Выступление на родительском собрании по теме:"Развитие речи младших школьников".
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Одна из задач начального образования - научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. И как следствие, задача педагогов и родителей -сформировать интерес у ребёнка к чтению.
- Зачем? - спросят многие? Ведь мы живём в век информационных технологий, тотального наступления Интернет и экран становится главным воспитателем ребенка. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Часами сидят за компьютерами, погружаясь в виртуальный мир . Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них:
1. Отставание в развитии речи - дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна, отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Специальные исследования показали, что в наше время 25% ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
3. Резкое снижение фантазии и творческой активности . Ребята теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями, да и просто не умеют общаться друг с другом.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:
- защищаем его душу;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
- способствуем развитию устной речи, которая является основой умственной деятельности и средством общения.
Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития.
Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.
И главными помощниками учителя должны стать вы - родители учащихся. Вы должны понять, что только от совместных усилий взрослых, от того , какое внимание уделяется развитию речи, её красоте, образности, эмоциональности, не только в школе, но и в каждой семье, зависит бедная или ярко окрашенная речь детей.
Сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр и упражнений по обогащению речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:
1. Чистоговорки, скороговорки, загадки .
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат, речевой аппарат работает вяло, у многих детей наблюдается нарушение дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного стороны речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом. А ведь всем известно, что именно скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и , конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
Н-р: для отработки произношения звуков б - п. можно использовать следующие скороговорки:
- Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
- Бобры храбры - идут в боры.
- Белые бараны били в барабаны.
- Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
- Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир.
Очень нравится ребятам разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”
2. Ряд следующих упражнений способствует расширению словарного запаса . развивают воображение, наблюдательность, внимание к слову. Что мы можем предложить детям?
- Узнавание предмета по его признакам. (Кудрявая, белоствольная, стройная?) Что это?
- Усложняем задание, изменяя вопрос.
Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).
- Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)
- Подбор антонимов. Пух лёгкий, а камень - …; река широкая, а ручей… .
- Подбор синонимов. Сторож (сторожиха) - страж, стражник, караульщик, караульный, часовой, блюститель, дозорный, смотритель, хранитель, оберегатель, конвойный, цербер.
- Составление парных созвучных слов. Мишка – шишка и т.д.
3 . Ряд следующих упражнений развивают логическое мышление учащихся и формируют умения строить связное высказывание, выражая законченную мысль, логически развертывая её.
- Подумай и закончи предложения:
- Лена пришла в школу пораньше, чтобы……
- У ворот зарычала собака, потому что….
- Дети вышли на улицу, когда……
- Составление небольших рассказов: На этом этапе воспитывается умение правильно подбирать слова, выражения, умение обыгрывать ситуацию.
- Попросите продолжить такие предложения:
- Если бы я был цветком, я бы::
- Если бы я был кошкой, я бы:.
- Если бы я был книгой, я бы:.
4. Составление описания животных.
Например, описывая ежа, можно использовать алгоритм:
- Внешний вид ежа (форма, глазки, лапки, чем покрыто тело, есть ли хвостик и т.д.).
- Какую форму напоминает тело ежа? (Форму овала.)
- Какие глазки? (Глазки блестящие, маленькие, как пуговицы.)
- Какие лапки? (Лапки маленькие, быстрые.)
- Чем покрыто тело ежа? (Тело ежа покрыто иголочками, мордочка забавная.)
- Вывод. (Зверёк маленький, быстрый, симпатичный.)
Данный вид упражнений не только развивает внимание , наблюдательность, но и учит самостоятельно строить высказывания, составлять тексты-описания. У ребят формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
5. Совместное чтение и обсуждение прочитанных книг
Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Обсуждая прочитанное, обучайте детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
Сегодня я хотела бы затронуть ещё один важный вопрос , вопрос о культуре общения. Почему так остро стоит этот вопрос сегодня? Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы! Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители при нём говорят раздражённым тоном, как закричала на своего сына соседка, видит, как пнул сапогом подвернувшегося щенка и выругался обозлённый чем-то отец, то позже, и он начнёт грубить людям, срывать зло на слабом.
Умеют ли вести беседу наши дети? Культуре общения помогают простые правила:
- Не говорите о человеке плохо в его отсутствии.
- Не прерывайте бестактно разговор; если срочно нужно что-то спросить, то, прежде всего, необходимо извиниться.
- В разговоре неприлично выпячивать своё “я”.
- Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону или на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.
- Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.
- Находясь в компании, не следует шептаться.
- Помни: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.
И в заключении, хочу сделать вывод: “Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества. Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей. Исключим из речи детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов. Богатство языка познаётся через поэзию. Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Родительское собрание на тему: "Вредные привычки младших школьников"
Родительское собрание основано на фрагменте м/ма МАЛЫШ и КАРЛСОН....
Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...
Родительское собрание на тему:"Способы привлечения младших школьников к чтению".
Выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, ка...
Родительское собрание-деловая игра Развитие личности младшего школьника
Материалы для родительского собрания в начальной школе...
Материалы к родительскому собранию на тему "Режим дня младшего школьника"
Представленная работа содержит материалы к родительскому собранию на тему "Режим дня младшего школьника"...
План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива!...