Разрабока урока (классного часа) "Православные праздники: Рождество, Крещение, Пасха."
план-конспект занятия (4 класс) по теме
На данном уроке учащиеся знакомятся с православными праздниками: Рождество, Крещение, Пасха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskie_prazdniki_rozhdestvo_hristovo_kreshchenie_pasha.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Какое… счастье получить доброе
истинно-христианское воспитание,
вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,
вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник) [12.67].
Классный час.
Православные праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасха.
Участники: учащиеся 4 класса.
Задачи:
1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира. Помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на
православных ценностях.
2.Продолжать знакомить с историей и смыслом праздника, с библейскими сюжетами,
воплощенные в литературе, музыке, живописи.
3. Создать условия, способствующие обострению представлений и ощущений детей о давней, незнакомой поре.
4. Продолжать работу по развитию памяти, внимания, речи учащихся через игровые и проблемные ситуации использование групповых методов работы.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать уважение и бережное отношение к традициям православного народа. Продолжать воспитывать любовь к родному краю на основе эмоционального воздействия православных праздников, воспевающих традиции православных людей.
УУД:
- самоопределение
- целеполагание
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- учёт разных мнений
- анализ, сравнение, обобщение
- извлечение из текстов необходимой информации
- выполнение действий по алгоритму
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самооценка на основе критерия успешности
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность,
Основные термины и понятия: Рождество. Крещение. Пасха.
Средства наглядности: фотографии, презентация выполненная учителем.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Учитель: - Я хочу начать наш классный час словами великого писателя Н.В.Гоголя:
"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными."
Сегодня мы с вами поговорим о народных обычаях и обрядах, которые проходили в период от Рождества до Пасхи.
2.Обсуждение темы классного часа.
Учитель: - Назовите главные православные праздники.
(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)
- Что объединяет их? С чьим именем они связаны?
Учитель: - У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Проверим выполнение задания.
(Рождество – 7января, Крещение – 19 января, Пасха- 5 мая , Вознесение -13 июня , Троица -23 июня, на пятидесятый день после Пасхи)
-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)
Существует православный календарь. (Учитель показывает календарь)
Учитель: - Давайте разберем сегодня первые три православных праздника. Начнем с Рождества Христова.
-Чему посвящен этот праздник?
-Кто знает, как христиане празднуют его?
-Каждый из праздников имеют свои ритуалы.
Один из самых Великих праздников. Бог становится человеком и рождается на земле, чтобы спасти людей от греха, проклятий и смерти. Дева Мария в Вифлееме не нашла места в гостинице и вынуждена была остановиться в пещере за городом, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий. Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. (слайд 2)
Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары—золото, ладан и смирну. (слайд 3 )
Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество собиралась у семейного очага, где трещали в огне весёлые смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник. Лампа, которая висела над столом, освещала вкусные угощения. В углу стояла красавица-ёлка, сверкая огнями и цветными фонариками. (слайд 4)
Учитель: - Как вы думаете, почему по всему свету в этот день принято наряжать именно елочку, а не какое-то другое деревце?
Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина – оливы, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.
- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?
- Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, - ответила она
- Ах ты, добрая, печальная елочка!
За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рождения ёлку украшают яблоками, золочеными орешками, сладостями и всякими игрушками
Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.
Светло, тепло, уютно – вся семья в сборе. От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19 января. Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…
-Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)
-Кто из вас знает, что значит колядовать?
(Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки) (слайд5)
- А вы, ребята, хотите поучиться колядовать? Попробуем.
Колядование начинается с того, что люди переодеваются так, чтобы их не узнали. Берут бумажную звезду. Собираются группой и отправляются с песнями-колядками по дворам, туда, где их ждут (ребята делятся на группы и поют колядки). )
В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтоб у бедных людей тоже был праздник. Их приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощеньем.
В деревне же в ночь перед рождеством приводили в дом животных – козу или собаку, чтоб они погрелись у домашнего очага.
Всемогущий Бог так любил людей, что этой ночью послал бедным людям своего Сына, тем самым человечество получило шанс на спасение – потому что явился Спаситель Мира. Но и люди должны присоединить к празднику свои старания. Стань добрее – такой уж это праздник.
19 Января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей. В 30 лет Иисус Христос пришёл из Назарета к Иоанну, чтобы от него принять крещение. Он крестил Христа в водах Иордана. Когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг раскрылись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, в виде голубя. И послышался голос Бога Отца, который назвал Христа своим сыном. (слайд 6)
(рассматривают слайд: обращается внимание на небо, голубя).
Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения – Святого Богоявления – проводится водосвятие – освящение воды. ( слайд 7)
Поэтому праздник ещё называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица. В этот праздник в храмах освящают воду и приносят её домой. Эта освящённая вода имеет чудесные свойства и не портится в течение года. Её пьют натощак, если что-то болит.
В этот день на водоемах принято принимать обряд крещения - опускаться в прорубь «Иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. (слайд 8)
Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством.
Учитель: А что такое Пасха? (слайд 9)
Пасха – избавление, прохождение, исход.
От греческого «Пасха» - страдать.
Пасха – исход человеческой жизни через восстание Христово из мёртвых к её началу – вечной жизни, кто верит и любит Бога
Воскресение Христово означает победа Господа над смертью, несёт весть о спасении и надежда на вечную жизнь. Победа любви над ненавистью. Победа жизни над смертью.
Что является символом Пасхи?
Яйцо – символ жизни, красный цвет напоминает людям, что Иисус Христос своей кровью освятил нам жизнь. (слайд 10)
Ученик - В этот праздник весь православный мир отмечает Воскресение Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти он воскрес из мёртвых. (слайд 11-12)
Мария Магдалина, верная ученица Господа, принесла императору в подарок яйцо, у неё больше ничего не было. Она рассказала ему о Воскресение Господнем, император не поверил. Он сказал: «Это невозможно, как если бы это яйцо стало красным». И тут же на его глазах яйцо стало красным. (слайд 13, 14)
Ученик: - На пасху разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
(Звучит фонограмма звона колокола.)
Учитель: - Что можно подарить в этот праздник? (слайд 15 )
Ученица: Приятно получить в день Пасхи душистый, нежный кулич, который станет настоящим украшением праздничного стола.
Конечно, нельзя обойтись без обязательного атрибута пасхального поздравления - красного или расписного яйца.
Традиция обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря: «Христос Воскресе!», очень давняя. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это символ начала жизни, знак бесконечного продолжения ее. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни. Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков. (слайд 16 )
Ученик: - Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.
Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
(Слайд 17) (проводятся игры описанные выше)
Учитель: - Игра «Узнай праздник» по картинке. (Слайд 18)
3.Итог урока: - Сейчас в своей группе составьте синквейн .
- Давайте проверим. Оцените свою работу в группе. (учащиеся зачитывают свои синквейны).
-Что показалось вам самым интересным и важным на классном часе?
4.Задание на дом:
Расскажите членам семьи и друзьям о религиозных праздниках христианства.
Узнайте, какие еще есть праздники.
Использованные ресурсы:
2.. http://www.danilova.ru/storage/bible/01/birth_of_jesus.ppt
3.http://palomnic.org/oh/poet/
4. http://www.sunhome.ru/holiday/11
Синквейн – это короткое литературное произведение, малая стихотворная форма
Правила написания синквейна таковы:
В синквейне 5 строк:
На первой строчке записывается одно слово – существительное.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, или синоним которое выражает личное отношение к теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий классного часа к празднику День матери.
сценарий классного часа в 4 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Презентация к классному часу "Время сеять добро. Крещение"
Данная презентация подготовлена с целью знакомства детей с историей праздника Крещение....
Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".
В разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....
Классный час "Светлый праздник Рождества"
Данный материал знакомит учащихся с историей возникновения обрядов и традициями празднования Рождества Христова....
Разработка урока (занятия) по курсу "Основы православной культуры" "Рождество. Крещение."
Здесь представлена разработка урока (занятия) по курсу "Основы православной культуры" "Рождество. Крещение." Проек составлен в соответствии с требованиями НИРО г.Нижнего новгорода. На уроке реализуетс...
Классный час: «Православные праздники»
Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать бережное отношение к народным традициям....
Внеклассное занятие (2 класс) Тема:«Православные праздники. Рождество Христово»
Данный материал может быть использован на воспитательных часах, занятиях по внеурочной деятельности или на уроках Основы православной культуры....