Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во 2-ой половине дня в выпускном 4-ом классе.
материал (4 класс) по теме
В 4-том классе особое значение мы придаем практической деятельности, развитию ручной умелости, умению действовать поэтапно, по плану. Это объясняется тем, что в следующем году дети будут заниматься по профильным видам труда в мастерских.Поэтому мое выступление построено на одном из таких практических занятий. Оно называлось "Изготовление нарядных бус из шерсти". Вашему вниманию я представлю исправленный и улучшенный вариант этого занятия. Цели занятия: Обучающая - Научить детей одному из способов обработки шерстяного волокна - валянию. А именно - изготовление круглой бусины. Коррекционная - Сформировать у детей представления о шерстяном волокне и его свойствах на основе ощущений. Воспитательная цель - воспитание интереса к творческой ручной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tekst.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во 2-ой половине дня в выпускном 4-ом классе.
Вся воспитывающая деятельность у нас в школе выстроена по дням недели. В понедельник мы делаем акцент на спортивных мероприятиях. Вторник - у нас день книги и чтения. Среда - экскурсионный и банный день. В четверг проводится клубный час класса. На занятиях мы используем такие эффективные коррекционные технологии, как: - информационно-компьюторные - игровые - проектные (недавно стартовал проект "Сказка - ложь, да в ней намек...") - арт-терапия, изо-терапия - экологические, здоровьесберегающие и др.
В 4-том классе особое значение мы придаем практической деятельности, развитию ручной умелости, умению действовать поэтапно, по плану. Это объясняется тем, что в следующем году дети будут заниматься по профильным видам труда в мастерских. Поэтому мое выступление построено на одном из таких практических занятий. Оно называлось "Изготовление нарядных бус из шерсти". Вашему вниманию я представлю исправленный и улучшенный вариант этого занятия. Итак, Цели занятия: Обучающая - Научить детей одному из способов обработки шерстяного волокна - валянию. А именно - изготовление круглой бусины. Коррекционная - Сформировать у детей представления о шерстяном волокне и его свойствах на основе ощущений. Воспитательная цель - воспитание интереса к творческой ручной деятельности. Дети в нашем классе довольно сильные, инструкцию понимают с 1-го раза. В коррекции ручной моторики, в той или иной степени, нуждается каждый ребенок в классе. Подготовительная работа проходила на протяжении 2-х занятий. На первом занятии мы сформировали представления о шерстяных изделиях и их свойствах. Мы рассматривали шерстяные вещи, щупали, нюхали, определяли их назначение, свойства. Была проведена коррекционная работа - дети должны были разложить вещи по группам: одежда; предметы быта; и третья группа - игрушки, аксессуары, украшения. На втором подготовительном занятии мы сформировали представление о шерстяном волокне. Поставили вопрос - Из чего же состоят шерстяные изделия? Заметили, что если ближе рассмотреть, подергать немного, то в любой шерстяной вещи видны тонкие волоски ( вот почему одежда немножко колется!). Выделили этот один признак, который присущ любой шерстяной вещи. То есть все шерстяные вещи состоят из тоненьких шерстяных волосков. Здесь было введено понятие - шерстяное волокно. Откуда оно берется? (фото 1) Вот овец стригут, шерсть моют, расчесывают, окрашивают. Дети рассматривали ш. в., трогали, нюхали, расщепляли (фото 2) : это ш. в.; оно состоит из тонких волосков; оно мягкое, легкое, воздушное. Т.о., в процессе подготовительной работы у детей на основании зрительных, осязательных, обонятельных ощущений было сформировано представление о новом виде поделочного материала - шерстяном волокне. В начале открытого практического занятия эти знания мы актуализировали. Ребята должны были выбрать среди вещей, лежащих на столе шерстяные, и сказать из какого материала они сделаны. (фото 3 ) Все эти вещи сделаны из ш. в. А как сделаны? Говорим, что из ш. в. прядут нитки. Из них делают ткань, а потом шьют платки, пальто. А еще из шерстяных нитей, вяжут варежки, носки. А как сделаны валенки? (фото 4) Сшили ?- где шов? Связали? - где нить, из которой связали? Говорю - валенки сваляли. Само слово валенки произошло от способа их изготовления - валять. (Вводим словарное слово - валяние.) Потом рассматриваем бусы, стельки. Определяем, что их тоже сваляли из ш. в. Далее вводим игровой момент - в класс влетает на метле Баба Яга. Она узнала, что у нас в школе проходит проект "Сказка ложь, да в ней намек..."и обращается к нам за помощью: Леший пригласил ее на дискотеку и ей нужно принарядиться. Берет варежки - "Это можно на дискотеку?" Дети объясняют: "Это одевают на улицу зимой, чтоб руки не мерзли." Тогда она хватает валенки. Дети говорят: "В них будет жарко на дискотеке!" Т.е. здесь происходит коррекция мышления. Идет соотнесение - какую одежду куда одевать, исходя из ее свойств и назначения. В результате мы решаем свалять бусы и подарить их бабе Яге. Тогда на дискотеке она будет выглядеть нарядно. Как валять бусы - я показываю сначала на компьютере. (фото 5). Потом проводим анализ образца (фото 6 ). Дети рассматривают, трогают бусы.(Плотные, круглые, одного размера. Нанизаны на ленту. Между ними пластмассовые бусины меньшего размера. Шерстяные бусины мягкие - стучим о стол. Стучим для сравнения твердой пластм. бусиной - разный звук). Т. о. задействованы слуховой, тактильный, зрительный анализаторы. Какая форма у бусин? - круглые. Значит какие движения мы будем делать, когда будем их валять? - дети показывают и говорят - круговые, как колобок из пластилина делали. След. этап - Планирование работы. Задание: разложить карточки с этапами изготовления бус по порядку (фото 7). На этом этапе происходит развитие памяти, внимания, логики. (фото 8)- Вот карточки разложили. На мой вопрос - Успеем ли мы на этом занятии доделать бусы до конца? -Ребята ответили - Нет, бусины должны высохнуть. На это нужно время. Т. е. у детей сформировалось представление о продолжительности процесса. Перед практической работой повторяем ТБ. Потом проводим разминку, на которой происходит подготовка рук к работе и активизация межполушарного взаимодействия. В начале предлагаю разогреть ручки - трем ладони др. о др. потом ( видео): 1,2,3, 4, 5 - пальцы левой и правой рук поочередно будем бусины валять - руки перекрестно, то правая, то левая сверху 1,2,3,4,5 - опять пальцы и по кругу их катать - круговые движения ладонями, как колобка катаем. Практическая работа. - Дети отбирают, что нужно для работы. (фото 9 ) Спрашиваю, что является материалом, а что инструментом для работы. - Далее дети расщепляют волокно (фото 10 ). Вспоминаем свойства ш. в., ориентируясь на ощущения и восприятия. Работаем, сверяясь с планом. (фото 11)- Здесь видим процесс сравнения. У ребенка формируется представление: большую, воздушную горку волокна можно превратить в маленькую, круглую, плотную бусину. - (фото 12) Круговыми движениями катаем шарики из сухого волокна. Наблюдаем как преобразуется исходный материал. Происходит коррекция мышления. - Когда у всех волокно приобрело круглую форму брызгаем на шарики мыльный раствор (фото 13 ) - продолжаем валять мокрый мыльный шарик (фото 14). Объясняю, что мыльный раствор скрепляет шарик, он уплотняется. Сравниваем свои шарики с образцом и друг с другом. - Когда у всех бусины становятся одного размера споласкиваем их в тазу с теплой водой (фото 15). Замечаем, что под действием теплой воды и мыла бусины стали еще плотнее и уменьшились в размере. Вводим в словарный запас новое слово - усадка. Это еще одно свойство ш. в. - Потом сушим наши бусины круговыми движениями на полотенце(фото 16), чтобы убрать лишнюю влагу. - И последний этап: Готовые бусины кладем сушить на батарею. Итог занятия. Говорю, что хочу убедиться, как ребята научились работать с шерст. волокном. Для этого даю несколько заданий. 1. ( проверяю, научились ли дети отличать ш. в.) Создаем игровую ситуацию. Дети решили сами сделать бусы. Они приходят в магазин чтобы купить материал для работы (фото 17). Дети выбирают ш. в. 2. Купили, принесли домой. Баба Яга напросилась помогать, и когда раскладывала карточки с этапами работы, допустила ошибку. Дети должны найти ее и исправить. 3. ( Потом - проверка моторной памяти. Запомнили ли дети прием валяния - круговые движенияя, когда валяли бусины). Для этого проводим игру : "Да -Нет": баба Яга показывает неправильные движения ((так валяли, так валяли)). Дети говорят: "Нет, Нет!", а потом показывают как надо валять шарик. (фото18) 4. (Проверяю,помнят ли дети свойство ш. в. - усадку) Спрашиваю: Что в тазике мы делали? Баба Яга: Руки мыли! Дети: Нет, полоскали бусины. - В какой воде? Дети: В теплой. Чтобы смыть мыло. А бусины стали плотные и уменьшились в размере. - Как наз.? - Усадка. В конце занятия дети могут поплясать вместе с Бабой Ягой. (фото 19) - Вот бусы, которые мы доделали на следующем занятии.
Т.о., главная образовательная цель занятия достигнута, и дети смогут самостоятельно повторить то, чему их научили на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Основные направления внеурочной деятельности и её особенности в работе с детьми начальных классов
Яркая презентация. Вначале немного теории, затем я рассказываю как организована внеурочная деятельность в нашей школе. Расписание занятий. Фото детей на внеурочной деятельности....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий...
Эффективность коррекционных мероприятий по основным направлениям воспитывающей деятельности во второй половине дня в 3 классе при использовании ИКТ.
Выступление на педсовете. Из опыта работы....
основные направления воспитательной деятельности
Основные направления воспитательной деятельности в 4б классе...
«Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога по проблеме: «Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»».
Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога...
Основные направления в деятельности классного руководителя
На протяжении всего периода педагогической деятельности осуществляю классное руководство....