Программа летнего трудового лагеря
методическая разработка на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в посёлке как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей – опекаемые.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастном отряде с наполняемостью до 10 человек.
Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 7-х и 8-х классов на 9 календарных дней.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для максимальной реализации творческих и интеллектуальных потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление.
ЗАДАЧИ:
- закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;
- популяризация здорового образа жизни;
- формирование культуры межличностного общения;
- профилактика асоциального поведения;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_programma_lagerya_truda_i_otdyha_solnyshko.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Шадринская ООШ __________________________ Приказ №___от «___»_______2015г |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шадринская ООШ
Программа
лагеря труда и отдыха
СОЛНЫШКО
Возраст детей: 14 - 16 лет;
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
Гардт Татьяна Владимировна
с .Шадрино
2015
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. | Направление программы | спортивно – оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально- адаптационное. |
2. | Полное название программы | Программа лагеря труда и отдыха «Олимпик» при МБОУ Шадринская ООШ |
3. | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шадринская |
4. | Организаторы программы | Педагогический коллектив ООШ МБОУ Шадринская ООШ |
5. | ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона | Гардт Т.В. учитель начальных классов |
6. | Цель программы | Создание оптимальных условий для максимальной реализации творческих и интеллектуальных потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление. |
7. | Задачи | -закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период; -популяризация здорового образа жизни; -формирование культуры межличностного общения; -профилактика асоциального поведения; формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала |
8. | Ожидаемый результат | -Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей; -Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря; -Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения; -Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка |
9. | Место реализации программы | МБОУ Шадринская ООШ |
9. | Адрес, телефон | Алтайский край, Калманский район, с. Шадрино, ул. Кировская 76, |
8. | Количество участников программы | 1 смена – 10 учащ. |
9. | Возраст участников программы | 14 -16 лет |
10. | Сроки реализации | 1 смена - 01.06.14-11.06.14г |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в посёлке как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей – опекаемые.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастном отряде с наполняемостью до 10 человек.
Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 7-х и 8-х классов на 9 календарных дней.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для максимальной реализации творческих и интеллектуальных потребностей и интересов учащихся школы, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление.
ЗАДАЧИ:
- закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;
- популяризация здорового образа жизни;
- формирование культуры межличностного общения;
- профилактика асоциального поведения;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Этапы и виды деятельности | Сроки реализации |
1 | Подготовительный этап
7- 8 – х классах по планированию летней занятости детей;
| апрель – май апрель – май |
3.Подготовка территории и помещений для работы лагеря
| июнь | |
Организационный этап
| июнь | |
2 | Основной этап
| Июнь |
3 | Заключительный этап
| июнь |
СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 14 - 16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отряде до 10 человек.
ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОГРАММЫ
В разработке программы приняли участие педагогический коллектив школы, Лидеры школьного самоуправления, члены родительской общественности, специалисты служб и учреждений района:
- Отдел образования администрации Калманского района
- МБОУ Шадринская ООШ
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МБОУ Шадринская ООШ, спортивная площадка, актовый зал, кабинеты: библиотека, спортивный зал.
- Оборудование. Для успешной реализации программы используется:
- Перчатки для сельскохозяйственных работ
- Садовый и уборочный инвентарь
- Спортивный инвентарь
- Аппаратура
- Предметы быта
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В реализации программы участвуют:
- - начальник лагеря, руководитель программы;
- - воспитатели ;
- - повар.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- - наличие необходимой документации
- - программы деятельности и план работы на смену
- - проведение инструктивно-методических совещаний
- - памятки и инструктивные карты для воспитателей
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление деятельности | Формы работы |
Нравственно-этическое | Часы общения Этические праздники и игры |
Художественно-эстетическое | Праздники Конкурсы |
Спортивно-оздоровительное | Утренняя зарядка Соревнования Эстафеты |
Общественно-полезная деятельность | Озеленение школьного двора Трудовые десанты Экологические десанты |
Досуговая деятельность | Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
- Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;
- Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.
Направление | Ожидаемые результаты | Критерии | Методы |
Патриотическое |
|
| Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Посещение музея. Выставки детских работ. |
Спортивно-оздоровительное |
|
| Антропометрические показатели. Педагогическое наблюдение. Анкетирование. |
Досуговое |
полноценного культурного досуга воспитанников.
|
| Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников). Анкетирование. Беседы. |
Творческое |
|
| Наблюдение. Выставки: уровень работ, количество работ. Участие в конкурсах и концертах. Уровень проведения КТД. |
Социально- адаптационное |
|
Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.
| Педагогическое наблюдение. Беседа. Анкетирование. |
Трудовое |
|
| Наблюдение. Смотр объектов труда. Оценка деятельности труда. |
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.
2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.
3. Медицинский осмотр учащихся.
4. Психологические тесты.
5. Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.
6. Оформление фотогазеты.
ПЛАН РАБОТЫ
| Мероприятие |
1 день (1.06.15) | ∙ Открытие лагеря труда и отдыха ∙ Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД ∙ Распределение обязанностей среди обучающихся. Выбор органа детского самоуправления - Совет лагеря ∙ Определение законов лагеря ∙ Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование
|
2 день (2.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – благоустройство территории школы ∙ Оформление летописи Лагеря
документальных. |
3 день (3.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – благоустройство цветника ∙ Оформление летописи Лагеря ∙ Беседа по ЗОЖ |
4 день (6.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – ремонт изгороди пришкольного участка ∙ Оформление летописи Лагеря ∙ Технологические игры на сплочение коллектива. |
5 день (7.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке ∙ Оформление летописи Лагеря ∙ Спортивная программа «Я самый, я самая…» |
6 день (8.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – благоустройство территории школы ∙ Оформление летописи Лагеря ∙ Спортивные игры -волейбол |
7 день (9.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – работа по дизайну школьного двора. ∙ Оформление летописи Лагеря ∙ Просмотр фильмов документальных, художественных и других, пропагандирующих здоровый образ жизни, анкетирование подростков на тему «Профилактика наркомании. Мое отношение к алкоголизму и наркомании»- ролевые игры |
8 день (10.06.15) | ∙ «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке ∙ Оформление летописи Лагеря ∙ Спортивные игры- футбол |
9 день (11.06.15) |
Ярмарка «Волшебный сундучок», награждение воспитанников памятными подарками. Подведение итогов смены |
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
- ЗАКОН ДРУЖБЫ
Отряд - это сила, отряд - это мощь,
Когда есть кому в коллективе помочь.
Скажу без утайки, ребята, без лести:
Где слаб я один, там сделаем вместе!
- ЗАКОН ЧЕСТИ
Работай с отдачей, добросовестно, честно,
Тогда результат всем понятен, известен:
Цели добьешься, порадуешь всех.
Ждет же отряд твой - только успех!
- ЗАКОН ДОСТИЖЕНИЙ
Пусть порой не хватает сноровки -
Овладеем наукой труда!
Наш отряд в рабочей спецовке
Не отступит с пути никогда.
- ЗАКОН НЕРАВНОДУШИЯ
Если искренне желаешь свое счастье обрести,
Мимо страждущих и слабых ты старайся не пройти.
Подари кусочек сердца людям, городу, друзьям.
Пусть душа твоя стремится только к праведным делам.
- ЗАКОН ТРУДА И ОТДЫХА
Если все ж устал ты вдруг,
Сделай паузу, мой друг.
Ты с отрядом отдохни:
Конкурс, игры проведи.
Пообщайся неформально -
Это тоже актуально.
Ведь работать веселей,
Когда рядом сто друзей.
Анкета для подростков, желающих работать в трудовом лагере:
- Ф. И.О._____________________________________________________
- Школа_______________________________________Класс ____________
-Адрес__________________________________________________________
- Возраст и дата рождения._________________________________________
- Контактные телефоны (домашний, сотовый)_________________________
- Ф. И.О. родителей, их сотовые, рабочие телефоны.____________________
- Есть ли у вас опыт трудовой деятельности? Где? Когда?_______________
- Какие виды работ для вас предпочтительнее? _________________________
- Какими специальными умениями и знаниями вы обладаете? Расскажите о них подробнее:
/Работа на приусадебном участке _____________________________________
/Работа на компьютере (какими программ. владеете, скорость печати и т д.)/_
/Оформительская деятельность (занимались в кружке ИЗО, др.)/___________
/Занимаетесь декоративно-прикладным творчеством/_____________________
/Владеете столярным делом/__________________________________________
/Умеете шить и т. д./_________________________________________________
/Другое ___________________________________________________________
Ваши планы в учебном плане на будущее_______________________________
Ваши планы в профессиональном плане на будущее_____________________
Спасибо за сотрудничество!
- Ты нам очень помог!
Успехов в работе!!!
Везенья с погодой!
Итоговая анкета
Дорогой друг! Вот и закончилась лагерная смена. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами.
Погасли свечи, закончился день,
А с ними и смена…
Пора расставаться…
Все, что случилось, скрывается в тень.
Что ты о смене можешь сказать?
Нам бы хотелось очень узнать!
Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены.
1. Из ребят мне было интересно общаться с ____________________________.
2. Из взрослых мне было интересно работать с _________________________.
3. Самые запоминающиеся мероприятия это____________________________.
4. Я участвовал в __________________________________________________.
5. А ещё хотел бы поучаствовать в ___________________________________.
6. Я научился_______________________, благодаря_____________________.
7. В этой смене мне не понравилось___________________________________.
8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? __________________________
Почему?__________________________________________________________.
9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?____________.
10. Я бы хотел изменить_____________________________________________.
11. Если хочешь, ты можешь подписаться _____________________________.
Спасибо за то, что ответил на наши вопросы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
Программа летнего пришкольного лагеря.
Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...
Программа летнего трудового лагеря
Летний трудовой лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями....