Разрабока урока (классного часа) "Православные праздники: Рождество, Крещение, Пасха."
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Корнилова Марина Афанасьевна

На данном уроке учащиеся знакомятся с православными праздниками: Рождество, Крещение, Пасха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Какое… счастье получить доброе

 истинно-христианское воспитание,

 вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,

вступить в    лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник) [12.67].

Классный час.

Православные праздники:  Рождество Христово, Крещение, Пасха.

Участники: учащиеся 4 класса.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира. Помочь детям в освоении понятий собственной   национальной культуры, которая базируется на

православных ценностях.

2.Продолжать знакомить с историей и смыслом   праздника, с библейскими сюжетами,

воплощенные в литературе, музыке, живописи.

3. Создать условия, способствующие обострению  представлений и ощущений детей о давней,  незнакомой поре.

4. Продолжать работу по развитию памяти, внимания,  речи учащихся через игровые и проблемные ситуации   использование групповых методов работы.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать уважение и бережное отношение к традициям  православного народа. Продолжать воспитывать любовь к родному краю  на основе эмоционального воздействия православных праздников, воспевающих традиции православных людей.

УУД:

  1. самоопределение
  2. целеполагание
  3. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  4. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
  5. учёт разных мнений
  6. анализ, сравнение, обобщение
  7. извлечение из текстов необходимой информации
  8. выполнение действий по алгоритму
  9. контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  10. самооценка на основе критерия успешности
  11. адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность,

Основные термины и понятия: Рождество. Крещение.   Пасха.

Средства наглядности: фотографии, презентация выполненная учителем.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

Учитель: - Я хочу начать наш классный час  словами великого писателя  Н.В.Гоголя:

"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными."

Сегодня  мы с вами поговорим о народных обычаях и обрядах, которые проходили в период от Рождества до Пасхи.

2.Обсуждение темы классного часа.

Учитель: -  Назовите главные  православные праздники.

(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)

- Что объединяет их?  С чьим  именем они связаны?

Учитель: - У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке.  Работа в парах.

Проверим выполнение задания.

(Рождество – 7января, Крещение – 19 января, Пасха- 5 мая , Вознесение -13 июня , Троица -23 июня,  на пятидесятый день после Пасхи)

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников,  что  по- вашему мнению, необходимо? (календарь)

Существует православный календарь. (Учитель показывает календарь)

Учитель: - Давайте разберем сегодня первые три православных праздника. Начнем с Рождества Христова.  

-Чему посвящен этот праздник?

-Кто знает, как христиане празднуют его?

-Каждый из праздников имеют свои ритуалы.  

         Один из самых Великих праздников. Бог становится человеком и рождается на земле, чтобы спасти людей от греха, проклятий и смерти. Дева Мария в Вифлееме не нашла места в гостинице и вынуждена была остановиться в пещере за городом, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий. Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. (слайд 2)

Звезда остановилась над местом, где был младенец.  Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары—золото, ладан и смирну.  (слайд 3  )

        Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество собиралась у семейного очага, где трещали в огне весёлые смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник. Лампа, которая висела над столом, освещала вкусные угощения. В углу стояла красавица-ёлка, сверкая огнями и цветными фонариками.  (слайд 4)

Учитель: - Как вы думаете,  почему по всему свету в этот день принято наряжать именно елочку, а не какое-то другое деревце?

    Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина – оливы, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.

- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?

- Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, - ответила она

- Ах ты, добрая, печальная елочка!

За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рождения ёлку украшают яблоками, золочеными орешками, сладостями и всякими игрушками

Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.

 Светло, тепло, уютно – вся семья в сборе.  От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19  января. Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…

-Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)

-Кто из вас знает, что значит колядовать?

(Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки)  (слайд5)

- А вы, ребята, хотите поучиться колядовать? Попробуем.

     Колядование начинается с того, что люди переодеваются так, чтобы их не узнали.  Берут бумажную звезду. Собираются группой и отправляются с песнями-колядками по дворам, туда, где их ждут (ребята делятся на группы и поют колядки).  )

        В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтоб у бедных людей тоже был праздник. Их приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощеньем.

        В деревне же в ночь перед рождеством приводили в дом животных – козу или собаку, чтоб они погрелись у домашнего очага.

        Всемогущий Бог так любил людей, что этой ночью послал бедным людям своего Сына, тем самым человечество получило шанс на спасение – потому что явился Спаситель Мира. Но и люди должны присоединить к празднику свои старания. Стань добрее – такой уж это праздник.

 

19 Января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.  

          Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей. В 30 лет Иисус Христос пришёл из Назарета к Иоанну, чтобы от него принять  крещение. Он крестил Христа в водах Иордана. Когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг раскрылись небеса,  и Иоанн увидел Духа Божия, в виде голубя. И послышался голос Бога Отца, который назвал Христа своим сыном.  (слайд 6)  

(рассматривают слайд: обращается внимание на небо, голубя).

Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения – Святого Богоявления – проводится водосвятие – освящение воды. ( слайд 7)

Поэтому праздник ещё называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица. В этот праздник в храмах освящают воду и приносят её домой. Эта освящённая вода имеет чудесные свойства и не портится в течение года. Её пьют натощак, если что-то болит.

В этот день на водоемах принято принимать обряд крещения -  опускаться в прорубь «Иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков,  дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. (слайд 8)

Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством.  

Учитель: А что такое Пасха?  (слайд 9)

Пасха – избавление, прохождение, исход.

От греческого «Пасха» - страдать.

Пасха – исход человеческой жизни через восстание Христово из мёртвых к её началу – вечной жизни, кто верит и любит Бога

Воскресение Христово означает победа Господа над смертью, несёт весть о спасении и надежда на вечную жизнь. Победа любви над ненавистью. Победа жизни над смертью.

Что является символом Пасхи?

Яйцо – символ жизни, красный цвет напоминает людям, что Иисус Христос своей кровью освятил нам жизнь. (слайд 10) 

Ученик  - В этот праздник весь православный мир отмечает Воскресение Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти он воскрес из мёртвых.   (слайд 11-12)

Мария Магдалина, верная ученица Господа, принесла императору в подарок яйцо, у неё больше ничего не было. Она рассказала ему о Воскресение Господнем, император не поверил. Он сказал: «Это невозможно, как если бы это яйцо стало красным». И тут же на его глазах яйцо стало красным. (слайд 13, 14)

Ученик: - На пасху разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

(Звучит фонограмма звона колокола.) 

Учитель: - Что можно подарить в этот праздник?  (слайд 15 )

Ученица:  Приятно получить в день Пасхи душистый, нежный кулич, который станет настоящим украшением праздничного стола.

Конечно, нельзя обойтись без обязательного атрибута пасхального поздравления - красного или расписного яйца.

Традиция обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря: «Христос Воскресе!», очень давняя. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это символ начала жизни, знак бесконечного продолжения ее. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни. Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

 Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков. (слайд 16 )

Ученик: - Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

 Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

 Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

 (Слайд 17)   (проводятся игры описанные выше)

Учитель: -   Игра «Узнай праздник» по картинке. (Слайд 18)

3.Итог урока:  - Сейчас в своей группе   составьте синквейн .

- Давайте проверим. Оцените свою работу в группе. (учащиеся зачитывают свои синквейны).

-Что показалось вам самым интересным и важным на классном часе?

4.Задание на дом:

Расскажите членам семьи и друзьям о религиозных праздниках  христианства.

Узнайте, какие еще есть праздники.

Использованные ресурсы:

1.http://www.eroshka.ru/

2.. http://www.danilova.ru/storage/bible/01/birth_of_jesus.ppt

3.http://palomnic.org/oh/poet/

4. http://www.sunhome.ru/holiday/11

Синквейн –  это короткое литературное произведение, малая стихотворная форма

Правила написания синквейна таковы:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово – существительное.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими фраза в контексте с темой.  

  Пятая строчка – это слово-резюме, или синоним которое  выражает личное отношение  к теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий классного часа к празднику День матери.

сценарий классного часа в 4 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Презентация к классному часу "Время сеять добро. Крещение"

Данная презентация подготовлена с целью знакомства детей с историей праздника Крещение....

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".

В  разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....

Классный час "Светлый праздник Рождества"

Данный материал знакомит учащихся с историей возникновения обрядов и традициями празднования Рождества Христова....

Разработка урока (занятия) по курсу "Основы православной культуры" "Рождество. Крещение."

Здесь представлена разработка урока (занятия) по курсу "Основы православной культуры" "Рождество. Крещение." Проек составлен в соответствии с требованиями НИРО г.Нижнего новгорода. На уроке реализуетс...

Классный час: «Православные праздники»

Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать бережное отношение к народным традициям....

Внеклассное занятие (2 класс) Тема:«Православные праздники. Рождество Христово»

Данный материал может быть использован на воспитательных часах, занятиях по внеурочной деятельности или на уроках Основы православной культуры....