Праздник весны и Пасхи
методическая разработка (1 класс) по теме
Формирование национального патриотического мировоззрения подрастающего поколения через пропаганду традиционной национальной культуры народа России и приобщение к её истокам, традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
праздник весны и Пасхи | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему « Праздник весны и Пасхи»
Цели: Формирование национального патриотического мировоззрения подрастающего поколения через пропаганду традиционной национальной культуры народа России и приобщение к её истокам, традициям и обычаям.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о народных традициях праздника Пасхи, обычаях, обрядах, фольклоре, игрищах русского народа;
2. Воспитывать в детях чувство гордости за принадлежность к народу России, имеющему богатые старинные обычаи.
3. Развивать творческие способности, воображение и фантазию детей, интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Оборудование и наглядные пособия:
Мультимедийный проектор, инструкционно – технологические карты для изготовления пасхального яйца-подарка, декорации, костюмы, яички, аудиозаписи народной музыки..
Предварительная работа:
- ознакомление детей с библейскими сюжетами, историей и традициями проведения праздника Пасхи на занятиях, заучивание стихотворений;
- работа над музыкальными образами ;
- расписывание пасхальных яиц и изготовление из цветной бумаги птиц ;
- посев и выращивание травы;
- заготовка педагогами веток вербы и оформление панно;
- изготовление родителями костюмов для праздника и выпечка куличей.
Оформление: декорация домика, рядом с ним лавочка, забор, по бокам большие распустившиеся ветки вербы, на которых сидят «птички», изготовленные детьми из цветной бумаги. На стене панно с аппликацией из бархатной бумаги на весенний сюжет с веточками вербы. Под панно столик, на котором стоит гнездышко с зеленой травкой и яйцами, расписанными детьми.
Действующие лица и костюмы: Сказочница (двое взрослых в рус. нар. сарафанах) ;
Остальные – дети в соответствующих костюмах: Настенька (два сарафана – в начале –
простой, в конце – праздничный, пес Дружок, Петушок, Мышка, Кошка, Пчела, осы, Белочка, Заяц, Лиса, Цыпленок, Волк, Медведь, Ангел
Ход проведения праздника
Дети и входят в зал А.Вивальди «Весна» (слайд 2)
Ученик (читает стихотворение Михаила Пляцковского)
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Исполняется закличка «Весна-красна поди сюда» (слайд 3)
Педагог : Отгадайте загадки. (слайд 4-10)
Светит, сверкает, всех согревает
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
К маме-речке бегу и молчать не могу,
Я её сын родной, а родился – весной. (Ручеёк)
На ветках плотные комочки
В низ дремлют клейкие листочки. (Почки)
Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает.
Кто это такой? ( Подснежник)
Гости прилетают весной
А улетают осенью. (Перелётные птицы)
Висит под окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Кто живёт весною
С желтой головою.
Солнце ярче греет,
Голова белеет.
Ветер налетает,
Пух с него сдувает. (одуванчик)
Педагог : Ребята скажите , какое сейчас время года? (Ответы детей)
Какие праздники бывают весной, начиная с конца февраля (дети перечисляют)
Какие православные праздники весенние вы знаете? (дети перечисляют)
(Чтение стихов учащимися).
1 ученик:
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов,
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
2 ученик:
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса.
Небо блещет словно море,
Море – точно небеса.
3 ученик:
Звонко падают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели,
Пасха в гости к нам пришла.
Звучит мелодия р. н. п. «Летели две птички». ( Исполняют дети ) (слайд11)
(Звучит пасхальный перезвон) (слайд 12)
Ведущая: Ребята .что за звуки везде раздаются? (ответы детей) Правильно это праздничный колокольный перезвон . Именно весной на Руси издавна отмечают праздник всех праздников. Как называется такой праздник? Да, это Пасха – самый главный и самый светлый праздник. Праздник освобождения, избавления от всего темного, злого, что есть в нашей жизни. Пасха – это прославление победы добра над злом.
Пасха - это воскрешение нашего господа Бога – Иисуса Христа. Он боролся за нас, он страдал за нас, и он умер за нас. И в честь его воскрешения каждую весну мы отмечаем этот святой для всех православных праздник.
Педагог : Я предлагаю вам сесть, немного отдохнуть и посмотреть сказку «Теремок»
ПАСХАЛЬНАЯ СКАЗКА «ТЕРЕМОК» ( слайд13)
Возле домика сидит на лавочке Настенька и шьет, рядом с ней – пес Дружок.
Сказ : Давным-давно это было. На краю деревни у самого леса, в маленьком
домике жила –была девочка, звали ее Настенька.
Жила она - не тужила, в огороде работала, в лес по грибы, ягоды ходила.
И был у нее верный друг – пес Дружок.
И вот однажды в канун Пасхи собралась Настенька в сельский храм.
Настенька: В домике я прибрала, чисто окна вымыла.
Горит в лампадке огонек. Хорошо у нас, Дружок?
Дружок: Гав, гав! Хорошо у нас, хозяйка,
Только как не поворчать?
Ни куличика, ни пасхи – как же праздник нам встречать?
Настя: Праздник мы встречаем в храме, а не дома за столом.
Нас с тобой Бог не оставит, не грусти, Дружок, о том.
(Настенька машет рукой, уходит. Дружок грустно заходит в домик.)
Петушок: Чей домок – теремок? Кто в домике живет?
Дружок В доме Настенька живет, утром лишь она придет.
А ты кто?
Петушок: А я – Петушок – золотой гребешок.
Из деревни, от цыпляток принес яичек я десяток.
Дружок :А Настенька в церковь на службу пошла ,заходи вместе её подождём (Петушок вместе с Дружком уходят в домик.)
Мышка: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?
Петушок: В доме Настенька живет, утром лишь она придет.
А ты что за девица? Почему тебе не спится?
Мышка: А я – Мышка-норушка.
Я для милой Настеньки принесла муки,
Будут у нее теперь блины и пироги.
Петушок : садись с нами посиди и Настеньку подожди
Кошка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка : (выглядывает из домика) :
Ой, спасите, Кошка, Кошка!
Кошка: Не пугайся меня, крошка, не обидит тебя Кошка!
В гости к Насте я пришла и сметанки принесла.
Пропусти меня скорей к милой Настеньке моей.
Звери: садись с нами посиди и Настеньку подожди
Пчела: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?
Кошка : В доме Настенька живет, утром лишь она придет.
А ты кто?
Пчела: Я Насте с благодарностью нектара принесла,
Она из паутины тогда меня спасла,
И дальше по дорожке пошла в красивый храм,
Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди
Белочка: Чей домок – теремок? Кто в домике живет?
Пчела В доме Настенька живет, утром лишь она придет.
А ты кто?
Белочка: Я – Белочка –умелочка,
Мой не богат подарок, но бедность – не порок,
Изюма и орехов несу я кузовок.
Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди
Заяц: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?
Белочка : В доме Настенька живет, утром лишь она придет.
А ты кто?
Заяц: Я – Заяц, принес сарафан.
Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди
Звучит фрагмент песни о дружбе. К домику подходят
Лиса за руку с Цыпленком. : Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?
Заяц : В доме Настенька живет, утром лишь она придет.
Ой ты, хитрая Лисица! И как тебя цыпленок не боится?
Лиса: В ночь Пасхи нельзя нам враждовать,
Праздник большой всем надо встречать!
Все должны дружить и друг друга любить!
Ты , Настеньке в подарок прими от нас, дружок,
Маслица кусочек да белый творожок!
Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди
Волк: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Лиса: В доме Настенька живет, скоро уж она придет.
А ты кто?
Волк: Я – Волк – зубами щелк!
В лесной дремучей чаще ходить – бродить привык,
Но к этой вашей Насте меня прислал лесник.
Сказал, что уважает и помнит он добро,
Дал туфельки для Насти и передал поклон.(Волк кланяется )
Звери : садись с нами посиди и Настеньку подожди
Мед-дь: Чей домок – теремок? Кто в тереме живет?
Волк : В доме Настенька живет, скоро уж она придет.
А ты кто?
Мед – дь: Я – Медведь – любитель песни петь!
Мне в берлоге стало не до сна.
А как начали ручьи звенеть, понял я – наступила весна,
А с весной и праздник Пасхи!
Вот и пришел я Настеньку поздравить!
Волк: Заходи, Миша, в дом.
Мед-дь: Нет, не пойду, боюсь дом раздавить.
Выходите лучше вы все ко мне.
Будем петь, плясать, Настеньку ждать, праздник встречать!
Исполняется песня (хоровод) «Заплетися плетень» (слайд 13 музыка)
(Все звери выходят из домика и танцуют общий танец )
(Появляется Настенька.)
Настя: Здравствуйте, гости дорогие, звери лесные! Поздравляю вас со светлым
праздником Пасхи! Только вот угостить мне вас нечем.
Пчела Как это нечем? Угощенье на столе!
(Лиса с Цыпленком выносят кулич и творожную пасху.)
(Появляется Ангел.)
Ангел: Сегодня день чудес, поэтому я появился здесь!
Добро всегда останется добром,
И радость вместе с ним приходит в каждый дом.
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник: «Христос воскрес! »
Светлее в мире нет словес: «Христос воистину воскрес!
Поют пасхальную песню «Поселились птицы в гнездах». (слайд 14)
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
Сказ – ца: Посмотрели вы сказку «Теремок»,
В этой сказке есть намек:
Надо честным быть и добрым, и друзей не забывать,
Маму с папой и всех взрослых почитать и уважать,
Будь послушным и правдивым, не дерись и не бранись,
С лаской, нежностью, любовью ко всем людям относись!
Педагог : давайте и мы с вами тоже Насте подарок сделаем
- Конкурс: Сделай пасхальную открытку. ( слайд 15-21)
« Раскрась яйца» (вспомнить как правильно красить - украшать яйца)
Виды окрашивания яиц.
Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой. Яйца красили преимущественно в красный и золотистый цвет. Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.
В зависимости от способов окраски яйца бывают:
- "Крашенка" - яйца, окрашенные в один цвет;
- "Крапанка" - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;
- "Рисованка" - яйца, раскрашенные кистью от руки;
Ведущая: Со Святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.
- Проводится игра «Карусель» (слайд 22)
Ведущая держит зонтик с привязанными к нему длинными атласными лентами. Дети берутся за концы лент «садятся на карусель».
Под русскую народную песню дети идут по кругу «катаются на карусели».
(На экране показ слайдов –открыток с играми (23-25)
Игры с яйцами
Пасха - красивый праздник, но к сожалению, большинство современных семей ограничиваются только крашением яиц. А ведь столько интересных игр и забав было на Руси.
Самые распространенные в Пасхальную неделю были игры с яйцами. Их били, катали по земле, прятали и искали, на них гадали, а в азартных играх их ставили на кон. В некоторых регионах, пасхальные игры с яйцами были чисто женским развлечением, в других же регионах - яйца катали только настоящие мужчины, но в большинстве деревень с яйцами играли всей деревней.
Донеси яйцо в ложке
Дайте каждому ребенку по ложке и по одному яйцу (сваренному вкрутую) на каждую команду. Начертите на полу или на земле линии старта и финиша. Дети выстраиваются друг за другом на линии старта. У каждого в руке своя ложка. Первые соревнующиеся из каждой команды должны положить яйцо в ложку и с ложкой в руке (или в зубах) добежать до линии финиша и обратно, после чего передать яйцо следующему игроку. Таким образом, все члены команды по очереди должны пробежать с яйцом в ложке от старта до финиша и обратно, стараясь не выронить яйцо. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание и с наименьшим количеством падений яйца на землю.
Выбей из круга белое яйцо
Каждому ребенку выдается крашеное яйцо определенного цвета. Одно яйцо должно быть белым. Белое яйцо кладется в центр комнаты, после чего каждый ребенок должен катнуть один раз свое яйцо по направлению к белому яйцу. Получает очко тот игрок, чье яйцо ближе всего будет к нецветному яйцу. Тот, кто первым наберет определенное количество очков, выигрывает. Еще можно начертить мелом или наклеить из изоленты игровое поле, и тот игрок, чье яйцо выкатиться за границы поля, получает штрафной бал (-1 очко).
"Чокаться" друг с другом яйцами
Издавна существует традиция "чокаться" друг с другом яйцами. Яйцо берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет тот, чье яйцо останется целым. Победитель забирает себе яйцо проигравшего.
Катание яиц
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”).
Катание яиц — славянский пасхальный обычай, игра, заключающаяся в скатывании пасхальных яиц по специальным дорожкам, шиферным листам или с небольшой горки. Катание яиц можно рассматривать как вариант игры в шарики.
У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа.
Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.
Секреты игры. Успех в игре определяется умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т.
В домашних условиях такую горку можно сделать из куска шифера или картона.
Игры с угадыванием и поиском яиц
“Найди яйцо”.
Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц - тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.
“Угадывание яиц”.
Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.
“Поиск яиц с завязанными глазами”.
Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо - его, если нет - игрок отдает свое.
Битье пасхальными яйцами. “Яйца бить”
Играть можно как парами, так и целыми группами. Обычно бились обоими концами яйца. Есть несколько хитростей в этой простой игре, а именно как выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбивалось. Можно постучать им им по зубам: если звук глухой и скорлупа мягкая, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучит», то это значит, что скорлупа окостенела и яйцо при ударе лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший скорлупу. Некоторые игроки яйца варили в крепком соляном растворе, чтобы усилить прочность.
Правила игры: Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.
Итог нашего праздника
- Наше праздничное занятие подошло к концу. Мы с вами плодотворно поработали на нем.
- Прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с историей праздника и традициями празднования Пасхи. А дома вы сможете приготовить пасхальные подарки и подарить их родным и близким.
- Всех вас поздравляем с Пасхой, с праздником Праздников!
Давайте все дружно споём весёлую песню
Педагог : мы хорошо поработали , наш праздник заканчивается , так давайте все вместе споём пасхальную песню.
Список использованных источников
Источники информации:
- Все хотят быть счастливыми: Публицистика/ автор-составитель Т.З. Субботина. – Свердловск: изд-во «Уральский рабочий», 1991
- http://www.detsad14.ru/library/spring/easter-poetry.html
- http://bivalochi.narod.ru/bivalochi_Pasha.html
- http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/845/1/
- http://www.tvoyrebenok.ru/pasha.shtml
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F5%E0
- http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846
Изображения
Музыкальное сопровождение http://pravkniga.ru/audio.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника на тему - Пасха в кубанской семье
Сценарий праздника на тему - Пасха в кубанской семье...
Разрабока урока (классного часа) "Православные праздники: Рождество, Крещение, Пасха."
На данном уроке учащиеся знакомятся с православными праздниками: Рождество, Крещение, Пасха....
Сценарий праздника «Весна идёт, весне дорогу!»
Знакомство учащихся с традициями Русского народа и устным народн«Весна идёт, весне дорогу!»Цели:Знакомить учащихся с традициями Русского народа и устным народным творчеством; развивать артистические и...
Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс
Урок закрепление (комплексное применение знаний и умений) конструирование птицы из цветной бумаги....
Конспект праздника " Весна, весна поди сюда"
На празднике учащиеся вспоминают характерные признаки весны при помощи пословиц, поговорок, примет, закличек. Учащиеся знакомятся с традиционными посиделками русского народа. Выразительно исполняют ча...
Конспект праздника " Весна, весна поди сюда"
На празднике учащиеся вспоминают характерные признаки весны при помощи пословиц, поговорок, примет, закличек. Учащиеся знакомятся с традиционными посиделками русского народа. Выразительно исполняют ча...
Сценарий праздника "Весна идет, весне дорогу"
Концертная программа, посвященная дню 8 марта ( мероприятие для проведения в детском доме или интернате)...