Праздник весны и Пасхи
методическая разработка (1 класс) по теме

Богданова Марина Николаевна

Формирование национального патриотического мировоззрения подрастающего поколения через пропаганду традиционной национальной культуры народа России и приобщение к  её истокам, традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл праздник весны и Пасхи32.82 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект занятия на тему « Праздник весны и Пасхи»

Цели: Формирование национального патриотического мировоззрения подрастающего поколения через пропаганду традиционной национальной культуры народа России и приобщение к  её истокам, традициям и обычаям.

Задачи:

1. Обогащать знания детей о народных традициях праздника Пасхи, обычаях, обрядах, фольклоре, игрищах русского народа;

2. Воспитывать в детях чувство гордости за принадлежность к народу России, имеющему богатые старинные обычаи.

3. Развивать  творческие способности, воображение и фантазию детей, интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Оборудование и наглядные пособия: 

 Мультимедийный проектор, инструкционно – технологические карты для изготовления пасхального яйца-подарка, декорации, костюмы, яички, аудиозаписи народной музыки..

Предварительная  работа:

- ознакомление детей с библейскими сюжетами, историей и традициями проведения праздника Пасхи на занятиях, заучивание стихотворений;

- работа над музыкальными образами ;

- расписывание пасхальных яиц и изготовление из цветной бумаги птиц ;

- посев и выращивание травы;

- заготовка педагогами веток вербы и оформление панно;

- изготовление родителями костюмов для праздника и выпечка куличей.

Оформление: декорация домика, рядом с ним лавочка, забор, по бокам большие распустившиеся ветки вербы, на которых сидят «птички», изготовленные детьми из цветной бумаги. На стене панно с аппликацией из бархатной бумаги на весенний сюжет с веточками вербы. Под панно столик, на котором стоит гнездышко с зеленой травкой и яйцами, расписанными детьми.

Действующие лица и костюмы: Сказочница (двое взрослых в рус. нар. сарафанах) ;

Остальные – дети в соответствующих костюмах: Настенька  (два сарафана – в начале –

простой, в конце – праздничный, пес Дружок, Петушок, Мышка, Кошка, Пчела, осы, Белочка, Заяц, Лиса, Цыпленок, Волк, Медведь, Ангел

Ход  проведения праздника

Дети и входят в зал А.Вивальди «Весна»  (слайд 2)

Ученик (читает стихотворение   Михаила Пляцковского)

 

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!

 

Исполняется  закличка  «Весна-красна поди сюда»  (слайд 3)

Педагог  : Отгадайте  загадки. (слайд  4-10)

Светит, сверкает, всех согревает

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.  (Солнце)

К маме-речке бегу и молчать не могу,

Я её сын родной, а родился – весной.    (Ручеёк)

На ветках плотные комочки

В низ дремлют клейкие листочки.   (Почки)


Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает.

Кто это такой?   ( Подснежник)

Гости прилетают весной

А улетают осенью.     (Перелётные птицы)

Висит под окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Кто живёт весною

С желтой головою.

Солнце ярче греет,

Голова белеет.

Ветер налетает,

Пух с него сдувает. (одуванчик)

Педагог : Ребята скажите , какое сейчас время года? (Ответы детей)

Какие праздники бывают весной,  начиная с конца февраля  (дети перечисляют)

Какие православные праздники весенние вы знаете? (дети перечисляют)

(Чтение стихов учащимися).

1 ученик:

Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов,
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.

2 ученик:

В зеленеющем уборе
Млеют темные леса.
Небо блещет словно море,
Море – точно небеса.

3 ученик:

Звонко падают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели,
Пасха в гости к нам пришла.        

Звучит мелодия р. н. п. «Летели две птички». ( Исполняют дети ) (слайд11)

 (Звучит пасхальный перезвон) (слайд 12)

Ведущая: Ребята .что за звуки везде раздаются? (ответы детей)  Правильно это праздничный  колокольный перезвон . Именно весной на Руси издавна отмечают праздник всех праздников. Как называется такой праздник? Да, это Пасха – самый главный и самый светлый праздник. Праздник освобождения, избавления от всего темного, злого, что есть в нашей жизни. Пасха – это прославление победы добра над злом.

Пасха - это воскрешение нашего господа Бога – Иисуса Христа. Он боролся за нас, он страдал за нас, и он умер за нас. И в честь его воскрешения каждую весну мы отмечаем этот святой для всех православных праздник.

Педагог : Я предлагаю вам сесть,  немного отдохнуть и посмотреть сказку «Теремок»

ПАСХАЛЬНАЯ СКАЗКА «ТЕРЕМОК» ( слайд13)

Возле домика сидит на лавочке Настенька и шьет, рядом с ней – пес Дружок.

Сказ : Давным-давно это было. На краю деревни у самого леса, в маленьком

домике жила –была девочка, звали ее Настенька.

Жила  она - не тужила, в огороде работала, в лес по грибы, ягоды ходила.

И был у нее верный друг – пес Дружок.

И вот однажды в канун Пасхи собралась Настенька в сельский храм.

Настенька: В домике я прибрала, чисто окна вымыла.

Горит в лампадке огонек. Хорошо у нас, Дружок?

Дружок: Гав, гав!  Хорошо у нас, хозяйка,

Только как не поворчать?

Ни куличика, ни пасхи – как же праздник нам встречать?

Настя: Праздник мы встречаем в храме, а не дома за столом.

Нас с тобой Бог не оставит, не грусти, Дружок, о том.

(Настенька  машет рукой, уходит.  Дружок грустно заходит в домик.)

Петушок: Чей домок – теремок? Кто в домике живет?

Дружок  В доме Настенька живет, утром лишь она придет.

А ты кто?

Петушок: А я – Петушок – золотой гребешок.

Из деревни, от цыпляток принес яичек я десяток.

Дружок :А Настенька в церковь на службу пошла ,заходи вместе её подождём (Петушок вместе с Дружком уходят в домик.)

Мышка: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?

 Петушок:  В доме Настенька живет, утром лишь она придет.

А ты что за девица? Почему тебе не спится?

Мышка: А я – Мышка-норушка.

Я для милой Настеньки принесла муки,

Будут у нее теперь блины и пироги.

Петушок : садись с нами посиди и Настеньку подожди

 Кошка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка : (выглядывает из домика) :

Ой, спасите, Кошка, Кошка!

Кошка: Не пугайся меня, крошка, не обидит тебя Кошка!

В гости к Насте я пришла и сметанки принесла.

Пропусти меня скорей к милой Настеньке моей.

Звери: садись с  нами посиди и Настеньку подожди

Пчела: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?

Кошка : В доме Настенька живет, утром лишь она придет.

А ты кто?

Пчела: Я Насте с благодарностью нектара принесла,

Она из паутины тогда меня спасла,

И дальше по дорожке пошла в красивый храм,

 Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди

Белочка: Чей домок – теремок? Кто в домике живет?

Пчела В доме Настенька живет, утром лишь она придет.

А ты кто?

Белочка: Я – Белочка –умелочка,

Мой не богат подарок, но бедность – не порок,

Изюма и орехов несу я кузовок.

Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди

Заяц: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?

Белочка : В доме Настенька живет, утром лишь она придет.

А ты кто?

Заяц: Я – Заяц, принес сарафан.

Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди

Звучит фрагмент песни о дружбе. К домику подходят

Лиса за руку с Цыпленком. : Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?

Заяц : В доме Настенька живет, утром лишь она придет.

Ой ты, хитрая Лисица! И как тебя цыпленок не боится?

Лиса: В ночь Пасхи нельзя нам враждовать,

Праздник большой всем надо встречать!

Все должны дружить и друг друга любить!

Ты  , Настеньке в подарок прими от нас, дружок,

Маслица кусочек да белый творожок! 

Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди

Волк: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Лиса: В доме Настенька живет, скоро уж она придет.

А ты кто?

Волк: Я – Волк – зубами щелк!

В лесной дремучей чаще ходить – бродить привык,

Но к этой вашей Насте меня прислал лесник.

Сказал, что уважает и помнит он добро,

Дал туфельки для Насти и передал поклон.(Волк кланяется )

Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди

Мед-дь: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?

Волк : В доме Настенька живет, скоро уж она придет.

А ты кто?

Мед – дь: Я – Медведь – любитель песни петь!

Мне в берлоге стало не до сна.

А как начали ручьи звенеть, понял я – наступила весна,

А с весной и праздник Пасхи!

Вот и пришел я Настеньку поздравить!

Волк: Заходи, Миша, в дом.

Мед-дь: Нет, не пойду, боюсь дом раздавить.

Выходите лучше вы все ко мне.

Будем петь, плясать, Настеньку ждать, праздник встречать!           

    Исполняется песня (хоровод)  «Заплетися плетень» (слайд 13 музыка)

 (Все звери  выходят из домика и танцуют общий танец )

 (Появляется Настенька.)

Настя: Здравствуйте, гости дорогие, звери лесные! Поздравляю вас со светлым

праздником Пасхи! Только вот угостить мне вас нечем.

Пчела  Как это нечем? Угощенье на столе!

  (Лиса с Цыпленком выносят кулич и творожную пасху.)

     (Появляется Ангел.)

Ангел: Сегодня день чудес, поэтому я появился здесь!

Добро всегда останется добром,

И радость вместе с ним приходит в каждый дом.

Пришла весна – пора чудес,

Журчит родник: «Христос воскрес! »

Светлее в мире нет словес: «Христос воистину воскрес!

 Поют пасхальную песню «Поселились птицы в гнездах».  (слайд 14)

Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!

Сказ – ца: Посмотрели вы сказку «Теремок»,

В этой сказке есть намек:

Надо честным быть и добрым, и друзей не забывать,

Маму с папой и всех взрослых почитать и уважать,

Будь послушным и правдивым, не дерись и не бранись,

С лаской, нежностью, любовью ко всем людям относись!

Педагог : давайте и мы с вами тоже Насте подарок сделаем

  • Конкурс: Сделай пасхальную открытку. ( слайд 15-21)

 « Раскрась яйца» (вспомнить как правильно красить - украшать яйца)

Виды окрашивания яиц.

Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой. Яйца красили преимущественно в красный и золотистый цвет.  Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.

  В зависимости от способов окраски яйца бывают:

  • "Крашенка" - яйца, окрашенные в один цвет;
  • "Крапанка" - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;
  • "Рисованка" - яйца, раскрашенные кистью от руки;

Ведущая: Со Святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.

  • Проводится игра «Карусель»  (слайд 22)

Ведущая держит зонтик с привязанными к нему длинными атласными лентами. Дети берутся за концы лент «садятся на карусель».

Под русскую народную песню дети идут по кругу «катаются на карусели».

(На экране показ слайдов –открыток с играми  (23-25)

Игры с яйцами

Пасха - красивый праздник, но к сожалению, большинство современных семей ограничиваются только крашением яиц. А ведь столько интересных игр и забав было на Руси.

    Самые распространенные в Пасхальную неделю были игры с яйцами. Их били, катали по земле, прятали и искали, на них гадали, а в азартных играх их ставили на кон. В некоторых регионах, пасхальные игры с яйцами были чисто женским развлечением, в других же регионах - яйца катали только настоящие мужчины, но в большинстве деревень с яйцами играли всей деревней.

Донеси яйцо в ложке
Дайте каждому ребенку по ложке и по одному яйцу (сваренному вкрутую) на каждую команду. Начертите на полу или на земле линии старта и финиша. Дети выстраиваются друг за другом на линии старта. У каждого в руке своя ложка. Первые соревнующиеся из каждой команды должны положить яйцо в ложку и с ложкой в руке (или в зубах) добежать до линии финиша и обратно, после чего передать яйцо следующему игроку. Таким образом, все члены команды по очереди должны пробежать с яйцом в ложке от старта до финиша и обратно, стараясь не выронить яйцо. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание и с наименьшим количеством падений яйца на землю.

Выбей из круга белое яйцо
Каждому ребенку выдается крашеное яйцо определенного цвета. Одно яйцо должно быть белым. Белое яйцо кладется в центр комнаты, после чего каждый ребенок должен катнуть один раз свое яйцо по направлению к белому яйцу. Получает очко тот игрок, чье яйцо ближе всего будет к нецветному яйцу. Тот, кто первым наберет определенное количество очков, выигрывает. Еще можно начертить мелом или наклеить из изоленты игровое поле, и тот игрок, чье яйцо выкатиться за границы поля, получает штрафной бал (-1 очко).

"Чокаться" друг с другом яйцами
Издавна существует традиция "чокаться" друг с другом яйцами. Яйцо берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет тот, чье яйцо останется целым. Победитель забирает себе яйцо проигравшего.

Катание яиц

   Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”).

Катание яиц — славянский пасхальный обычай, игра, заключающаяся в скатывании пасхальных яиц по специальным дорожкам, шиферным листам или с небольшой горки. Катание яиц можно рассматривать как вариант игры в шарики.

У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа.

         Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.

Секреты игры. Успех в игре определяется умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т.

 В домашних условиях такую горку можно сделать из куска шифера или картона.

Игры с угадыванием и поиском яиц

Найди яйцо”. 

Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может  быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц - тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.

“Угадывание яиц”. 

Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.

“Поиск яиц с завязанными глазами”. 

Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо - его, если нет - игрок отдает свое.

Битье пасхальными яйцами. “Яйца бить”

Играть можно как парами, так и целыми группами. Обычно бились обоими концами яйца. Есть несколько хитростей в этой простой игре, а именно как выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбивалось. Можно постучать им им по зубам: если звук глухой и скорлупа мягкая, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучит», то это значит, что скорлупа окостенела и яйцо при ударе лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший скорлупу. Некоторые игроки яйца варили в крепком соляном растворе, чтобы усилить прочность.

Правила игры: Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.

 Итог нашего праздника

- Наше праздничное занятие подошло к концу. Мы с вами плодотворно поработали на нем.

- Прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с историей праздника и традициями празднования Пасхи. А дома вы сможете приготовить пасхальные подарки и подарить их родным и близким.

- Всех вас поздравляем с Пасхой, с праздником Праздников!

Давайте все дружно споём весёлую песню

Педагог : мы хорошо поработали , наш праздник заканчивается ,  так давайте все вместе споём пасхальную песню.

Список использованных источников

Источники информации:

  1. Все хотят быть счастливыми: Публицистика/ автор-составитель Т.З. Субботина. – Свердловск: изд-во «Уральский рабочий», 1991
  2. http://www.detsad14.ru/library/spring/easter-poetry.html
  3. http://bivalochi.narod.ru/bivalochi_Pasha.html
  4. http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/845/1/
  5. http://www.tvoyrebenok.ru/pasha.shtml
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F5%E0
  7. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846

Изображения

Музыкальное сопровождение http://pravkniga.ru/audio.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника на тему - Пасха в кубанской семье

Сценарий праздника на тему - Пасха в кубанской семье...

Разрабока урока (классного часа) "Православные праздники: Рождество, Крещение, Пасха."

На данном уроке учащиеся знакомятся с православными праздниками: Рождество, Крещение, Пасха....

Сценарий праздника «Весна идёт, весне дорогу!»

Знакомство учащихся с традициями Русского народа и устным народн«Весна идёт, весне дорогу!»Цели:Знакомить учащихся с традициями Русского народа и устным народным творчеством; развивать артистические и...

Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс

Урок закрепление (комплексное применение знаний и  умений) конструирование птицы из цветной бумаги....

Конспект праздника " Весна, весна поди сюда"

На празднике учащиеся вспоминают характерные признаки весны при помощи пословиц, поговорок, примет, закличек. Учащиеся знакомятся с традиционными посиделками русского народа. Выразительно исполняют ча...

Конспект праздника " Весна, весна поди сюда"

На празднике учащиеся вспоминают характерные признаки весны при помощи пословиц, поговорок, примет, закличек. Учащиеся знакомятся с традиционными посиделками русского народа. Выразительно исполняют ча...

Сценарий праздника "Весна идет, весне дорогу"

Концертная программа, посвященная дню 8 марта ( мероприятие для  проведения в детском доме или интернате)...