Воспитательная программа "Семья"
рабочая программа на тему
Воспитательная программа семья направлена на создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса для детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.91 КБ |
![]() | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа «Семья»
В настоящее время большинство семей в России находятся в трудной жизненной ситуации, что прежде всего связано с социально-экономическими изменениями последних лет. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций , видоизменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена ее воспитательная функция. Ребенок часто испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Часто семьи оказываются психологически не готовыми к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах социальной защиты. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом. У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Каждая отдельно взятая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношений. У каждого из нас есть желание жить в дружной благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Цель программы: Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов.
Задачи программы:
- Формирование представления о семейных ролях.
- Формирование социо - культурных семейных ценностей
- ∙Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
- Формирование "семейных" отношений в классе.
- Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
Ожидаемые результаты:
- Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;
- Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;
- Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.
Перечень направлений работы:
- Разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания;
- Проведение циклов тематических классных часов и внеклассных мероприятий, библиотечных часов по основным направлениям программы;
- Организация лектория для родителей «Школа семейного воспитания»;
- Проведение совместных с родителями и учителями досугово - развлекательных игр,∙праздников, спортивных мероприятий;
- Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий.
Содержание программы определяется социально-психологическим запросом, который выявляется в ходе социально-психологического мониторинга. Реализация программы создает условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.
Содержание работы
1. Изучение семей учащихся.
Действия | Предполагаемый результат |
1. Изучение семей , знакомство их с системой обучения в школе. 2. Ежегодное составление социального паспорта 3. Сочинение «Моя семья» 4. Посещение семей. 5. Диагностика «Рисунок семьи» | Формирование единых педагогических требований. Создание банка данных. Составление социального паспорта семей. Раннее выявление кризисных семей. Своевременное выявление детей, требующих внимание. |
2. Работа с родителями.
Действия | Предполагаемый результат |
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы: 1. День открытых дверей для родителей. 2. День семьи. 3. Вечера ответов и вопросов. 4. Спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья». 5. Выставка поделок семейного творчества. 6. Выставка семейных газет. 7. Защита семей гербов. 8. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей. 9. Поздравление дедушек и бабешек с Днем Победы. Проведение конкурса «А ну-ка бабушки!», «А ну-ка дедушки!» 10. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей. 11. Привлечение родителей разных профессий для проведения лекций для учащихся класса. | Вовлечение родителей в воспитательный процесс класса |
Педагогическое и психологическое просвещение родителей: 1. Собрание родителей будущих первоклассников. 2. Занятия для родителей будущих первоклассников. 3. Открытые кроки для родителей. 4.Тематические собрания с привлечением специалистов. 5. Индивидуальная работа с родителями. 6. Итоговые четвертные собрания. | Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье. |
3. Работа с проблемными семьями.
Действия | Предполагаемый результат |
Работа классного руководителя: 1. Регулярное посещение проблемных семей. 2. Индивидуальные беседы с родителями. 3. Проведение малых педсоветов. 4. Составление индивидуальных программ воспитания. 5. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. | Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей |
Работа с семьями опекаемых детей: 1. Регулярное посещение семей опекаемых детей. 2. Контроль за их регулярным питанием в школьной столовой. 3. Индивидуальное собеседование с опекунами. 4. Оказание помощи в организации летнего отдыхаю 5. Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. | Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях. |
Работа с многодетными семьями: 1. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой. 2. Проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы. | Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей. |
4. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.
Действия | Предполагаемый результат |
1. Работа родительского комитета. 2. Создание инициативной группы родителей. 3. Поиск родителей – спонсоров классных праздников. 4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. 5. Оформление классных альбомов «наши родители» 6. Посещение членами родительских комитетов «проблемных семей». | Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя». Создание условий для развития родительских организаций. |
Основные направления совместной деятельности детей и родителей
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить «правила взрослого поведения».
Поэтому необходимо четко выстраивать направления совместной деятельности детей и родителей.
Представленные материалы заверяю
Директор школы Г.М. Пушкарева
Предварительный просмотр:
N n/n | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
Знания | Умения | в деятельности | в теоретическо-практическом обучении | ||||
1. | Познавательная сфера жизни | Цель : содействие психическому и личностному развитию детей. Задачи: - определения уровня школьной зрелости для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни; - определение потенциальных возможностей учащихся; - развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и т.д.) - повышение заинтересованности детей, развитие познавательной мотивации; -развитие творческих способностей. | -Знание норм поведения в школе и классном коллективе. - знание своего творческого потенциала | - Умение адаптироваться в новой ситуации и коллективе. - Поиск решений в различных ситуациях - Применение творческих и познавательных способностей | -родительские собрания -индивидуальные консультации | -Помощь в школьной адаптации -Помощь в определении творческой деятельности и потенциала учащихся | -Разъяснение норм и правил поведения в коллективе -Определение учащихся в кружки и творческие объединения |
N n/n | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
Знания | Умения | в деятельности | в теоретическо-практическом обучении | ||||
2. | Поддержка физического здоровья детей | Цель: сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся Задачи: -Формирование у ребенка знаний о здоровье человека в целом и о своем здоровье в частности; · Познание психической гармонии личности; · Привитие ребенку навыков личной гигиены; · Создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития; · Организация рационального питания; | -Знания о своем здоровье. - Знание норм гигиены - Знания о правильном питании | - Умение правильно распределять физическую нагрузку для развития и сохранения здоровья. -Умение применять правила личной гигиены. - Умения применять знания о своем здоровье для его укрепления. | -Родительское собрание - Спортивные соревнования «Моя спортивная семья» - Совместное посещение спортивных соревнований | - Участие в спортивных соревнованиях совместно с детьми - Подготовка к спортивным состязаниям | -Определение учащихся в спортивные секции - Информирование учащихся о его здоровье - Профилактика здорового образа жизни |
N n/n | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
Знания | Умения | в деятельности | в теоретическо-практическом обучении | ||||
3. | Дополнительное образование и развитие творческого потенциала детей | Цель: - систематизировать эффективные способы, способствующие выявлению и развитию творческих способностей детей. Задачи: развивать детскую фантазию, причинно – следственное мышление, творческое воображение; -решать сложные проблемные задания; -формировать любознательность; -стремление к познанию нового, неизведанного; -формировать умение мыслить логически, нестандартно; -повышать мотивацию к самосовершенствованию. | -Знать пути и средства для саморазвития и самосовершенствования | -Уметь устанавливать причинно-следственные связи - Уметь находить пути решения сложных и нестандартных ситуациях - | -Общеклассные и общешкольные конференции -Родительское собрание -Творческие вечера - Праздники и концерты | -Подготовка творческих номеров для праздников и концертов -Участие в праздниках | -Развитие творческих способностей детей - Определение в кружки и творческие объединения |
N n/n | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
Знания | Умения | в деятельности | в теоретическо-практическом обучении | ||||
4. | Поддержка одаренных детей | Цель: обеспечение благоприятных условий для совершенствования, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Задачи: -совершенствование и развитие творческого потенциала одаренных детей; -координация дополнительного образования, по работе с одаренными детьми; -оказание помощи родителям одаренных детей. | -Знать свой творческий потенциал, Свое уникальное «Я» - Знать пути развития своего творческого потенциала | - Уметь развивать и применять свои способности - Уметь оценивать свой потенциал для его совершенствования | -Индивидуальные консультации - Творческие индивидуальные задания | -Помощь в участии в конкурсах для одаренных детей - Совместная деятельность направленная на развитие одаренности ребенка | -Определение в кружки и секции для развития индивидуальных способностей учащихся - Развитие и совершенствование индивидуальных способностей ребенка. |
N n/n | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
Знания | Умения | в деятельности | в теоретическо-практическом обучении | ||||
5. | Социальная поддержка малоимущих и неблагоприятных семей | Цель: ; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей. - изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, -организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания. | -Знать правила и нормы поведения в семье - Знать семейные традиции | - Уметь применять знания норм и правил поведения в семье - Уважительно относится к членам своей семьи -Применять и совершенствовать семейные традиции | -Родительское собрание - Посещение семей на дому -Индивидуальные консультации и беседы | - Вовлечение родителей в совместную деятельность детей и родителей | - Совместная деятельность по поиску истории своей семьи и составлении генеалогического древа - Совместное проведение свободного времени |
Представленные материалы заверяю
Директор школы Г.М. Пушкарева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.
Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....

«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....