"Что такое лес?" Беседа, посвящённая Всероссийскому дню знаний о лесе.
классный час (3 класс) на тему

Куликова Светлана Вячеславовна

Лес охраняй и береги! Лесных обитателей не обижай, люби!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_les.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 «Что такое лес?» беседа, посвящённая Всероссийскому дню знаний о лесе.

Цели: уточнение представлений о лесе, о взаимосвязи лесных обитателей, развитие интереса к окружающему миру.

Задачи: расширять знания детей о лесе;

закреплять знание правил поведения в лесу;

воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Оборудование: книги «Мы идём в лес», «Наблюдаем птиц», «Дикие животные», «Деревья и листья», выставка фотографий, представленная Дарвиновским музеем, запись голосов птиц и зверей.

Ход беседы:

  1. Чтение сказки Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
  2. Рассказы детей о лесных жителях.
  3. Болото для журавлей.
  4. Берегите  лес!
  5. Лес глазами детей. (Конкурс рисунка)

Ребята, многие из вас бывали в лесу. А что такое лес? Сегодня  я вам расскажу сказку.

Что такое лес?

Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?  – рассуждал  художник. – Лес  - это, конечно деревья». И стал он рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хороши получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот – вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка – лесовичка. Потому что, какой  же это лес без лесовичка?

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда – то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.

  • Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?
  • Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок – лесовичок разговаривает с ним.

  • Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – продолжал лесовик.
  • Не может, - согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зелёной травы – множество ярких цветов.

  • Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь – то у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
  • Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовик художнику.
  • Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.
  • Это ничего не значит, сказал лесовик, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своём лесу грибы.

Но лес продолжал чахнуть.

  • Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - сказал лесовик.

Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

  • Ну, теперь всё в порядке! – решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда – то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И  деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошёл к картине… и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось, вот – вот упадёт, - и вид у него был грустный – прегрустный.

-Это ты виноват! – закричал художник. – Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес.

  • Конечно, - сказал старичок – лесовичок, - конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
  • Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
  • Никогда, сказал старичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!

Художник не стал спорить, взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный зелёный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветвях деревьев появились весёлые птицы.

Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он, наконец собрался положить кисть, решив, что картина закончена, лесовичок сказал:

  • Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…
  • Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть всё!
  • Не всё,  - сказал лесовик. – Нарисуй жабу и ящерицу.
  • Нет! – решительно заявил художник.
  • Да! – твёрдо сказал лесовик.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И ещё разных зверей. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие – то шорохи, фырканье, треск сучьев.

-Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это  - лес.

Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но лесовик куда то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу? Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидать! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть лес.

Ю. Дмитриев

Лес – это большой дом.

-Какие грибы  вы знаете? Грибы бывают съедобные и несъедобные. Назовите их.

-Скажите, какие звери живут в наших лесах?

(ответы детей)

-Можем ли мы увидеть в лесу голубя или воробья?

(эти птицы обитатели города)

-Каких птиц можно увидеть в лесу?

(ответы детей)

В заболоченных лесах выводят своих птенцов журавли. Как вы думаете, почему?

(гнездо журавли делают на кочках, чтобы оно было защищено от хищников)

Лес надо беречь и охранять. Как вести себя в лесу?

(ответы детей о правилах поведения в лесу)

Не разоряйте птичьего гнезда.

дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

Не вырезайте надписи на деревьях.

Стоят деревья-великаны...

Их не жалеют хулиганы.

И режут острыми ножами

Слова на дереве - "на память!"

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут - добро и красоту несут...

Не разжигайте костер в лесу.

Без взрослых в лесу развлекаться опасно -

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

Пожары лесные - большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы...

Без взрослых костер разжигать не годится!

Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята...

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться и напиться...

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки...

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья.

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Не разоряйте муравейники

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Не рвите полевые цветы

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Сегодня вы узнали много интересного о лесе и его обитателях. Я предлагаю взять карандаши и стать художниками. Нарисуйте свой лес.

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы...

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Всероссийский урок-знаний, посвящённый 20-летию Конституции "Страна Закония"

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»Всероссийский урок - знаний,посвящённый 20-летию        Конституции:«СТРАНА ЗАКОНИЯ»Класс: 3Классный руководитель:...

Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции Р.Ф

Тема урока: «Россия – все, чем я живу». Тип урока: ОНЗ, посвященный дню Конституции. Цели урока: Образовательная • сформировать представление о Конституции; • расширить знания о символик...

Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России.

Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия  со дня принятия Конституции России....

Презентация к Всероссийскому уроку знаний, посвящённому празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России.

Презентация к  Всероссийскому уроку знаний, посвящённому празднованию 20-летия  со дня принятия Конституции России....

Презентация по окружающему миру по теме "Что такое оружающий мир" УМК "Планета знаний" 1 класс

Презентация  с помощью слайдов помогает первоклассникам лучше усвоить материал по теме "Что такое окружающий мир"....