Деятельность по созданию системы класса
методическая разработка по теме

Кочетова Элла Геннадьевна

Доклад о пошаговом создании системы класса  в начальной школе условиях требований ФГОС начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Кочетовой Эллы Геннадьевны, учителя начальных классов МБОУ ОШ № 2 р.п.Хор,

по теме « Обновление содержания образования и внедрение эффективных педагогических технологий в начальной школе в условиях требований ФГОС начального общего образования»

НАПРАВЛЕНИЕ: Деятельность по созданию модели воспитательной системы класса «Путь к успеху»

1этап - изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

Задачи:

Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

Определить уровень  сформированности, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

Выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнь класса.

2 этап - создание модели воспитательной системы класса - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

Задачами системы воспитания избраны следующие:

Способствовать формированию в классе комфортной, духовно богатой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.

Сохранять душевное здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

Помогать ему познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности.

Учить детей конструктивно действовать в сложных ситуациях, адекватно и культуросообразно выражать свои чувства и мысли.

3 этап - формирование механизма построения и функционирования воспитательной системы.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА «ПУТЬ К УСПЕХУ»

Цель: создание атмосферы защищенности в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и дальнейшем развитии индивидуальности детей.

Задачи:  подготовка подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских,

               геосоциальных, интерсоциальных и саморегулятивных ролей.  

Этапы воспитания:

  • 1  этап ( 1-2- классы) – этап развития совместной деятельности;
  • 2  этап (3-4- классы) – этап обособления школьника, начало индивидуализации.

Реализация данной системы предполагает организацию работы школы в режиме полного дня.

Школа полного дня – это:

  • Оптимальное сочетание учебных занятий и внеурочной развивающей деятельности школьников;
  • Ликвидация воспитательного «вакуума», созданного вокруг подрастающего поколения;
  • Создание в школе  благоприятной воспитательной среды, позволяющей каждому ученику максимально полно реализовать свои способности и интересы;
  • Реализация индивидуально-личностного, деятельностного и аксиологического принципов образования.

      Воспитательная система «Путь к успеху» включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока.

Учреждения дополнительного образования

  • Детская школа искусств
  • Детский оздоровительный центр «Икар»

Учреждения культуры

  • Дом культуры
  • Детская районная библиотека
  • Школьный музей (1,3 школы)

        

__________________________________________________________________________________________________________

Конечная цель воспитательной работы заключается в том, чтобы в результате педагогических усилий возник предполагаемый  образ выпускника начальной школы:

Основные принципы организации воспитательного процесса.

  1. «Святая наука – расслышать друг друга».

Работа по воспитанию культуры речи (ребенок – ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель, ребенок – взрослый).

Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

     2.«Не требуй от ребенка больше того, что он может».

           Формирование у учащихся добросовестного и прилежного отношения к учебе с учетом возрастных особенностей

           детей.

     3.   «Всему надо учить: и любить, и ненавидеть».

           Проведение классных часов и внеклассных мероприятий с целью формирования гражданской позиции ребенка:

           раскрыть негативные стороны наркомании, токсикомании, алкоголизма, детской преступности.

     4.   «Если не я, то кто же?»

           Участие в общественнополезной жизни класса.

           Участие в школьных мероприятиях.

     5.   «Я не знаю другого превосходства, кроме доброты».

            Участие в благотворительных акциях. Помощь в учебе отстающим ученикам.

            Доброта, терпение – средства общения людей.

     6.   «Не навреди!»

           Ребенок – личность.

           Классный руководитель – посредник между учеником и учителем, родителем и учителем.

Виды деятельности.

Формирование коллектива.

1. Самоуправление.

2. Влияние на межличностные отношения.

3. Традиции коллектива.

Организация деятельности через реализацию программ

«Здоровье», «Взаимодействие», «Учение», «Досуг», «Нравственность»

Развитие личности.

1. Индивидуальная работа.

2. Работа с учителями.

3. Работа с родителями.

4. Изучение личности.

Программа «Учение»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

Читательские конференции.

Тематические недели.

Экскурсии познавательного характера.

Проект «Знание – сила!», начиная со 2-го класса

Экспериментальная деятельность.

 Проект «Земля и ее соседи»:

Проект «Путешествие в хлебную страну»:

Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:

Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Программа“Взаимодействие”

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:

-Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:

социометрия;

диагностика «10 моих Я»;

-игра «Путешествие по морю любимых занятий»

-тренинги по общению (школьный психолог разработала программу занятий с ребятами);

-практикумы по этикету (“Азбука вежливости или Этикет на каждый день”, “Как зависть душу разъедает”).

-беседы по общению (“Как научиться уважать людей”, “Искусство каждодневного общения” и др.);

коллективные творческие дела (“огоньки”, вечера отдыха).

- проект «Доброта спасет мир».

Программа «Здоровье»

        

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

1.Проект «Спорт нам поможет силы умножить»

2. Спортивные праздники и соревнования.

3. Недели здоровья.

4. Походы выходного дня.

5. Проект «Азбука безопасности»

Программа «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;

воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

1. День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».

2. День памяти юного героя антифашиста.

3. Проект «Они защищали Родину»:

урок памяти «Запомни, этот город- Ленинград»;

работа над созданием «Книги памяти»;

конкурс рисунков, газет, плакатов;

выпуск газеты о городе-герое;

просмотр художественных и документальных фильмов

4. Проект«Наш дом - Россия»

5. Проект «Мир, в котором мы живем»

Программа «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

Культпоходы в театр, на концерты.

Посещение кружков, секций, студий.

Классные собрания:

  создание законов;

  распределение поручений

Проект «Звездопад успеха».

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

развитость креативных способностей учащихся;

проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;

модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

методика «Герб класса»;

социометрические методы;

тест «Цветок настроения»;

сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;

анкета «Я и моя школа»;

творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

В  процессе воспитательной деятельности используются следующие технологии:

Технология групповой проблемной работы используется, например, при выработке законов школьной жизни.

Этапы реализации технологии групповой проблемной работы:

1. Создание проблемной ситуации

На основе проведенного анкетирования зачитываются мнения школьников о жизни в школе, о том, как можно сделать ее лучше, выдвигается проблема, то есть противоречие между имеющимся и желаемым.

2. Постановка задачи при помощи наводящих вопросов; предлагаются идеи выработки законов школьной жизни

3. Формулировка законов

Педагог предлагает в безальтернативной форме порядок разработки законов школьной жизни: «Пусть сначала каждый решит и напишет, какие три главных закона будут в нашей школе, чтобы от их выполнения всем было лучше, а потом мы объединим эти законы».

4. От индивидуального продукта – к групповому

После написания индивидуальных списков законов продолжается работа в парах, когда из шести индивидуальных правил предлагается сделать список из трех законов. Затем все повторяется, но теперь из шести парных правил создается перечень трех законов и т.д.

5. Продукт проблемной работы

В итоге появляется список законов, предложенных группами. Если их слишком много, подключается метод мягкого ранжирования. Подсчет голосов (каждый выбор группы – 1 голос) позволяет привести кодекс в удобный вид. Этот список ярко оформляется и предъявляется  для внедрения в школьную жизнь.

Технология коллективных творческих дел, как обычно, имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ и решение о последствии.

После принятия решения о проведении коллективного дела, например традиционного «Дня именинника»,  классный коллектив делится на группы, которые вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение КТД опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Технология информационного зеркала подразумевает осуществление действий учащихся через информацию, поданную в графическо-настенной форме. Большую роль в реализации данной технологии играет министерство печати, освещающее события жизни школы и города. Желаемый результат «информационного зеркала» – опыт активного отношения к публичной графической информации, сопровождаемый различными эффектами: формированием, изменением тех или иных позиций ребят; динамикой отношений ребят в связи с задаваемым «информационным зеркалом» содержанием. Таким «информационным зеркалом» может быть газета, в которой будут оглашаться результаты победителей конкурсов по номинациям в классах.

Педагогическую поддержку программы «Путь к успеху» также  должны осуществлять психологическая служба школы, медицинская служба, классные руководители, воспитатели ГПД,  руководители кружков, которые выполняют диагностическую, прогностическую, корректирующую функции на пути становления успешной личности на основе личного портфолио ученика.

        Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной, проектной и др.

Предполагаемые результаты воспитательной программы:

  1. Вступление ребенка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника;
  2. Овладение навыками нового вида деятельности – учения;
  3. Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной и неурочной деятельности;
  4. Формирование базовых способностей;
  5. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Пример планирования воспитательной работы в рамках программы воспитания

1 КЛАСС

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

     В 1 классе обучается ____ учащихся: из них ___ мальчиков и ___ девочек. Дети пришли в 1 класс, имея средний уровень готовности к обучению в школе. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. В классе ___ детей умеют читать, считать до 10 и обратно. Имеют развитые пространственные представления. Понимают значения слов «больше». «меньше», «столько же».

     Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированости познавательного интереса. К таким учащимся можно отнести ______________ .

     В классе есть дети, которые пока присматриваются, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, правильно выполняют задания, осознанно воспринимают новый материал. Это ___________________ .

     В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся относятся ___________ .

     И, конечно же, в классе есть «молчуны», на уроках редко проявляют себя, хотя на переменах общительны: это ______________ ; задиристы, на переменах очень активны ________________ .

     Данные медицинского обследования показали, что большая половина детей класса имеют средний уровень физического развития, у ______ ослабленное зрение. Выявлены дефекты произношения у _____________ . в классе есть леворукие дети: это __________________________ .

     ___ детей из малообеспеченных семей. _____ воспитываются в неполных семьях и ___ из многодетной семьи.

     В семьях родителей занимаются воспитанием детей, в них созданы все необходимые условия для занятий дома. Родители заинтересованы школьной жизнью. Неблагополучных семей не выявлено.

План воспитательной работы.

Цель: развитие духовно-нравственных и творческих сил ребенка, создание оптимальных условий для самораскрытия.

Воспитательные задачи:

  • Вооружать учащихся учебными умениями и навыками, знаниями о морали и раскрытии ее сущности;
  • Расширять кругозор ребят, удовлетворять их любознательность в познании окружающего мира;
  • Воспитывать чувство сопереживания, понимания другого, познание самого себя через мир близких людей и мир вещей, через призму собственного миропонимания;
  • Работать над воспитанием дружеских взаимоотношений между детьми, над сплочением детского коллектива;
  • Формировать у родительской общественности правильные педагогические взгляды на воспитание детей.

Формирование коллектива.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Самоуправление

Выборы классного актива, командира, формирование микрогрупп «Лучики».

Разговор «Как я дежурил сегодня».

Подведение итогов «Лучший дежурный».

Оформление уголка класса.

Оформление портфолио «Наш класс».

Собрание «Что такое поручение?»

Смена поручений.

Анкетирование «Мое поручение».

Проектная работа «Вот так мы живем».

Влияние на межличностные отношения

Анкетирование «Комфортно ли ребенку в школе».

Анкетирование родителей.

Выявление лидеров.

Социометрия.

Выявление лидеров в классном коллективе:

а) социометрия;

б) игра «Морские командные учения».

Традиция «теплых писем» - поддержка, сочувствие, одобрение.

Кл. собрание «Права и обязанности школьника».

Собрание «Обсуждение результативности деятельности учащихся».

Традиции коллектива

Поздравления с днем рождения.

Познакомить с традициям, которые живут в школе.

День именинника – праздник.

Готовим подарки своими руками.

Вырабатываем законы жизни класса.

Экскурсия на природу.

Поздравление с днем рождения «Я пришел в этот день в этот мир».

Праздник «Ода книге».

Цель: показать значение книги в жизни человека.

Организация деятельности.

Реализация программ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

«Взаимодействие»,

Работа над правилами поведения в классе, в школе.

Школа поручений: Что такое поручение, как его выполнять.

Организация дежурства в классе.

Работа по привитию навыков самообслуживания «В гостях у Мойдодыра».

Беседа «Не стесняйся доброты своей».

Классный час «Я, мои друзья, моя семья».

Беседа «Я и класс, в котором я живу».

Беседа «Цени доверие других».

 «Учение»,

Праздник «День Знаний».

Праздник «Посвящение в ученики».

«Введение в школьную жизнь»

Анкетирование «Я - ученик», «Каков я в школе?»

Диагностика мотивации обученности.

Классный  час  «Знание - сила?!»

Выставка справочной и энциклопедической литературы «Все обо всем».

«Нравственность»

Экскурсия в осенний лес.

Разведка осенних примет.

Сбор листьев для гербария.

Экологическая азбука.

Подготовка к празднику «Здравствуй, зимушка-зима».

Классный час «Знатоки природы».

Лесные приключения зимой.

Час общения «Добрые слова о моей игрушке».

Праздник «День матери».

«Досуг»,

Рисуем осень.

В гостях у осени.

Лепка из пластилина мухомора.

Чтение книг.

Конкурс на лучшего загадчика и отгадчика.

Работа а Мастерской Деда Мороза.

Рисуем зиму.

Выпуск «Новогодней газеты»

«Здоровье»,

Разучивание спортивных подвижных игр.

Проведение динамического часа.

Спортивный конкурс «Самый быстрый и ловкий».

Разучивание подвижных игр.

Развитие личности.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Индивидуальная работа

Изучение материалов медицинского обследования.

Составление индивидуальных характеристик.

Работа с учителями класса

Родительское собрание «Первые шаги ребенка в школе».

Знакомство детей с учителями-предметниками.

Посещение урока ИЗО, беседа с учителем об уровне усвоения материала, о выполнении работ детьми.

Работа с родителями

Родительское собрание «Первые шаги ребенка в школе».

Анкетирование родителей.

Выборы родительского комитета.

Посещение семей учащихся.

Собрание «Наши общие дела».

Консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться».

Изучение личности

Выявление общего кругозора школьника, интересов, склонностей, культура речи.

Выявление особенностей темперамента.

Конкурс «Я в моем классе».

Анализ работы за учебный год.

     Дети переступили порог школы, достигнув возраста 6-7 лет; они имеют за плечами необходимый запас знаний. Этот шаг в мир знаний совпадает с биологически кризисным периодом.

     К детям предъявляется целый ряд требований. Которым они смогут следовать только при условии мобилизации своиз физических и психических ресурсов. Поэтому детям дается время на адаптацию к школе.

     Период адаптации к школе у большинства детей прошел безболезненно. В классе есть ребята, у которых достаточный словарный запас, правильно произносят все звуки, умеют выразить свою мысль. У них устойчивое внимание, хорошая способность работать. Это ________________ .

     Есть группа ребят с дефектами речи: это _______________________. У многих ребят несовершенен двигательный аппарат, плохая координация движений, быстрая утомляемость, поэтому ребята на уроках быстро уставали. Есть ребята, у которых слабо развиты мышцы кистей рук. Это ________________ .

     В классе есть дети, которые не умеют контактировать со своими сверстниками. Наблюдались ссоры между детьми.

     Первый год обучения выявил детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса.

2 КЛАСС

План воспитательной работы.

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальной личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и

           традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности обучающихся;
  • Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации;
  • Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
  • Формировать у обучающихся экологическое мышление в учебной и внеучебной работе.

3 КЛАСС

План воспитательной работы.

Цель: Создать условия для духовного, нравственного и физического развития ребенка, для реализации творческого потенциала каждого учащегося.

Воспитательные задачи:

  • Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
  • Способствовать развитию познавательных процессов и  интересов личности обучающихся;
  • Формировать экологическое мышление в учебной и внеучебной работе;
  • Помочь ребенку быть таким, каким он хочет быть, а не таким, каким его хотят видеть другие, то есть помочь осуществить право быть самим собой.

4 КЛАСС

План воспитательной работы.

Цель: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;
  • Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
  • Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
  • Формировать у учащихся экологическое мышление в учебной и внеучебной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Воспитательная система класса – создание благоприятных условий для развития нравственной культуры личности ребенка.

Создание воспитательной системы класса, способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлено на воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотруд...

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

Программа воспитательной системы класса "Создание основ самоуправления"

Образец разработки программы воспитательной системы класса для начальной школы, рассчитанный на 4 года работы....

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...