыки. Наши герои защитили свое Отечество, свою землю, своих жен и детей. Это было величайшее проявление человеческой силы духа, ведь испытания были ужасны, но всё -таки справедливость восторжествовала. И Победа досталась освободителям. Мы всегда будем помнить героев Великой Отечественной войны. Мы вечно будем благодарны им за то, что они подарили нам свободу! День Победы 9 мая. Он стал главным праздником, который символизирует силу и волю нашего народа.
Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.
5. Объяснение темы.
Учитель: Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое. Это будет тяжело, но необходимо, чтобы мы поняли, что такое война, и чего стоила нам победа.
Учитель: Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
1418 долгих дней и ночей. И каждый день боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.
Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла война. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.
Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Ученик.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Учитель:
Война пришла и на нашу Донскую землю.
Исстари на Дону жил отважный народ, который называл себя …. Казаками.
По Далю В.П. Казак – войсковой обыватель, воин, принадлежащий к особому сословию казаков легкого конного войска, обязанного служить по вызову, на своих конях, в своей одежде и вооружении.
-Как вы думаете, что это за пословицы и поговорки представлены на нашей доске? О чем они? (о смелости, мужестве, отваге, преданности, любви к Родине, бесстрашии, о боевом искусстве).
- А какие еще вы знаете пословицы?
-В чем было основное призвание казаков? (защищать границы Родины.)
Учитель:
-огромный вклад в общую победу сделал народ нашей с вами героической Донской земли.
- готовясь к нашему уроку мужества, мы разделились на группы. Каждая группа получила свое задание, и сегодня мы откроем некоторые страницы той страшной войны, услышим о героях-казаках.
1 группа. (О начале войны, об отношении казаков-донцов )
Слова и музыка В. А. Макаренко
Мечтами и делами добрыми жила,
Растила хлеб для всех великая страна.
О Тихом Доне, его людях слава шла,
Но в край казачий вдруг нагрянула война.
Для казаков дороже нет родной земли!
Она, как мать, донская даль!
И за нее, казак, врагов руби! Коли!
Рука твоя всегда была крепка, как сталь!
Что пережил в станицах наш народ!
Все выдержал тогда врагу наперекор…
Пришел январь в студеный сорок третий год,
Принес свободу он для нас!
Для казаков дороже нет родной земли!
Она, как мать, донская даль!
И защищать ее в суровый час смогли,
А за нее и жизнь свою отдать не жаль…
С вечным огнем сердцами юными горим,
Под ним солдат, не беспокоим долгий сон,
Мы им поклонимся, «Спасибо!» - говорим,
Кто отстоял для нас любимый край родной!
Гимн Донского казачества.
Дым взлетал над перроном некруто…
Помню я Ростов - на Дону:
Через каждые три минуты
Пробегал эшелон на войну.
Вдоль зеркальных окон вокзала
Шли площадки одна за другой:
Самолета крыло уплывало.
Танк в чехле и боец молодой.
И на каждой картинке мгновенной,
На прозрачном экране стекла
Люди были в одежде военной,
Под брезентом машина плыла,
Очертанья скользили орудий…
И глядели из окон на них
В этот день еще штатские люди,
О дорогах гадая своих.
Учитель. Молодцы
2группа.
Учитель:
- Давайте вспомним героев-донцов, наших героических донских казаков, чье мужество и сила духа помогли приблизить великий день Победы.
- Посмотрите на фотографии тех героев. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
- О них и о других героях-казаках нам расскажут участники 2 группы.
Ученик. Вначале октября 1941года враг захватил Донбасс и приблизился к Ростовской области.
17 октября 1941года гитлеровцы заняли Таганрог. Им потребовалось более месяца, чтобы дойти до Ростова-на-Дону. В ожесточенных боях враг потерял 3 тысячи вражеских солдат и 200 танков. Несмотря на упорное сопротивление 21 ноября 1941года оккупанты заняли Ростов. Пробыв в городе всего неделю, гитлеровцы уничтожили тысячи мирных жителей, партизан и подпольщиков.
- В первые дни войны в Ростовской области начинает формироваться Донская казачья кавалерийская дивизия, командиром которой стал Н. В. Михайлов-Березовский. Ополченцы сформировали Азовский Донской казачий кавалерийский полк, позднее получивший наименование 257-го Донского казачьего кавалерийского полка. Создаются также 258-й и 259-й Донские казачьи кавалерийские полки, вошедшие в состав 116-й Донской кавалерийской дивизии, командиром которой стал потомственный донской казак, ветеран Первой Конной армии полковник Петр Яковлевич Стрепухов
Ученик. К декабрю 1941 года была сформирована 15-я особая Донская казачья кавалерийская дивизия, командиром которой стал потомственный донской казак, участник Гражданской войны Сергей Ильич Горшков.
Ученик. В одном из донесений 116-й Донской казачьей кавалерийской дивизии было написано:
"Абсолютное большинство казаков - добровольцы. Более 80% рядового состава - казаки в возрасте свыше 40 лет... Есть эскадроны, укомплектованные казаками одного района".
Обратите внимание на эти слова – получается, что большинство казаков этой дивизии были люди старшего возраста. Тем не менее они пошли добровольцами на войну.
Принимая во внимание большое число пожилых казаков, желавших идти на фронт добровольцами, командующий войсками издал приказ, разрешающий вступать в 17-й казачий корпус рядовым старше 45 лет. Причём многие из них были - с малолетними сыновьями. Старшие сыновья у многих казаков уже воевали на фронте.
Ученик. 62-летний П.С. Куркин привел в свою казачью сотню из станицы Нижне-Чирской более 40 всадников. Этот могучий богатырь прошел на коне весь боевой путь гвардейского Донского казачьего корпуса, был удостоен многих боевых наград, получил звание гвардии майора.
Ученик. Казак станицы Берёзовской, ветеран Первой мировой и Гражданской войн, полный георгиевский кавалер К.И. Недорубов пришёл в кавалерийскую дивизию вместе с сыном Николаем. | |
- Казак Вышкварцев вступил в полк вместе с женой и сыном. Ученик. Пожилой казак станицы Кулымыженской П.Р.Дорин прибыл в добровольческий полк, купив по старой казачьей традиции на свои средства строевого коня и всё необходимое снаряжение.
Ученик. И таких примеров было очень много. Среди казаков-добровольцев были и не достигшие призывного возраста юноши (самому младшему, Александру Хомутову, было всего 14 лет), и пожилые мужчины (самому старшему, Николаю Ерохину, было полных 67 лет). Однако несмотря на возраст пожилые казаки-добровольцы как и все доблестно и мужественно сражались с врагом, стойко переносили тяготы и невзгоды службы на войне. Ученик. Интересно, что все командиры 5-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса были уроженцами Дона: С.И.Горшков - уроженец Урюпинской станицы, Малеев (зам. командира корпуса) -Мартыновской, а Н.И.Привалов - был уроженцем станицы Зотовской. Учитель |
Ученик. Фашисты помнили не только слово «казак», но и все, что с ним было связано. «Все, что я слыхал о казаках времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки - это вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего», - писал домой в письме немецкий солдат Альфред Курц, позже зарубленный казаками.
Ученик. «Передо мной - казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше», - сообщал своему начальнику фашистский полковник, участник боев под станицей Шкуринской. «Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. Живыми нам отсюда не выбраться», - вторил ему офицер-итальянец, уцелевший во время казачьей атаки.
Ученик. Казаки неоднократно являли примеры высокого героизма, верности Родине и воинскому долгу. Звания Героя Советского Союза посмертно был удостоен потомственный донской казак, гвардии сержант Александр Иванович Иринин, который 6 мая 1944 года при наступлении 47-го казачьего гвардейского полка на территории Румынии был тяжело ранен, но, истекая кровью, вел из пулемета «Максим» огонь по фашистам до последнего мгновения.
Учитель:
-Заметный вклад внесло казачество в партизанское движение. В январе 1943 года казачий партизанский отряд «Гроза» разгромил фашистский гарнизон в станице Раздорской.За подвиги в боях с врагом тысячи кавалеристов были награждены боевыми орденами и медалями, а 262 из них стали Героями Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий заслужили гвардейские звания. Продолжатели ратной славы Матвея Платова, в годы Великой Отечественной войны казаки прошли трагический, но славный боевой путь – от тревожных часов июньской ночи 1941 года до парада победоносных полков Красной Армии в 1945 году.
Легенда казачества, герой Кущевской битвы — Константин Небов ильм www.com/watch
- 2-ая группа –молодцы.
3 группа.
Учитель:
- О многих героях-казаках мы сегодня с гордостью говорили. Но об одном человеке с героической биографией мы вспомним отдельно.
-Мы посмотрим фрагмент фильма «Заговоренный. 3 войны казака Недорубова».
Ученик. Недорубов Константин Иосифович — герой трех войн, полный георгиевский кавалер, Герой Советского Союза. В истории нашей страны полных георгиевских кавалеров и одновременно Героев Советского Союза было всего трое: маршал Буденный, генерал Тюленев и капитан Недорубов. Судьба Константина Недорубова причудливым образом напоминает судьбу героя Тихого Дона Григория Мелехова. Потомственный казак.
Ученик. «Шашка его не просыхала от крови» — вспоминали хуторские казаки, служившие в одном полку с Недорубовым. А земляки с хутора в шутку предлагали ему поменять фамилию — с «Недорубова» на «Перерубова».
Ученик. Когда грянула Великая Отечественная, георгиевский кавалер Недорубов уже не подлежал призыву — по возрасту. К тому времени ему стукнуло 53 года. Но в июле сорок первого в донских станицах стали формировать эскадрон казаков-ополченцев. Вместе со своим старым боевым другом Сутчевым Константин Иосифович решительно направился в облисполком: «Дайте право применить весь боевой опыт и умереть за Родину!» Его назначили командиром казачьего эскадрона (в него набирались только добровольцы).
Ученик. Но тут «встряла», как говорят казаки, одна проблема: на отцовских плечах «повис» его не достигший к тому времени призывного возраста 17-летний сын. Родные бросились отговаривать Николая, но тот был непреклонен. «Запомни, сын, поблажки тебе не будет, — только и сказал Недорубов-старший. — Спрашивать с тебя буду строже, чем с бывалых казаков. Сын командира в бою должен быть первым!» Так в жизнь казака Недорубова врубилась третья война…
Ученик. Отец и сын Недорубовы были рядом: старший поливал атакующих из автомата, младший отправлял в немецкую шеренгу одну гранату за другой. Недаром говорят — храброго пуля боится — несмотря на то, что воздух гудел от пуль, ни одна из них не коснулась стрелков. Но немцы были намерены идти до конца. В конце концов, они смогли обойти казаков с двух сторон, зажав их в свои «фирменные» клещи. Оценив ситуацию, Недорубов в очередной раз шагнул навстречу смерти. «Казаки, вперёд за Родину, за вольный Дон!» — боевой клич лейтенанта оторвал от земли пластавшихся под пулями станичников. «Недоруб вместе с сыном снова пошел искать своей смерти, ну и мы полетели вслед за ним, — вспоминали о том знаменитом бое выжившие сослуживцы. — Потому что совестно было оставлять его одного…». Ополченцы стояли насмерть. Сыновья брали пример с отцов, которые равнялись на командира. Ему верили, уважали его боевой опыт, выдержку.
Ученик. В том бою вместе с сыном они уничтожили более 72 немцев. Четвертый кавалерийский эскадрон бросился врукопашную и уничтожил более 200 немецких солдат и офицеров.
«Как хлопцы мои стояли! И сын Колька в тот день показал себя молодцом. Не сдрейфил. Только после этого боя я считал, что больше его не увижу»- вспоминал Недорубов. В ходе бешеного минометного обстрела Николай Недорубов был тяжело ранен в обе ноги, руки и другие части тела. Он пролежал в лесной полосе около трех суток. Неподалеку от лесопосадки проходили женщины, они и услышали стон. Женщины в темное время суток перенесли тяжелораненого молодого казака в станицу и много недель укрывали его у себя.
В той схватке донцы перемолотили свыше 200 немецких солдат и офицеров.
Ученик. «Недорубовцы» участвовали в налетах на противника в районе хуторов Победа и Бирючий, дрались в районе станицы Куринской… По словам немцев, выживших после конных атак, «в этих кентавров словно бес вселялся». Донцы использовали все многочисленные уловки, которые были накоплены их предками в предыдущих войнах и бережно передавались из поколения в поколение. Когда лава наваливалась на врага, в воздухе стоял протяжный волчий вой — так станичники еще издалека запугивали врага. Уже в пределах прямой видимости они занимались вольтижировкой — вертелись в седлах, зачастую свешивались с них, изображая убитых, а в нескольких метрах от противника внезапно оживали и вламывались в расположение противника, рубя направо и налево .
Ученик. В любой схватке сам Недорубов, был первым. В одном бою он сумел, скрытно подобраться к трем пулеметным и двум минометным гнездам противника и погасить их ручными гранатами». Во время этого казак был ранен, но поля боя не покинул. По самым скромным подсчетам, сам Недорубов в ходе этих боев лично уничтожил более 70 солдат и офицеров. В этих страшных боях он получил восемь пулевых ран. Затем было еще два ранения. После третьего, тяжелого, в конце 1942 г. В заключении медицинской комиссии было: «К службе в армии не годен».
Учитель:
В период боевых действий за совершенные подвиги Недорубов был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и различными медалями. 26 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета георгиевскому кавалеру Константину Недорубову было присвоено звание Героя Советского Союза.
15 октября 1967 г. участник трех войн, донской казак Недорубов вошел в состав факелоносной группы из трех ветеранов и зажигал огонь Вечной славы у памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане города-героя Волгограда. Умер Недорубов 11 декабря 1978 года. Похоронен в станице Березовской. В сентябре 2007 г. в г. Волгограде, в мемориально- историческом музее открылся памятник прославленному герою Дона, полному Георгиевскому кавалеру, Герою Советского Союза К. И. Недорубову.
-О герое Недорубове была написана песня, которую мы сейчас исполним. Песня.
Учитель:
-Дон Тихий, а слава о нем громкая», – говорит народная мудрость. Славные боевые дела донских казаков вошли яркой страницей в героическую историю нашей Родины. Начиная с момента возникновения казачьей вольницы на Дону, ни одна война Российского государства не проходила без самого активного участия жителей Дона. Поговорка утверждает: «На то казак и родился, чтоб русской земле пригодился».
-В грозные годы Великой Отечественной войны вместе со всем советским народом на священную борьбу поднялись и донцы. Они с честью и славой пронесли по военной тропе эстафету побед предшествовавших поколений.
Нелегок был боевой путь сынов Дона, прошедших от Кавказа до Альп в составе 5-го гвардейского Донского казачьего корпуса. На этом пути казаки-гвардейцы участвовали в освобождении от немецких захватчиков Кавказа, Дона, Украины, Румынии, Венгрии, Австрии, Югославии, уничтожили 59 тысяч вражеских солдат и офицеров, 676 танков и самоходных установок, 947 орудий, 1362 пулемета, 4500 автомашин.
Наши предки – казаки
Нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Чтобы землю берегли не жалея жизни,
Чтоб любили край родной и свою Отчизну.
6. Коллективная творческая работа.
-Приближается Великий праздник всего нашего народа - День Победы.
Мы будем поздравлять наших дорогих ветеранов с этим праздником. А сегодня мы оформим коллективную открытку для всех ветеранов, героев-казаков!
-Похожей открыткой или другой, добрым словом не забудьте поздравить наших дорогих ветеранов.
-Главное, чтобы наши дорогие ветераны чувствовали наше внимание и поддержку. Помогите вашему соседу - ветерану: уступите ему место в транспорте, подарите ему на праздник три гвоздики.
-Помните, День Победы 9 мая – это, в первую очередь его праздник. Праздник простого русского солдата, который сейчас уже седой и немощный живет рядом с нами - праздник ветерана. Он победил и вечная слава ему за это.
7. Рефлексия
-Скажите, это занятие было полезным для вас? Чем?
-Почему мы называем праздник 9 Мая Днем Победы?
- Как вы поздравите наших ветеранов?
Учебно-методическая литература, источники:
1. Веряскина О.Г.История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.
2. Самарина Н.В., Виктюк О.Г. История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.
3. Кислицын С.А., Кислицына И.Г.История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.
4. Круглов Ю.Н., История Донской земли. Ростов н/Д., ПРО-ПРЕСС, 2006..
5. История Донского края // Под ред. В.И. Кузнецова. Ростов н/Д.; Изд-во Рост. Ун-та, 1971.
6. Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов н/Д., 1985. 12. История Донского казачества / Под ред. А.В.Венкова. Ростов н/Д..,2001. 17. В боях за Дон 1941 – 1943. Ростов н/Д., 1983.
7.РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВОЕ ДВИЖЕНИЕ «ЗА КАЗАЧИЙ ДОН» Российская Федерация, e-mail: za_kazachiy_don@mail.ru; официальный сайт - http://zadonkazak.ru/ .
8.Сайт:www.uchkopilka.ru
Оригинал публикации:http://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/9-maya-den-pobedy/5905-ustnyj-literaturno-istoricheskij-zhurnal-kazachestvo-traditsij-ne-menyaet-20150305
9. Заговоренный. Три войны казака Недорубова .Режиссер: Александр Ладнов.
torrentino.com›torrents/2255266.
Качество: SATRip Формат: AVI Видео: XviD, 720x448, (1.6:1), 1700 kbps avg, 25 fps, 0.21 bit/pixel Аудио: 48 kHz, MPEG Audio Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg MediaInfo General Complete name : K:\Заговоренный. Три войны казака Недорубова.avi Format..
10. Статьи Василия Иванова-Ордынского. /https: //vk.com/ordynsky. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Недаром помнит вся Россия..."
Подобран материал для учащихся начальных классов к 200-летию Бородинского сражения. В презентации собраны иллюстрации к сражению, портреты главнокомандующих армий, фотографии памятников посвящённых и ...
Урок Мужества. Помним! Гордимся!
Разработка Единого Всекубанского урока "Помним! Гордимся!", посвященного 70-летию Победы ( сценарий урока, презентация, материал к проекту "Бессмертный полк")....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МУЖЕСТВА" ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, ХРАНИМ."
Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная релик...
Урок- проект "Мы помним! Мы гордимся!"
Урок для 1 класса, направлен на приобщение обучающихся к истории Родины, к истории Великой Отечественной Войне. Хороший материал для организации групповой работы....
Всекубанский урок мужества " Помним! Гордимся! Наследуем!"
Всекубанский урок мужества к празднику " День Победы"...
Единый Всекубанский урок Мужества «Помним! Гордимся! Наследуем!»
Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа....
Урок мужества «Мы помним! Мы гордимся!»
Сценарий подготовки и проведения внеклассного или социально-значимого мероприятия с обучающимися, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....