ПРОГРАММА дополнительного образования «Почемучки» (возраст от 7 до 17 лет)
рабочая программа по теме

Каримова Карина Ринардовна

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karimova_k.r._pochemuchki_1.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Частное учреждение

Детский оздоровительный лагерь «Еланчик»

ЧУ ДОЛ «Еланчик» ОАО «ЧТПЗ»

ПРОГРАММА

 

дополнительного образования

«Почемучки»

Возраст детей – 7-17 лет

Педагог дополнительного образования:

Каримова К.Р.

Делопроизводитель

Лаврентьева Н.Б.

2014 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Каримова Карина Ринардовна

  • Тип программы  - адаптированная
  • Образовательная область - социальная практика
  • Направленность деятельности - социально -  педагогическая,
  • Способ освоения содержания образования - исследовательский, творческий, эвристический, алгоритмический
  • Уровень освоения содержания образования - общекультурный
  • Уровень реализации программы - начальное, основное, общее
  • Форма реализации - групповая
  • Продолжительность реализации – 21 день

1. Пояснительная записка
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности готовой к расширению и углублению знаний.

Задачи программы:

Образовательные:

  • знакомство с приёмами работы и инструментами,  применяемыми в  практике создания продукта групповой деятельности и в учебной деятельности;
  • знакомство с разными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности;
  • создание на занятиях ситуации активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»;
  • формирование умения следовать устным инструкциям (алгоритм действий);
  • стимулирование познавательного интереса к родному краю через тематические викторины, конкурсы, игры, загадки, ребусы;

Развивающие:

  • формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

  • развивать предметно-образное, логическое, творческое, конструктивное мышление;
  • развивать внимание, память, фантазию, воображение, сообразительность;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе;
  • развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;

Воспитательные: 

  • формировать культуру поведения воспитанников;
  • воспитывать внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении поставленных целей;
  • воспитывать  чувство товарищества и взаимопомощи, расширять коммуникативные способности детей;

Прогнозируемые результаты:

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие предметно-образного, логического, творческого, конструктивного мышления детей;

- овладение различными способами мыслительной деятельности, и умение применять их в нестандартных ситуациях;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Главные принципы реализации программы

  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения

В процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные этапы занятий:

-Орг. момент: представление команд, разминка -1 тур.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.)

-Задания основного этапа-2 тур.

Возможность использования заданий с отсроченным вопросом, при этом условии задания как бы изначально ориентирует ребенка уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Использование метода придумывания и мозгового штурма заставляет активизировать мыслительную деятельность, полностью погрузиться в решение поставленной проблемы.

-Заключительный этап: супер игра - 3 тур

На этом этапе, на пике мозговой активности присутствуют заключительные задания повышенной сложности.

-Подведение итога игры.

Объявление и награждение победителей.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 105 часов. По ней обучаются учащиеся от 7 до 17лет. В соответствии с программными требованиями все задания разделены по уровню сложности и соответствуют своей групповой аудитории.

Обязательно наличие технического оснащения, музыкального сопровождения, мягких ковров, наглядного, раздаточного материала.

Методические рекомендации:

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Техника безопасности

Инструкция по электробезопасности:

  • неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности.
  • уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы;
  • не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками;
  • ни когда не тяните за электрический провод руками, может случиться короткое замыкание;
  • ни в коем случае не подходите к оголенному проводу, и не дотрагивайтесь до него. Может ударить током;
  • нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой;
  • не используйте бумагу или ткань в качестве абажура или электролампочек.


Противопожарная безопасность:

  • не зажигать в комнатах свечи, спички и другие предметы;
  • в случае обнаружения объекта возгорания немедленно сообщить об этом вожатому, воспитателю, дежурному администратору.

Тематический план

Возраст 7-17

День

Название темы

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Кол-во часов

1день

Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с деятельностью кружка, правилами внутреннего распорядка.

Проверка уровня знаний учащихся.

5

2 день

День литературы

Викторина

по детским произведениям

Викторина по произведениям Г.Х. Андерсена

Викторина по произведениям школьной программы

5

3 день

Игра по сказам П.П.Бажова

"Каменный цветок"

Малахитовая шкатулка

Медной горы хозяйка

Каменный цветок

5

4 день

Олимпийские игры

Интеллектуальное шоу "Своя игра"

5

5 день

День Ребусов

Учимся разгадывать ребусы

Разгадываем ребусы

5

6 день

Занимательное стихосложение

Литературный конкурс

по творчеству А.С. Пушкина

5

7 день

акростих

месостих

телестих

5

8 день

месостих

телестих

тавтограмма

5

9 день

Брейн ринг

Окружающий мир

География

Экология

5

10 день

Умники и умницы

Окружающий мир

История

Обществозна

ние

5

11 день

Самый умный

Лагерь "Еланчик"

5

12 день

Викторина о Южном Урале

Города

Достопримеча

тельности

Знаменитые люди

5

13 день

Викторина о Челябинске

Район, в котором я живу

Архитектура

Вклад в историю и культуру страны

5

14 день

Интерактивная игра

Что? Где? Когда?

Древний мир

5

15 день

Своя игра (Россия)

задачки на смекалку

своя игра  (Россия)

5

16 день

Деловая игра

ТРИЗ

«Твой закон – твоя защита»

5

17 день

Игра «Эрудит»

В здоровом теле - здоровый дух

5

18 день

Викторина по сказам П.П.Бажова

Огневушка-поскакушка

Золотой волос

Про великого Полоза

5

19 день

Игры с буквами

Разнообразные игры с буквами

5

20 день

День изобретений

«Изобретение» предмета для облегчения жизни

5

21 день

Подведение итогов всей смены, проведение игр по всем пройденным темам 

5

Итого:

105

Материально – техническое обеспечение

(ТСО, оборудование и материалы)

  1. Экран для проекции презентаций
  2. Ноутбук
  3. Стенд для размещения результатов викторин, конкурсов
  4. Кабинет для проведения занятий
  5. Канцелярия (маркеры 5 шт., пачка бумаги, картон)

Литература

1.Ген. Г. Я., Ковальчук Н. Е., Леонова Е. В., Ляшко Т. В., Тетенькина Е. В. Сказочные путешествия. Сборник развивающих занятий. - Об.: Интерколледж, 1997.

2.Григорьев, Д.В.  Программы внеурочной деятельности: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев. – М, 2011. 45с

3.Ресурсы сети интернет

4.Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

Программа дополнительного образования "Почемучки"

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данн...

Программа дополнительного образования "Почемучки"

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данн...

Программа дополнительного образования «Эрудит» возраст обучающихся 8-10 лет

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...