ПРОГРАММА дополнительного образования «Почемучки» (возраст от 7 до 17 лет)
рабочая программа по теме
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karimova_k.r._pochemuchki_1.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное учреждение
Детский оздоровительный лагерь «Еланчик»
ЧУ ДОЛ «Еланчик» ОАО «ЧТПЗ»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Почемучки»
Возраст детей – 7-17 лет
Педагог дополнительного образования:
Каримова К.Р.
Делопроизводитель
Лаврентьева Н.Б.
2014 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Каримова Карина Ринардовна
- Тип программы - адаптированная
- Образовательная область - социальная практика
- Направленность деятельности - социально - педагогическая,
- Способ освоения содержания образования - исследовательский, творческий, эвристический, алгоритмический
- Уровень освоения содержания образования - общекультурный
- Уровень реализации программы - начальное, основное, общее
- Форма реализации - групповая
- Продолжительность реализации – 21 день
1. Пояснительная записка
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности готовой к расширению и углублению знаний.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство с приёмами работы и инструментами, применяемыми в практике создания продукта групповой деятельности и в учебной деятельности;
- знакомство с разными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности;
- создание на занятиях ситуации активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»;
- формирование умения следовать устным инструкциям (алгоритм действий);
- стимулирование познавательного интереса к родному краю через тематические викторины, конкурсы, игры, загадки, ребусы;
Развивающие:
- формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развивать предметно-образное, логическое, творческое, конструктивное мышление;
- развивать внимание, память, фантазию, воображение, сообразительность;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе;
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;
Воспитательные:
- формировать культуру поведения воспитанников;
- воспитывать внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении поставленных целей;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, расширять коммуникативные способности детей;
Прогнозируемые результаты:
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие предметно-образного, логического, творческого, конструктивного мышления детей;
- овладение различными способами мыслительной деятельности, и умение применять их в нестандартных ситуациях;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Главные принципы реализации программы
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные этапы занятий:
-Орг. момент: представление команд, разминка -1 тур.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.)
-Задания основного этапа-2 тур.
Возможность использования заданий с отсроченным вопросом, при этом условии задания как бы изначально ориентирует ребенка уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Использование метода придумывания и мозгового штурма заставляет активизировать мыслительную деятельность, полностью погрузиться в решение поставленной проблемы.
-Заключительный этап: супер игра - 3 тур
На этом этапе, на пике мозговой активности присутствуют заключительные задания повышенной сложности.
-Подведение итога игры.
Объявление и награждение победителей.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 105 часов. По ней обучаются учащиеся от 7 до 17лет. В соответствии с программными требованиями все задания разделены по уровню сложности и соответствуют своей групповой аудитории.
Обязательно наличие технического оснащения, музыкального сопровождения, мягких ковров, наглядного, раздаточного материала.
Методические рекомендации:
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Техника безопасности
Инструкция по электробезопасности:
- неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности.
- уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы;
- не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками;
- ни когда не тяните за электрический провод руками, может случиться короткое замыкание;
- ни в коем случае не подходите к оголенному проводу, и не дотрагивайтесь до него. Может ударить током;
- нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой;
- не используйте бумагу или ткань в качестве абажура или электролампочек.
Противопожарная безопасность:
- не зажигать в комнатах свечи, спички и другие предметы;
- в случае обнаружения объекта возгорания немедленно сообщить об этом вожатому, воспитателю, дежурному администратору.
Тематический план
Возраст 7-17
День | Название темы | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Кол-во часов | |
1день | Вводное занятие | Вводное занятие. Знакомство с деятельностью кружка, правилами внутреннего распорядка. Проверка уровня знаний учащихся. | 5 | |||
2 день | День литературы | Викторина по детским произведениям | Викторина по произведениям Г.Х. Андерсена | Викторина по произведениям школьной программы | 5 | |
3 день | Игра по сказам П.П.Бажова | Каменный цветок | 5 | |||
4 день | Олимпийские игры | Интеллектуальное шоу "Своя игра" | 5 | |||
5 день | День Ребусов | Учимся разгадывать ребусы | Разгадываем ребусы | 5 | ||
6 день | Занимательное стихосложение | Литературный конкурс по творчеству А.С. Пушкина | 5 | |||
7 день | акростих | месостих | телестих | 5 | ||
8 день | месостих | телестих | тавтограмма | 5 | ||
9 день | Брейн ринг | Окружающий мир | География | Экология | 5 | |
10 день | Умники и умницы | Окружающий мир | История | Обществозна ние | 5 | |
11 день | Самый умный | Лагерь "Еланчик" | 5 | |||
12 день | Викторина о Южном Урале | Города | Достопримеча тельности | Знаменитые люди | 5 | |
13 день | Викторина о Челябинске | Район, в котором я живу | Архитектура | Вклад в историю и культуру страны | 5 | |
14 день | Интерактивная игра | Что? Где? Когда? | Древний мир | 5 | ||
15 день | Своя игра (Россия) | задачки на смекалку | своя игра (Россия) | 5 | ||
16 день | Деловая игра | ТРИЗ | «Твой закон – твоя защита» | 5 | ||
17 день | Игра «Эрудит» | В здоровом теле - здоровый дух | 5 | |||
18 день | Викторина по сказам П.П.Бажова | Огневушка-поскакушка | Золотой волос | Про великого Полоза | 5 | |
19 день | Игры с буквами | Разнообразные игры с буквами | 5 | |||
20 день | День изобретений | «Изобретение» предмета для облегчения жизни | 5 | |||
21 день | Подведение итогов всей смены, проведение игр по всем пройденным темам | 5 | ||||
Итого: | 105 |
Материально – техническое обеспечение
(ТСО, оборудование и материалы)
- Экран для проекции презентаций
- Ноутбук
- Стенд для размещения результатов викторин, конкурсов
- Кабинет для проведения занятий
- Канцелярия (маркеры 5 шт., пачка бумаги, картон)
Литература
1.Ген. Г. Я., Ковальчук Н. Е., Леонова Е. В., Ляшко Т. В., Тетенькина Е. В. Сказочные путешествия. Сборник развивающих занятий. - Об.: Интерколледж, 1997.
2.Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев. – М, 2011. 45с
3.Ресурсы сети интернет
4.Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.
Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....
Программа дополнительного образования "Почемучки"
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данн...
Программа дополнительного образования "Почемучки"
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данн...
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...
Программа дополнительного образования «Эрудит» возраст обучающихся 8-10 лет
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...