Методическая разработка. Презентация + конспект "Конституция РФ"
материал

Саркисова Светлана Васильевна

Презентация + конспект  "Конституция РФ" для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klassnyy_chas.den_konstitutsii.ppt1.62 МБ
Microsoft Office document icon konstitutsiya_rf.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

20-летие Конституции Российской Федерации

Слайд 2

С И Р С Я О РОССИЯ

Слайд 3

РО СС ИЯ

Слайд 4

символы России Гимн

Слайд 5

Герб – отличительный знак (эмблема) государства, города, рода. Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. В лапах у орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом на верху

Слайд 6

Наш флаг (знамя)-имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий - небо, верность и правду. Красный – храбрость. Государственный флаг России утвержден 22 августа 1991 года.

Слайд 7

Гимн – торжественная песня или просто мелодия – символ государства. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча или подпевают. С января 2001 года Государственным гимном стал текст С.В. Михалкова на музыку А. Александрова.

Слайд 8

Российская Федерация



Предварительный просмотр:

        

Разработка классного часа

на тему «Конституция Российской Федерации»

учитель начальных классов ГБОУ школы № 371 города Санкт-Петербурга

Саркисова Светлана Васильевна

Цель. Расширение знаний и представлений о государственной символике.

Задачи:

популяризовать государственные символы РФ;

знакомить со значением государственных символов РФ;

развивать познавательные способности;

формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

воспитывать уважение к символам государства.

Наглядные пособия: Конституция РФ.

Материалы: печатный раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ЭОР: презентация «20 лет Конституции».

Ход классного часа

Постановка цели классного часа. 

Слайд 1.

-Добрый день, ребята! Я поздравляю вас с началом нового учебного года! В этом году, 12 декабря, исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наш Урок Знаний сегодня посвящается этой теме.

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о Конституции Российской Федерации, о символах России.

- Как называется страна, в которой мы живём?

Слайд 2.

Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.

 - Назовите столицу нашего государства?

Слайд 3.

Город – герой Москва.

- Какие народы живут в России?

Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

Слайд 4.

Учитель.Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 2 класса тоже являетесь гражданами РФ.. Все мы должны знать и выполнять Конституцию своего государства.

Учитель. Наш  классный час начнём под звуки гимна РФ. Прошу всех встать!

Звучит гимн.

-Кто знает,  что такое Конституция?

Это основной закон нашего государства по которому мы живём. Он закрепляет права и свободы человека и гражданина, его обязанности,  столицу государства и государственную символику.

Слайд 5.

Учитель. Конституция, по которой мы живём, была утверждена 12 декабря 1993 года. - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Игра «Да! Нет!»

-Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – хором говорим: «Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на образование?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон право на медицинскую помощь?

– Да!

По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд.

Учитель.

-Прочитайте основные права гражданина, записанные в Конституции.

Слайд 7.

Учитель.

-А теперь давайте применим Конституцию к сказкам.

Какое право нарушила Лиса в сказке «Заюшкина избушка»?

Каким правом воспользовался Буратино, когда пошёл в школу?

Какое право нарушил Кощей Бессмертный, когда похитил Василису Прекрасную?

Каким правом пользовались звери, когда приходили  к доктору Айболиту?

Какое право нарушил Волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

Каким правом воспользовался Наф-Наф из сказки «Три поросёнка»?

А какое право в этой сказке нарушил Волк?

Учитель.

        -В Конституции закреплены символы нашего государства: гимн, герб, флаг.

ГИМН.

-Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

  1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Он закреплён Конституцией.

  1. Гимн  звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

  1. .Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

  1. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову

  1. Он  был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Раздать текст гимна.

Учитель. Сейчас прозвучит  гимн РФ. Прошу всех встать!

Звучит гимн.

Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.

Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают людей, вселяют в них чувство гордости за свою Родину. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Гимн-это один из символов каждого государства.

-- А какие символы в нашей стране ещё вы знаете?

Флаг, герб.

-Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Символы Российской Федерации .

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого

народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

ГЕРБ. 

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

Учитель.

-Посмотрите на наш герб. Что вы на нём видите?

Слайд 8.

Учитель. 

На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, они символизируют единство страны.

-Что находится в лапах у орла?

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Чем защищена грудь орла?

 Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

-А  где  можно увидеть герб?

Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах. 

Учитель.

-Отгадайте загадку.

Зачитывает стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!

Слайд 9.

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

-Что вы знаете о Российском Флаге ?

Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.

 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что означают  цвета нашего флага?

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

Президент.

Слайд 10.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Слайд 11.

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации - городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.

Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

 Слайд 12.

На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

Как вы понимаете слово «инаугурация»?

Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами):

Слайд 13.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.

Слайд 14.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»

Итог классного часа.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового  узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка+презентация классного часа"Первый раз в 1класс"

Сценарий праздника+ презентация для первоклассников ко Дню Знаний "Первый раз в 1 класс". В празднике принимают участие дети, родители, сказочные персонажи....

Методическая разработка.Презентация к дню "Семьи и школы".

Я предлагаю вам презентацию о том, чем мы занимались с ребятишками моего класса во внеурочное время....

Методическая разработка - презентация "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: поэма А.С. Пушкина "Руслан  и  Людмила"...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»...

Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".

Конспект  разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....

методическая разработка " День рождения Конституции"

классный час для учащихся начальной школы, расширить представление о появлении Конституции....

Методическая разработка воспитательного мероприятия: «Конституция – основной закон государства»

Методическая разработка представляет собой конспект внеурочной деятельности во основным вопросам Конституции РФ,...