IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (региональный этап) «Как хорошо, что мы все такие разные!»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Методическая разработа на тему "как хорошо, что мы все такие разные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
(региональный этап)
Духовное и нравственное воспитание
__________________________________________________________________
Тематическое направление
«Как хорошо, что мы все такие разные!»
__________________________________________________________________
Тема методической разработки
Ибиева Барият Клычовна
учитель начальных классов
МБОУ Первомайской СОШ №11
2023 год
Пояснительная записка
Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия – «Как хорошо, что мы все такие разные!»
Актуальность:
Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ, всегда был и остается актуальным.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).
Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.
Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке доброту, сопереживание, милосердие, уважение к людям.
В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и положительно влияет на микроклимат коллектива.
Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.
Цель:
знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий
Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Планируемые результаты:
Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Форма проведения – классный час.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.
Педагогическая технология
Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:
- проблемный метод,
- исследовательский метод,
- поисковый метод,
- деятельностный метод,
- рефлексия,
- беседа,
- дискуссия,
- дидактическая игра.
Ресурсы:
- Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков);
- Мультипликационный фильм «Гадкий утенок».
- - Фишки.
- Мультимедийное оборудование;
- Раздаточный материал.
Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть толерантным человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.
Основная часть:
Подготовительный этап включает следующие моменты:
- подбор информационных материалов;
- назначение ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;
- составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;
2. Проведение мероприятия по плану.
Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.
Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения.
Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, мастер-класса и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.
3.Окончание мероприятия.
В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.
Приложения:
Сценарий внеклассного мероприятия.
«Как хорошо, что мы все такие разные!»
(сценарий внеклассного мероприятия)
План:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Введение в тему.
3. История понятия «толерантность».
4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"
5. Итог.
6. Рефлексия.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1 СЛАЙД)
- Здравствуйте. Я рада встрече с вами.
-Давайте возьмем друг друга за руки. Улыбнемся друг другу.
II. Введение в тему.
- Вступительная беседа.
- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.
- Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание.
-Наш разговор я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».
- Кто читал эту сказку?
- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.
Демонстрация 3-х фрагментов сказки.(2-4 СЛАЙДЫ)
После 1-го фрагмента:
- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?
После показа – пауза.
- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)
- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).
- А какие черты гадкого утенка называет его мать? ( У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)
- А это важно иметь доброе сердце?
2) Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?
-Нас могут обижать?
-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
3) Игра.
- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.
-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.
( Проводится игра)
- А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные?(Да).(5 СЛАЙД)
- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!
(6 СЛАЙД)- Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»
- Молодцы, вы все правильно поняли.
- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством - это толерантностью. (7 СЛАЙД)
- Произнесите это слово.
- Кто знает, что значит быть толерантными?
III. История понятия толерантность. (8 СЛАЙД)
- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.
-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый , но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)
( 9 СЛАЙД) Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.
- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
(10 СЛАЙД)
- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.
- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.
- Это значит, быть внимательным к другим.
( 11 СЛАЙД)
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам поведению.
IV.Упражнения для закрепления понятия «толерантность»
- А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди? (Ответы детей)
-Как вы думаете, для нас с вами, проживающими в небольшом городке, в котором живут люди 76 разных национальностей, о чем важно помнить? ( Нужно быть толерантными к людям других национальностей)
( 12 СЛАЙД)
1)Игра «Давайте поприветствуем друг друга» ( как это делают в разных странах люди разных национальностей)
1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);
- Так приветствуют друг друга в Японии.
2)Потереться носами (Новая Зеландия);
3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? Нет
-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.
-Толерантность, или по-другому терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
-Как поступает терпимый человек? (Ответы детей)
- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)
-Толерантность начинается с семьи.
- Я хочу прочитать вам китайскую притчу.
2)Толерантность в семье.
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
-Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким? ф "толерантность".
- Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»
(В моей семье все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.)
- Толерантность в школе.
-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
а)Решение проблемной ситуации.
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?( Нет, часто ссоримся)
-Из - за чего разгораются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)
-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?
(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.)
б) Анализ ситуаций. (СЛАЙД 13)
- Давайте все вместе проанализируем такие ситуации.
(СЛАЙД 14) Ситуация 1. В класс пришёл новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он«неумеха», не будем с ним дружить. Как поступишь ты?
(СЛАЙД 15)Ситуация 2.Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?
(СЛАЙД 16)Ситуация 3.Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?
( 17 СЛАЙД)
3) Определение качеств толерантной личности.(18 СЛАЙД)
- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?
- Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.
-Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1.Младший брат сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь
Ты ругаешь его.
2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты все-таки идешь с ними гулять.
Ты противишься и остаешься дома.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.
ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4.Пожилая женщина медленно идет…
ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
ты обгоняешь её
5.На твоих глазах нападают на малыша…
ты пытаешься защитить его.
ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6.К тебе подходит ребенок – инвалид…
ты просто разговариваешь с ним.
ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
У тебя 6 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
4)Решение проблемной ситуации.
-Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как вы поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
(Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.)
- Может быть у вас в жизни были такие ситуации, когда надо было проявлять любовь, уважение, терпение, или одним словом толерантность?
5)-Я хочу вам подарить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка (18 СЛАЙД)
1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
3.Имей терпение выслушать собеседника.
4.Спокойно объясни свою точку зрения.
5.Подумай, из- за чего возник спор.
6) Упражнения на закрепление понятия "толерантность" (РЕЗЕРВ)
а) импровизированный монтаж.
Я предлагаю вам поучаствовать в
Для этого мне нужны желающие, кто хочет прочитать вслух стихи.
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
3.Видеть боль чужую
Я, по-моему, могу.
4.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
5.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
6.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то поможешь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
10.Маме с папой не грубишь,
Младшим помогаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
б) Учитель: Быть толерантным, значит:
уважать другого;
не злиться;
любить ближнего своего;
быть добрым, терпимым;
сострадать.
-"Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.
в) работа в группах.
- Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.
- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков)
-Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево.
Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают)
(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)
-А теперь давайте приклеим ваши листочки.(Под музыку « Дорогою добра») (СЛАЙД 19)
V. Итог.
-Вот и подошёл к концу классный час.
-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
VI.Рефлексия.
-Понравился ли им классный час?
- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?
-Что было самым запоминающимся?
Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».
Или «Мы все разные, но мы равны».
(СЛАЙД 20) - Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом I степени Победитель Всероссийского дистанционного конкурса Самый классный классный час
Классный час с презентацией ...
Методическая разработка урока психологии для обучающихся 1-3 классов «Мы все такие разные».
Цель: Развитие самосознания, рефлексивных способностей и толерантности детей младшего школьного возраста.Задачи: I....
Методическая разработка - воспитательное мероприятие "Поселковый конкурс чтецов «Дети читают стихи», посвящённый Году детства в Югре" (положение+сценарий)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение о поселковом конкурсе чтецов «Дети читают стихи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок организации и проведения Конкурса.2. Организатором Ко...
Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей с ОВЗ классный час «Лучше мамы нет на свете»
Данное воспитательное мероприятие призвано помочь научить детей с ограниченными возможностями здоровья понять истинную ценность мамы и научить детей выражать свои чувства через разные спос...
Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей с ОВЗ классный час «Лучше мамы нет на свете»
Актуальность этой темы обусловлена тем, что все больше детей появляется с ограниченными возможностями здоровья, поэтому детям с ОВЗ сложнее объяснить и актуализировать ценность матери в их жизни. Данн...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»
Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...