Группа продленного дня в условиях современной школы
статья (1 класс) на тему

Павлова Лариса Александровна

Данная работа содержит информацию о режиме дня и направлениях работы группы продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Группа продленного дня в условиях современной школы

                                                             Введение.

Воспитание как приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В настоящее время группы продлённого дня всё больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Стабильное функционирование группы продлённого дня и организация работы с учётом всех современных требований способствуют:

- улучшению физического и психического здоровья школьников;

- своевременному и качественному выполнению рекомендаций учителя;

- развитию интеллектуальных и креативных способностей личности;

- успешной школьной адаптации и социализации воспитанников;

- укреплению связи учебного и воспитательного процессов.

Для того чтобы воспитание носило системный и целенаправленный характер, в воспитании личности ребёнка необходимо постоянно опираться на характерные признаки возраста и предъявлять ему соответствующие требования.

Деятельность группы продлённого дня регламентируется программой (Программа деятельности группы продлённого дня для 1 класса), воспитательным планом работы  и режимом дня.

Режим дня.

12.00 – 12.10. Приём детей. Организация работы. Инструктаж.

12.10 – 13.10. Динамическая пауза.

13.10 – 13.50. Развивающий (клубный) час.

13.50. – 14.00. Поход в столовую.

14.00. – 14.20. Обед.

14.20. – 15.00. Работа кружков.

15.00. – 16.00. Настольно – развивающие игры.

16.00. – 17.00. Просмотр фильмов. Чтение художественной литературы.

17.00. – 18.00. Динамическая пауза. Уход домой.

Внеклассное мероприятие должно быть таким, чтобы в ходе его ребёнок моделировал свои поступки, проигрывал свои ситуации, которые, возможно, он должен будет проживать в своей жизни, но уже не играя.

Воспитательный план работы включает следующие направления:

  • Правила дорожного движения.
  • Противопожарная безопасность.
  • Духовно – нравственное.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Экологическое.
  • Формирование культуры здорового образа жизни.
  • Интеллектуальное.
  • Правовое
  • Семейные ценности.
  • Подвижные игры в группе.

   Воспитатель группы продлённого дня в рамках концепции модернизации российского образования должен постоянно повышать свой теоретический уровень подготовки.

Знать:

  • Федеральные нормативные правовые акты.
  • Программно-методическое обеспечение деятельности педагога.
  • Планирование воспитательной работы.
  • Анализ воспитательной работы.
  • Организацию практической деятельности.
  • Профессиональные требования к воспитателю.
  • Обязанности воспитателя.

Чёткое обозначение направлений воспитательной работы даёт возможность определить педагогу те критерии оценки воспитанности учащихся, которые он будет стремиться формировать в них, используя разнообразные средства воспитательной работы. Тем самым педагог даёт толчок саморазвитию и самовоспитанию воспитанника, способствует его личностному росту. Я.А. Каменский  писал: «Воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, если это не происходит само собой».

Педагог должен создавать такие ситуации в воспитательной работе, которые позволят увидеть истинное проявление качеств воспитанности того или иного ребёнка.

К этому я стараюсь стремиться в своей работе.

 

   

Основные направления воспитательной деятельности.

«Детство - настоящая, яркая, самобытная жизнь.

И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. В. Сухомлинский.

Работа с детьми в группе продлённого дня даёт возможность определить те аспекты, которые необходимо реализовать в текущем учебном году по основным направлениям.

Программа учитывает возраст детей, поэтому воспитательная работа проходит целенаправленно.

Правила дорожного движения.

- Дать воспитанникам определённую сумму знаний  об общепринятых

человеком  нормах  поведения на улице, на дороге.

- Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения на улице.

- Развивать у воспитанников  самостоятельность и ответственность.

Противопожарная безопасность:

- Ознакомление учащихся с приёмами эвакуации из здания школы. Применение средств индивидуальной защиты.

- Объяснение причин возникновения пожара дома и в школе, на отдыхе, за  городом; примеры тяжёлых последствий.

- Приёмы вызова пожарной службы: 01.

- Правила обращения  с электроприборами и спичками.

- Пожарная безопасность на новогодней ёлке.

Духовно-нравственное.

- Формирование норм поведения, необходимых в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.

- Воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях.

- Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми; адекватного своего восприятия художественных ценностей; высоких моральных качеств, чувства долга.

Гражданско-патриотическое.

- Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины, а также к людям разных национальностей.

- Воспитание уважительного отношения к Российской армии, её лучшим представителям.

- Знакомство с миром профессий.

- Проведение конкурсов и викторин, посвящённых историческим датам

страны.

 

Экологическое.

- Сформировать представление об образе жизни и повадках диких животных, населяющих ХМАО-Югру.

- Бережное отношение к братьям нашим меньшим; высокую культуру поведения в окружающей среде; ответственное отношение самого человека к природе как общественному достоянию в соответствии с моральными и нравственными нормами.

-  Воспитание у детей чувства прекрасного, чувства гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру.

Формирование культуры здорового образа жизни.

- Создание условий для безопасных занятий подвижными играми.

- Знакомство с лучшими нравственными традициями спорта, историей развития спорта, олимпийского движения.

- Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремлению к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

Интеллектуальное.

- Создание условий для формирования мотивации учения во внеклассной деятельности, творческих способностей.

- Развитие учебных интересов и умений средствами внеклассной работы; читательского интереса и читательских умений.

- Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Правовое.

- Знакомство с правами и обязанностями в нетрадиционной форме.

- Развитие умения легко ориентироваться в правоведении.

- Воспитание образованного человека, способного ориентироваться в мире прав, свобод и обязанностей.

Семейные ценности.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование бесконфликтного поведения.

- Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

- Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями другого человека; гражданской позиции; умения отстаивать свои интересы цивилизованным путём.

- Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, желания помогать и поддерживать.

Подвижные игры в группе.

- Создание условий для проведения безопасных подвижных игр в группе продлённого дня.

- Помочь изменить отношение детей к тому, что кажется обыденным, скучным, надоевшим.

- Сплотить  детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых

- Воспитание сознательной дисциплины, справедливости; умения соблюдать правила игры, контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Для того чтобы воспитание носило системный и целенаправленный характер, в воспитании личности ребёнка необходимо постоянно опираться на характерные признаки возраста и предъявлять ребёнку соответствующие требования.

Критерии оценки уровня воспитанности ребёнка, проявление его

характерных признаков следующие:

-   Отношение к собственному здоровью.

-  Отношение к собственному дому, своей семье,  принадлежности к своему народу.

-  Отношение к малой и большой Родине, исторической памяти своего народа.

         - Отношение к другим народам и расам, понимание своей принадлежности мировой цивилизации.

        -   Отношение к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям.

       - Отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.

        -  Отношение к своему досугу, понимание значения полезного время провождения.

        В своей деятельности я обязательно придерживаюсь основных направлений воспитательной работы.

   

Сравнительный анализ работы на начало 2013 – 2014 учебного года и  2014 – 2015 учебного года.

Группу продлённого дня посещают учащиеся 1-х  А, Б, В классов.

На начало четверти – 31 чел.   32 чел.

Мальчиков – 11чел.                  13 чел.

Девочек – 16 чел.                      19 чел.

Группа продлённого дня работает с понедельника по пятницу.

Посещаемость составляет более двадцати человек в день.

В начале учебного года мной посещены три родительских собрания.

Цель: ознакомление родителей с работой группы продлённого дня; привлечение детей в группу.

С родителями детей, посещающих группу в течение сентября, велась индивидуально-разъяснительная работа по интересующим их вопросам.

Работа в группе воспитателем Павловой строится согласно утверждённому плану по различным направлениям, указанным выше.

   В сентябре – октябре  проведено – воспитательных  мероприятий.

в 2013 – 2014 году к концу 1четверти – 42; в 2014- 2015 -45 занятий.

   Программа за 1четверть 2013 – 2014 года, а также начала 2014 – 2015 года выполнена на 100%.

Для детей, посещающих группу, созданы  условия для занятий с воспитателем, проведения кружков, занятий по интересам.

С учётом возрастных особенностей строится режим дня, включающий:

1. Приём детей.

2. Организацию деятельности на рабочий день; индивидуальную работу.

3. Инструктаж по технике безопасности.

4. Организацию динамической паузы на свежем воздухе; наблюдение.

4.1. Организацию подвижной игры, самостоятельной деятельности.

5. Организацию питания.

6. Организацию выполнения рекомендаций учителя.

7. Кружковую работу.

8 Организацию досуга.

9. Организацию работы с родителями.

          С воспитанниками занимаются педагоги. Работа строится по индивидуально составленному плану и в соответствующие дни недели.

          Занятость детей во внеурочное время – 100 %.

Подвижные игры – 27 чел.           28 чел.

Кружок экологии – 15 чел.           16 чел.

Шахматы –14 чел.                         10 чел. ( по просьбе педагога )

«Юный инспектор дорожного движения» - 10 чел.       9чел.

«Умелые руки» - 9 чел.                    8 чел.

Изостудия «Аквамарин» - 9 чел.    14 чел.

Баскетбол - 2 чел                               5 чел.

В 2013 – 2014 году воспитанники посетили городскую детскую библиотеку.

Цель: 1. Ознакомление с режимом работы.

          2. Участие в викторине по произведениям С. Я. Михалкова.

          3. Приобщение детей к чтению художественной литературы.

Побывали совместно с инспектором дорожного движения на перекрёстке.

Цель: 1. Наблюдение за движением транспорта, работой инспектора дорожного движения.

           2. Развитие внимания, наблюдательности по сложившейся  ситуации на перекрёстке.

           3. Воспитание культуры пешехода.

К 50-летию полёта Валентины Терешковой в космос проведено занятие «Космос – человечеству».

К 50-летию месторождения нефти и газа – «Мы живём на Самотлорской земле».

Тематические работы детей оформлены для общего обозрения, а также используются во время проведения воспитателем  занятий в группе.

Ребята участвовали в операции «Кормушка». Систематически подкармливали зимующих птиц, следили за состояние кормушек.

Эту работу я продолжаю и с новыми воспитанниками.

Ежедневно провожу малоподвижные и подвижные игры на свежем воздухе и в группе.

  Воспитательные занятия с детьми проводятся изо дня в день.

  Продолжаю помогать классным руководителям в создании благоприятной обстановки по передвижению детей в различные учреждения города. Так, например, поездка во Дворец Искусств на праздник «Посвящение в первоклассники».

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа продленного дня как условие становления личности ребенка

Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современны...

Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС

В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...

Статья "Группа продленного дня как условие становления личности ребенка".

В группе продленного дня - создаются условия для полноценного развития личности: развитие познавательных, творческих способностей, эстетическое отношение к окружающему миру, способность к самовыражени...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Организация группы продленного дня в свете современной школы

Организация группы продленного дня в свете современной школы...