Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
статья (1 класс) на тему
Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио ученика – как положительный мотив обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Собрание на тему: Мотивы учения. Портфолио - как положительный мотив | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1 классе
Тема: «Мотивы учения младших школьников.
Портфолио как один из способов мотивации учения»
Задачи: рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.
Форма проведения: лекция, диалог.
План:
- «Мотивы учения младших школьников».
- «Портфолио как один из способов мотивации учения».
Ход собрания:
- «Мотивы учения младших школьников»
- Вступительное слово.
Задумывались ли вы, какими мотивами руководствуется ваш ребенок при решении встающих перед ним вопросов?
А ведь деятельность ребенка на уроке приобретает различный смысл в зависимости от того, каков ее мотив. Например, ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть разными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителя хорошей отметкой, или получить заветный жетон. Цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется с изменением мотива.
Я выбрала эту тему сегодня на собрании, так как мотивы оказывают значительное влияние на учебу, на ее результат, на отношение ребенка к учебе.
- Понятие о мотивах учения и их классификация.
В психологическом словаре МОТИВ трактуется как «материальный или идеальный предмет, достижением которого выступает смыслом деятельности». Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии в структуре учебной мотивации выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные) мотивы. И поэтому учебная деятельность развивается у каждого по разному, в зависимости от того какие мотивы на первом месте. Хочу подчеркнуть, что для развития личности ученика наиболее благоприятно преобладание внутренних мотивов.
Поясню:
Внутренние мотивы связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Внешние мотивы связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желание ученика занять определенное место в коллективе, в обществе.
Поэтому, если ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки или наказания, то он учится с постоянным напряжением, без радости.
- Подведение итогов.
Итак, ваша задача максимально развивать у ребенка внутренние мотивы. «Подогревать» познавательный интерес, ставить такие задачи перед ребенком, которые он не сможет решить, не пройдя путь познания. Вы не должны говорить об оценке, как о главном предмете. Ребенок должен понимать, что он учится не ради накопления оценок, а ради знаний, которые ему в жизни пригодятся.
- «Портфолио как один из способов мотивации учения»
Давно доказано, что в большинстве случаев успешность человека зависит не только от врожденных талантов, но и от того, насколько четко и правильно расставлены приоритеты и определены цели. Именно мотивация к дальнейшей учебе, трудовой и общественной деятельности должна стать основой для составления портфолио ученика младших классов.
Но дети 7-10 лет не могут самостоятельно определить долгосрочные задачи и поставить перед собой определенную цель. В этом помочь могут родители и учителя. Именно взрослые должны структурировать показатели успеваемости и выделить достижения ученика. Правильно и полно собранное портфолио послужит основой для формирования жизненных ценностей и направлений деятельности. Этот материал в дальнейшем послужит основополагающим при выборе профиля обучения в старших классах школы и даже будущей профессии.
Стоит объяснить ребенку, что портфолио составляется для того, чтобы видеть результат проделанной работы, хороших достижений. Плюс этой работы - это творческое развитие ребенка, его психологический рост, повышение самооценки, стимул к самоорганизации и самоконтролю.
Важно чувствовать границы в распределении обязанностей и ответственности за подготовку портфолио. Это должна быть совместная работа учителей, родителей и школьника. Нельзя перегибать палку желая научить ребенка самостоятельности, свалив на него полностью всю работу по ведению портфолио. Ученики младшей школы не в состоянии четко структурировать свои мысли и формулировать желания, им не обойтись без помощи родителей.
Родители должны регулярно выделять время для совместной с ребенком работы над портфолио. В этом процессе важно поощрять его инициативу и творческий подход к делу.
Также важна и работа учителя, особенно в процессе подготовки собраний достижений учеников. Кроме разъяснения правил ведения портфолио и структуры его составления, учитель обязан создавать условия для достижения школьниками определенных успехов (это различные конкурсы, выставки, фестивали). Родители же должны как можно активнее участвовать в предложенных мероприятиях.
Необходимо следить, чтобы работа над портфолио не позволяла ученикам одного класса соперничать друг с другом, а способствовала развитию индивидуальных особенностей каждого. Портфолио – это некий метод, позволяющий ребенку посмотреть на самого себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки, определиться с желаниями.
Решение собрания:
- Купить папки большего размера (папка регистратор). Синие – мальчики, красные – девочки.
- Купить по 20 файлов на каждого ученика.
- Проявлять активность в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях – для накопления портфолио грамотами, дипломами.
- Сделать фотографии для лицевой страницы.
- Купить цветную бумагу для разделителей - вкладышей в портфолио, распечатать.
- Принимать участие и помогать своему ребенку формировать успешное портфолио.
Тематическое собрание подготовила: Прокопьева Анастасия Вячеславна, учитель начальных классов МОУ СОШ №13, Копейского городского округа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Выступление на родительском собрании по теме:"Развитие речи младших школьников".
Родительский лекторий. Практические упражнения....
Родительское собрание на тему: "Вредные привычки младших школьников"
Родительское собрание основано на фрагменте м/ма МАЛЫШ и КАРЛСОН....
Родительское собрание на тему:"Способы привлечения младших школьников к чтению".
Выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, ка...
Материалы к родительскому собранию на тему "Режим дня младшего школьника"
Представленная работа содержит материалы к родительскому собранию на тему "Режим дня младшего школьника"...
План-конспект родительского собрания на тему: "Правила поведения младших школьников на перемене"
laquo;Правила поведения младших школьников на перемене».Ход собрания. Добрый день, уважаемые родители Я рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим на еще одну важную тему. А на какую тему м...
«Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения», 1класс
родительское собрание...