Литературно-музыкальная композиция "А музы не молчат"
классный час на тему

Осинцева Ирина Александровна

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы проводим праздник фронтовой поэзии «А музы не молчат»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx28.04 КБ
Office presentation icon a_muzy_ne_molchali1.ppt2.68 МБ
Office presentation icon a_muzy_ne_molchali_2.ppt2.32 МБ
Файл zemlyanka.rar2.16 МБ
Файл markov.rar1.4 МБ
Файл simonov_k_smert_druga.rar2.13 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Составила: Осинцева И.А.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

"А музы не молчали"

Цели и задачи:

1. Формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения событий, навыков использования музыкальной литературы, энциклопедий.

2. Стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

3.Воспитание у учащихся уважительного отношения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны.

Предварительная работа:

  •  Разучивание авторских стихотворений о ВОВ;
  • работа над оформлением композиции.

Оформление сцены:

На сцене стоит смарт-доска.  

Чтецы сменяют друг друга на сцене в соответствии со сменой направления. Первым на сцену выходит 1 ведущий, включает к/ф “Штрафбат” (фрагмент № 1), на фоне мелодии фильма начинает читать стихи 3инаиды Гиппиус.

Ход мероприятия:

1 слайд

Ведущий: - Добрый день, уважаемые ребята! В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы проводим праздник фронтовой поэзии «А музы не молчат»

2 слайд

Ведущий: З.Гиппиус “ Без оправданья”.

Нет, никогда не примирюсь.
Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, пойду, умру, убью,
Как все – себя разрушу,
Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога –
Мой дух пойдёт и с Ним на брань,
Восстанет и на Бога.

3 слайд

Ведущий: Великая Отечественная война стала страшным испытанием для нашей Родины. Сотни городов, тысячи и тысячи сел и деревень были разрушены и сожжены, миллионы советских людей погибли на фронтах и в фашистской неволе, умерли от голода и непосильного труда в тылу. Обо всем этом наш сегодняшний разговор: о горе и слезах, о мужестве и стойкости, о нежности и любви, о подвиге и победе.

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но советская военная лирика - явление уникальное. Хотя бы потому, что она опровергает эту общеизвестную формулу. Оказалось, что в суровых фронтовых буднях, как, впрочем, и в голодной повседневности тыла, поэтическое слово тоже способно согревать человеческие сердца.

4 слайд Муз. Композиция “Эх, дороги”.

5 слайд

1 чтец: Л.Ошанин “Кем я был на войне”.

Кем я был на войне?
Полузрячим посланцем из тыла,
Забракованный напрочно всеми врачами земли.
Только песня моя с батальоном в атаку ходила,-
Ясноглазые люди ее сквозь огонь пронесли.
Я подслушал в народной душе эту песню когда-то
И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей: - Лети!
И за песню солдаты встречали меня, как солдата,
А враги нас обоих старались убить на пути.

Что я делал в тылу?
Резал сталь огневыми резцами.
Взявшись за руки, в тундре шагали мы в белую мглу.
Город строили мы, воевали с водой и снегами.
С комсомольских времен никогда не бывал я в тылу.

Дай же силу мне, время, сверкающим словом и чистым
Так пропеть, чтоб цвели небывалым цветеньем поля,
Где танкисты и конники шляхом прошли каменистым,
Где за тем батальоном дымилась дорога-земля.

Ведущий: Наши авторы - люди с разными судьбами, многие из них сами прошли фронтовыми дорогами: военные корреспонденты, артиллеристы, танкисты.

6 слайд

2 чтец: Константин Симонов в ВОВ был разъездным корреспондентом “Красной звезды”.

Смерть друга. Памяти Евгения Петрова

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.

- Чтец остается.

Ведущий: Алексей Марков - воздушный стрелок на бомбардировщике.

7 слайд

3 чтец: “Мы матерились в рукопашной…”.

Мы матерились в рукопашной. 
Кто был в бою, меня поймет!
Какой-то лейтенантик страшно 
Кричал: – За Родину! Вперед!

Но этого казалось мало, – 
Стал сыпать по-другому он, 
И мы четвертым, пятым валом 
Немецкий смяли батальон.

Дымились на земле патроны, 
Не то горячие слова? 
Кружился шар земной со звоном,
Не то кружилась голова?..

А лейтенантик, что искусно, 
Неподражаемо орал, 
Почти мальчишечка безусый, 
Сейчас в ложбине умирал...

Неоспоримо и упрямо Хотел привстать... 
Шептал приказ... Но вот сказал протяжно: 
– Ма-ма... – И все мы сняли шапки враз.

Ведущий: Навеки 20-летние, они уходили на войну вскоре после выпускного бала, чтобы любить и ненавидеть, сражаться и погибать...

8 слайд Фонограмма “До свидания мальчики...”

9 слайд

Ведущий: Булат Окуджава добровольцем ушел из школы, был ранен. Чуть старше его был Юрий Левитанский, когда ушел на войну рядовым, позже он станет офицером, будет работать в армейских и фронтовых газетах. Целая плеяда молодых поэтов заявила о себе на войне. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения.

10 слайд

4 чтец: Юрий Левитанский “Моё поколение”.

И убивали, и ранили  пули, 
Что были в нас посланы. 
Были мы в юности ранними, 
Стали от этого поздними.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний. 
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний. 
Снег меня будит ночами.
Войны мне снятся ночами. 
Как я их скину со счета?
Две у меня за плечами.
Были ранения ранние.
Было призвание раннее. 
Трудно давалось прозрение.
Поздно приходит признание. 
Я все нежней и осознанней
Это люблю поколение. 
Жесткое это каление.
Светлое это горение. 
Сколько по свету кружили!
Вплоть до победы – служили. 
После победы – служили.
Лучших стихов не сложили.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний. 
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний, 
Лист мой по ветру не вьется –
Крепкий, уже не сорвется, 
Свет мой спокойно струится –
Ветра уже не боится, 
Снег мой растет, нарастает –
Поздний, уже не растает.

Фрагмент из к/ф “Штрафбат” -

11 слайд

Ведущий. Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина шагнувшая в железную метель войны 17-летней девчонкой.

“Я ушла из детства в грязную теплушку...” 
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

12 слайд

Ведущий: Медсестры, сестрички: Тани, Оли, Нины... Многие из них погибли, прикрывая собою раненых, на полях сражений. Подвиг тех, кто ночи напролет, без сна и отдыха выхаживал раненых в госпиталях, не менее важен. Их руки скатали тысячи метров бинтов, перестирали и перегладили десятки тысяч наволочек, простынь. Они радовались за выздоравливающих и плакали над умирающими, становясь их последней надеждой и утешением.

13 слайд

5 чтец: Ольга Берггольц “В Госпитале”.

Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал, тоскуя: – Мама, где ты, где ты? –
Искал ее, обшаривая тьму...
И юная дружинница склонилась
И крикнула – сквозь бред и смерть – ему:
– Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый!–
И он в склоненной мать свою узнал.
Он зашептал, одолевая муку:
– Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку.–
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью.
– Я здесь,– кричит,– я здесь, твоя жена,
У твоего родного изголовья.
Я здесь, жена твоя, сестра и мать.
Мы все с тобой, защитником отчизны.
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть себе, отечеству и жизни.–
Ты веришь, воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
Покуда сердце женское с тобою.

Ведущий: Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям - женам, детям, матерям. И как заклинание звучали стихи Константина Симонова.

14 слайд

6 чтец: К. Симонов “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, 
Не желай добра 
Всем, кто знает наизусть, 
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь 
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло”.
Не понять не ждавшим им, 
Как среди огня
Ожиданием своим 
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать 
Только мы с тобой,– 
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой.

15 слайд

7 чтец: И. Уткин “Ты пишешь письмо мне”.

На улице полночь. Свеча догорает. 
Высокие звезды видны. 
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, 
В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, 
Окончишь и примешься вновь. 
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!

...Давно мы из дома. Огни наших комнат 
За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, 
Но тот, кого помнят, 
Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет: 
Останутся грусть и разлука за дверью, 
А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, 
К плечу прижимаясь плечом, 
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...

16 слайд

Ведущий: Одной из популярных песен в годы войны была “Землянка” на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку, так родилась песня...

17 слайд  Муз. композиция “Землянка”.

Ведущий: 

18 слайд  Никто не знает точно, сколько писателей погибло на полях ВОВ. Военкор Иосиф Уткин, погиб в авиационной катастрофе под Москвой в 1944 году.

19 слайд  Евгений Нежинцев умер в блокадном Ленинграде.

20 слайд  Владислав Занадворов, Георгий Суворов, Захар Городицкий - вечнаяим память и благодарность наша. Все меньше остается в живых ветеранов, прошедших через все ужасы Великой Отечественной и вернувшихся домой победителями. Но тем дороже должны быть нам эти поэтические свидетельства испытаний, выпавших на долю старших поколений.

21 слайд

8 чтец: Юрий Поляков “Не обожженные сороковыми...”.

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину ,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
…Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.

22 слайд

Ведущий: 

Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мёрзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

И в заключении нашего мероприятия, я предлагаю вам прослушать песню  «День Победы» Д. Тухманов, В. Харитонов

Спасибо большое за участие!

И до новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ!..

Слайд 2

ЗИНАИДА ГИППИУС

Слайд 3

В последний час, во тьме, в огне, Пусть сердце не забудет: Нет оправдания войне! И никогда не будет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Пусть буду я убит в проклятый день войны, Пусть первым замолчу в свинцовом разговоре, Пусть... Лишь бы никогда не заглянуло горе В твой дом, в твои глаза, в твои девичьи сны...

Слайд 9

Владислав Занадворов Георгий Суворов

Слайд 12

Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...

Литературно-музыкальная композиция "Слава тебе Сталинград"

Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом"...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....