Родительский клуб «Семейная гостиная»
методическая разработка (3 класс) на тему
Родительский клуб «Семейная гостиная»
«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»
Актуальность
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.
Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.
Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.
Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub_semeynaya_gostinaya.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб «Семейная гостиная»
«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»
Актуальность
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.
Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.
Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.
Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.
Положение о клубе «Семейная гостиная»
1. Общие положения.
1.1. Клуб «Семейная гостиная» образован в 3-в классе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарская область.
1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности совместной работы педагога и родителей, объединённых общими интересами, общением друг с другом, сотрудничеством с педагогами школы, специалистами города Отрадный по работе с семьей.
2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».
2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба:
– повышение психолого-педагогической культуры родителей путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;
– предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем;
– создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.
2.2. Задачи:
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
- обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.
3. Условия реализации Клуба
Место проведения – каб. 104 ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарская область.
Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение 2014 – 2015 уч.г. Запланировано 6 тематических встреч (по запросу родителей могут быть дополнительные заседания), 6 развлекательных мероприятия совместно с детьми: поход в лес, осенний, новогодний и весенний балы, посещение дельфинария, игровая программа в городском музее «Аты-баты шли солдаты».
Время – длительность занятий 40 – 60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.
Материалы и инструменты – ИКТ, магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.
Содержание программы
Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Участниками Клуба могут быть: родители учащихся, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.
Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.
Структура заседаний Клуба:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репети-цию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания:
- позитивный настрой;
- отсутствие назидательности и нравоучений;
- «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
Содержание заседаний Родительского Клуба «Семейная гостиная»
Тема заседания №1 «Наши дети» (Приложение 1) | |
Цель | Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; форми-рование установки на активную работу и доверительные отно-шения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продук-тивной совместной деятельности с детьми. |
Теоретическая часть | Предоставить информацию об особенностях семейного воспи-тания; провести экспресс-диагностику родительских устано-вок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры, направленные на раз-витие чувства принадлежности к группе, приобретение роди-телями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: 1) телесно-ориентированные упражнения; 2) ролевые игры; |
Обратная связь | Возможные формы организации: 1) буклет с практическими рекомендациями «Как прожить день без нервотрёпки…» 2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений» 3) вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания № 2 «Мама, папа, я – вместе мы здоровая семья» | |
Цель | Активное включение родителей и детей в содружество «врач –педагог – семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различ-ные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, свя-занные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха. |
Практическая часть | В практическую часть включены упражнения и игры, напра-вленные на развитие стрессоустойчивости. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: – «Весёлые эстафеты» |
Обратная связь | Возможные формы организации: 1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»; 2) буклет «Сохраним главное…»; 3) «Письмо» для родителей с рекомендациями по организации правильного режима дня; 4) вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания № 3 «Я родитель, а это значит» | |
Цель | Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рас-смотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком. |
Теоретическая часть | Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовер-шеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестиро-вать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры и упражнения, направ-ленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: интеллектуальные соревнования «Права и обязанности». |
Обратная связь | Возможные формы организации: – буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!» – вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания № 4 «Рецепт счастья «Большая семья – большая радость» | |
Цель | Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-роди-тельские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяю-щиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры и упражнения, напра-вленные на формирование навыков конструктивного поведе-ния через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: – «совместное рисование»; – общий танец в круге, хороводы и т.д. |
Обратная связь | Возможные формы организации: – анкета о работе Клуба «Семейная гостиная» – пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.) |
Тема заседания № 5 «Мы вместе» (Приложение 2) | |
Цель | Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотруд-ничества детей совместно с родителями в игровой ситуа-ции, ролевых играх. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяю-щие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнива-ния». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры и упражнения, напра-вленные на формирование навыков конструктивного поведе-ния через ролевую игру. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: – «голосовой оркестр»; – «шумовой оркестр»; – общий танец в круге, хороводы; – совместное пение под караоке и т.д. |
Обратная связь | Возможные формы организации: – анкета о работе Клуба «Счастливая семья» – пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.) |
Тема заседания № 6 «Семейные ценности» (Приложение 3) | |
Цель | Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнооб-разить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выде-лить преимущества совместных мероприятий в семье. Позна-комить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др. |
Практическая часть | В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: – танцевальные и вокальные номера; – совместное пение под караоке и торжественное чаепитие. |
Обратная связь | Возможные формы организации: – анкета о работе Клуба «Семейная гостиная» – пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.) |
Прогнозируемый результат:
Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону.
Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.
Литература
- Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
- Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
- Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
- Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
- Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник с родителями «Семейная гостиная»
Краткий план классного часа (или обзора проектов по окружающему миру) по теме "Моя семья". Дети работали по группам на выбранную тему и презентовали результаты своего труда на празднике.Темы проектов:...
Программа родительского клуба "Семейная гостиная". Выступление на педсовете
В современном мир часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости. Цель данной программы развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответ...
Встреча в семейной гостиной Род и семья – источник нравственных отношений
Внеклассное мероприятие в 4 классе.Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы...
Работа с родителями семейная гостиная "Кулинарный поединок"
семейная гостиная...
Тема заседания родительского клуба № 6 «Семейные ценности»
Тема заседания родительского клуба № 6 «Семейные ценности»Цели:Расширение возможностей формирования семейных ценностей и традиций.Задачи: · побеседовать...
Семейная гостиная. Презентация проекта «Моя родословная»
Семейная гостиная. Презентация проекта "Моя родословная". Данный материал можно использовать во внеклассной работе и на уроках ОРКиСЭ. Подготовка и проведение данного мероприятия способствует фор...
Семейная гостиная. «Книга — лучший друг» ( родительское собрание)
убеждение родителей в важности семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге....