Программа Творческого объединения
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа разработана с целью организации внеурочной деятельности учащихся. Цель - здоровьесбережение, организация досуга, развитие творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа в рамках внеурочной деятельности | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Вдохновение»
Возраст:7-9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Направленность: спортивно-оздоровительная
Содержание программы
Введение……………………….…….…………….……………………............................................................................................................................2
Пояснительная записка…………………………………………..……………………………………………………………………………………….2
Методическое обеспечение программы………………………...…..….......……………………………………………………………………………4
Ожидаемые результаты в конце года обучения…………………………………………………………………………………………………………6
Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………………………………………………….6
Список литературы….………….……….……………….…….….……......…………………………………………………………………………….10
ПРИЛОЖЕНИЯ
- диагностический инструментарий для оценки результативности программы (Приложениe №1).….……..…..…………………………………11
- карта диагностики ребёнка (Приложение №2)………………………………………………………………………………………………………..15
Введение
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу первоклассников уже имеют хронические заболевания. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство у врачей, педагогов и родителей обучающихся. Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни.
Духовно-нравственные ценности и культурные традиции, положенные в основу формирования установки на здоровый образ жизни позволят обеспечить формирование личностных характеристик выпускника начальной школы («портрета выпускника») в соответствии с ФГОС, сформировать глубинные установки и потребности ведения здорового образа жизни.
Пояснительная записка
Программа ориентирована на развитие спортивно-оздоровительных и творческих способностей детей.Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 7 – 9 лет. Занятия по программе включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев. Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений на коррекцию осанки. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты – это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Чрезвычайно благоприятным для развития спортивно-творческих способностей является такой вид искусства, как спортивный танец, который сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность.
Этот вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в движении активно, что побуждает к действию. Задачу формирования творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком музыкальных движений.
Детским исполнительским творчеством называется выразительность (индивидуальная манера исполнения образов и движений). Детским композиционным творчеством в движении называется создание новых образов, оригинальность сочетания, комбинирование известных движений своеобразной выразительной пластикой.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев. Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Содержание программы включает в себя четыре раздела: .
1. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика
2. Танцевальная азбука.
3. Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика.
4. Игры.
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья младших школьников,разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Развивать двигательную активность и координацию движений.
2. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
4. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры.
5. Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ.
6. Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.
7. Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Социализация детей, раскрытие их творческого потенциала, объединение в дружный коллектив, способный создавать сценическое действо – вот основные направления деятельности кружка.
Методическое обеспечение программы
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития способностей детей, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации творческих способностей. Творчество возвышает детей, даёт возможность эмоционального взлёта, самостоятельность, свободу, уверенность в себе и своих силах.
Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
· индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
· систематичности(непрерывность и регулярность занятий);
· наглядности(показ движений педагогом);
· повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
· сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приёмы:
Игровой метод. Основным методом обучения детей младшего школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей данного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Формы организации учебного процесса, методы и приёмы.
Продолжительность реализации программы составляет 1 год обучения (сентябрь – май) детей от 7до 9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Всего - 78 часов в год (с учётом каникулярного времени).
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на школьных праздниках и концертах. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов фитнеса, азбуки спортивного танца.
Репертуар к программе подобран в соответствии с возрастом детей и прописан в содержании программы.
Главным побудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
· соответствие возрасту;
· художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
· моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);
· разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
Важно, чтобы в процессе занятий по детской фитнес-аэробике, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
Отличительные особенности программы
Спецификой программы является:
· комплексный характер:
· практическая направленность;
Условия реализации программы
- наличие просторного помещения (спортзал, актовый зал), возможности репетиций в зрительном зале на сцене;
- наличие формы для занятий (белая футболка, чёрные шорты, спортивная обувь), элементов костюмов;
- аудио - и видеотехника;
- фонотека.
Ожидаемые результаты в конце года обучения
Спортивно-оздоровительный аспект | Творческий аспект |
увеличение количества детей с правильной осанкой | различие динамических изменения в музыке |
увеличение количества детей с правильной координацией движения | создание музыкально-двигательных образов |
улучшение физического здоровья младших школьников | владение приемами музыкального движения |
повышение уровня сопротивляемости к простудному фактору | умение средствами пластики выражать задаваемый образ |
совершенствование нервно-психических процессов | умение общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу |
наличие потребности в двигательной активности, представлений о здоровом образе жизни | овладение элементами сценического действия как средствами выражения своих мыслей, чувств и физических ощущений |
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Содержание программы | ||||
всего | Теория | практика | |||||
Тема 1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Что такое фитнес? | Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом. Что такое фитнес? Практическое занятие: - игра «Делаем правильно»; - определение структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партер, игра, релаксация, оценка). | ||
Тема 2. | Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика | 25 | 4 | Оздоровительная аэробика (4) | 21 | Базовые шаги.(4) Партерная гимнастика.(6) Комплекс танцевальной аэробики.(7) Сказочная аэробика.(4) | Что такое аэробика? Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость - как мы их развиваем? Релаксация – восстановление. Сказочная аэробика. Практические занятия: Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперѐд-назад, вниз- вверх, в круг, из круга, по кругу. Шаги базовой аэробики: марш(пружинящие шаги на месте),приставной шаг, открытый шаг, вперѐд-назад, захлѐст, скресный шаг. Шаги и их комбинации выполняются на месте с изменением темпа. Партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу с использованием гимнастических ковриков. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку: «ѐлочка», «паровоз», «солнышко», «лебедь», «лодочка», «змея», «кошечка». Упражнения на гимнастических матах в движении: «котята», «обезьянки», «партизаны», «каракатица». Сказочная аэробика включает элементы имитации движений героев сказки «Волк и семеро козлят»: козлята, волк, мама коза. |
Тема 3. | Танцевальная азбука | 20 | 4 | Позиции рук и ног (2) Знакомство с балетом (2) | 16 | Позиции рук и ног.(2) Материал русского танца.(6) Детский танец (4) Флэш-моб с элементамиспортивного танца.(4) | Что такое танец? Балет как высшее искусство танца. Русский народный танец. Детские танцы на детей. Знакомство с балетом (видео урок). Практические занятия: Изучение подготовительной и шестой позиций ног, первой, второй и третей позиций рук, постановка корпуса, элементы классического танца «Полька», элементы русского танца «Хоровод», танцы разных народов: «Лезгинка», «Макарена», «Летка-енька». Флэш-моб с элементамиспортивного танца. |
Тема 4. | Ритмическая гимнастика с предметами | 25 | 5 | Упражнения со скакалкой (2) Элементы акробатики.(3) | 20 | Упражнения со скакалкой (5) Упражнения с мячом.(5) Упражнения с обручем.(5) Элементы акробатики(5) | Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем. Акробатика. Техника безопасности на акробатике. Практические занятия: Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерѐдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем. Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем. Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину, упражнения в лазании и перелезании (на матах, скамейках). Прыжки. |
Тема 5. | Игры | 6 | 6 | Беговые ролевые игры. (2) Танцевальные игры. (2) Игры на внимание. (2) | Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Танцевальные игры. Практические занятия: Беговые игры: «Салки», «Картошка», «Белые медведи», «Горелки» , « Третий лишний», «Два мороза», «Гуси-гуси», «Выручай-ка» в различных вариациях. Игры на внимание: «Тише едешь - дальше будешь», «Ковбои-индейцы», «Ёлки-палки», «Мигалки», «Зеркало», «Сантики-фантики». Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец», «Лесная дискотека», «Медвежата и зайчата». «Ручеѐк» в различных вариациях. | ||
Итог | Концерт для родителей. | 1 | 1 | Музыкальные композиции на основе изученного материала. | |||
ВСЕГО | 78 | 14 | 64 |
Музыкальный репертуар
Период подготовки | Репертуар | Мероприятие |
сентябрь,октябрь | Зарядка (муз. А. Тихарёва) Флэш-моб«Мы - звёзды» (ремикс песни «Носа») | «День учителя», городской семинар учителей физической культуры |
ноябрь,декабрь | Музыкальная сказка на новый лад «Волк и семеро козлят» (муз. Рыбникова, сл. Энтина) | «День матери» «Новый год» |
январь,февраль,март | Танцевальные этюды«Хорошее настроение» (муз. Наталья и Виктор Осошник) Флэш-моб(песня «Валентинки» муз. Зарицкой, сл. Шевчук); | Весёлая перемена «Валентинов день» «Международный женский день 8 Марта» |
апрель,май | Танцевальные этюды «Школа, двери распахни» (муз. М. Пляцковского) | Открытое занятие, отчётный концерт для родителей |
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.
2. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
3. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.
13. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.
14. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г. .
15. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989 г.
16. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
19. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000
20. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.
Приложение 1.
Диагностический инструментарий
для оценки результативности программы
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара).
Качественный анализ осуществляется по методике А.И. Бурениной (Буренина А.И. Ритмическая мозаика.- С.-Пб.: Ленинградский институт развития образования, 2000.) Предложенная в данной книге методика касается в основном ритмической пластики, поэтому, взяв за основу данные методики, была разработана индивидуальная диагностика для творческого объединения «Вдохновение», с учетом поставленных образовательных задач и специфики работы объединения.
Отлично (5 баллов) | Хорошо (4 балла) | Удовлетворительно (3 балла) | |
Обучение | музыкальность | ||
Умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинает и заканчивает движения вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки. | В движениях выражает общий характер музыки, темп. Начало и конец музыкального произведения совпадает не всегда. | Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. | |
Артистичность | |||
Умеет передать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Умеет выразить свои чувства не только в музыке, но и в слове | Не всегда умеет передать гамму чувств через мимику и пантомиму. Движения не всегда эмоциональны. | Мимика бедная, движения невыразительные. | |
Пластичность, гибкость | |||
Движения рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения, мягкие, плавные и музыкальные. | Несложные акробатические упражнения выполняет недостаточно плавно, гибко, музыкально. | Низкий уровень мягкости, плавности, музыкальности. | |
Координация движений | |||
Обладает точностью исполнения упражнений, правильным сочетанием рук и ног при танцевальных видах движений. Правильное и точное исполнение ритмических композиций в быстром и медленном темпе. | Недостаточно точно исполняет танцевальные упражнения, ритмические композиции в быстром и медленном темпе. | Низкий уровень точности исполнения упражнений, правильности сочетания рук и ног при танцевальных видах движения, исполнения ритмических композиций в разном темпе. | |
Память | |||
Способен запоминать музыку и движения, активно проявляет разнообразные виды памяти: музыкальную, двигательную и зрительную. | Способен запомнить последовательность упражнений в полном объёме при выполнении движений педагогом. | Не способен запомнить последовательность движений или требует большого количества повторений. | |
Развитие | Проявление активности, самостоятельности, творчества | ||
Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, легко увлекается творческим процессом | Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива, периодически инициативен, может предложить интересные идеи, но не всегда может оценить их и выполнить. | Инициативу проявляет редко, не испытывает радости при успешном выполнении задания, способен выполнять действия, но только при помощи педагога. | |
Культура суждения о работе других | |||
Обладает способностью объективно оценивать работу партнёров | Не всегда способен объективно оценить деятельность партнёров. | Негативно реагирует на успех партнёра, не способен оценить работу других. | |
Мотивация к занятиям, эмоциональная настроенность | |||
Чётко выраженные потребности. Стремление изучит предмет как будущую профессию. | Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться высоких результатов. | Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. | |
Воспитание | Проявление самостоятельности учащихся | ||
Самостоятелен на занятиях. | Способен к самостоятельной деятельности, но не всегда её проявляет. Работоспособен при помощи преподавателя. | Не способен работать самостоятельно. | |
Способность к коллективному творчеству | |||
Соблюдает нормы коллективных отношений. Умеет работать в коллективе, группах, паре. | Не всегда испытывает потребность и стремление работать в коллективе. | Может пренебрегать нормами коллективных отношений. Не испытывает стремления работать в коллективе, группе, паре. | |
Способность к адекватной самооценке. Уверенность в своих силах и возможностях | |||
Способен правильно воспринимать критику и самокритичен. Доброжелательно относится к партнёру. Уверен в своих силах и возможностях. | Не всегда может адекватно оценить себя. Не всегда уверен в своих силах и возможностях. | Неадекватно реагирует на критику. Не уверен в своих силах и возможностях. |
Карта диагностикиПриложение 2.
Ф.И. обучающегося________________________________ Дата рождения__________Дата проведения диагностики__________________
№ | параметры | начало года | середина | конец года |
1 | Музыкальность | |||
2 | Артистичность | |||
3 | Пластичность, гибкость | |||
4 | Координация движений | |||
5 | Память | |||
6 | Проявление активности, самостоятельности, творчества | |||
7 | Культура суждения о работе других | |||
8 | Мотивация к занятиям, эмоциональная настроенность | |||
9 | Проявление самостоятельности учащихся | |||
10 | Способность к коллективному творчеству | |||
11 | Способность к адекватной самооценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...
программа творческого объединения "Бумажные кружева"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год. Протокол №...
Рабочая программа творческого объединения "Кем быть?"
Программа расчитана на 4 года . Профессиональная ориентация....
Программа творческого объединения "Экология младших школьников"
Авторская программа по формированию экологического воспитания у младших школьников. Включает пояснительную записку, цели, задачи, перспективное планирование с темами занятий, количеством часов на 4 го...
Рабочая программа творческого объединения "Оранжевая песенка"
Программа внеурочной деятельности....
Рабочая программа творческого объединения ЮИД "Зеленый огонёк"
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На заня...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Роспись»
Настоящая образовательная программа представляет дополнительный образовательный курс декоративно-прикладной направленности, предназначенный для кружка декоративно-прикладного творчества «Роспись»....