Комплексная программа внеурочной деятельности "Мой мир"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Комплексная программа "Мой мир" является победителем городского конкурса программ внеурочной деятельности в Санкт-Петербурге (2015 год). Данная программа может служить образцом построения рабочих программ внеурочной деятельности для начальной школы. Новизна программы в том, что в ней учитывается система воспитательной работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konkurs_andreeva_o.docx | 89.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 212
«Утверждаю»
И.о.директора ГБОУ школа № 212 __________ Н.А.Дмитриева
Приказ № 7-ОД
от « 01 » апреля 2015г.
«Принято» Педагогическим Советом ГБОУ школа № 212 Протокол № 4 от « 31 » марта 2015г. |
«Рассмотрено» на заседании МО учителей и классных руководителей Протокол №3 от « 31 » марта 2015г. |
Комплексная программа внеурочной деятельности
«Мой мир»
Возраст обучающихся: 6,5 – 11 лет
(срок реализации 4 года)
Автор программы:
Андреева Ольга Станиславовна,
воспитатель группы продленного дня,
организатор внеурочной деятельности
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Комплексная программа «Мой мир» (далее Программа) разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы и является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности в начальных классах.
При разработке Программы автор опирался на следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 №1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы»;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
- Санкт-Петербурга от 14.05.14 №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
- Санкт-Петербурга от 15.09.2014 №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
- Учебный план и План внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год;
- Образовательная Программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212;
- Локальный акт ГБОУ школы №212 «Положение о составлении рабочих программ по учебным предметам» от 30 августа 2013 г.
Программа предусматривает реализацию по пяти основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное), с включением школьников в различные виды деятельности, способствующие формированию нравственных ценностей, основных компетенций (коммуникативной, информационной, проблемной), социализации личности обучающихся.
Программа «Мой мир» предоставляет возможность ребенку познать мир и проявить свою индивидуальность через активное включение в дела и мероприятия класса и образовательной организации. Школа – образовательная среда, создающая условия для индивидуального развития и духовно-нравственного становления личности школьника. Программа позволяет обучающимся продемонстрировать и реализовать свои способности, удовлетворить свои интересы, развить коммуникативные навыки, скорректировать межличностные отношения в детском коллективе, включиться в деятельность органов ученического самоуправления.
Классным руководителям начальных классов данная программа предоставляет возможность эффективно и результативно организовать внеурочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и ООП НОО образовательной организации.
Цель программы
Создание среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка во внеурочное время на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Задачи:
- развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
- развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
- способствовать оптимизации нагрузки учащихся и их здоровьесбережению;
- формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;
- формировать у детей социокультурную идентичность;
Особенностью данной программы является то, что она рассчитана на работу педагога с отдельно взятым классом и позволяет педагогу:
- оптимизировать нагрузку учащихся во внеурочное время,
- использовать потенциал школьного пространства для построения воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС,
- использовать имеющийся в образовательной организации опыт и школьные традиции для вовлечения учащихся в социально-значимые дела.
Основные технологии, используемые при реализации данной программы, ориентированы на индивидуальные возможности ребенка, развитие его личности через включение в различные виды деятельности:
- технология коллективной творческой и организаторской деятельности;
- методы проектной деятельности;
- методики предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр;
- здоровьесберегающие информационно-обучающие методики;
- информационные и коммуникативные технологии.
Общая характеристика курса «Мой мир»
Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Предлагаемые модули учитывают особенности, традиции и опыт воспитательной работы данной образовательной организации.
Название модуля | Направления деятельности | Задачи, стоящие перед педагогом | Разделы модуля |
«Я в мире» | Социальное Общекультурное Духовно-нравственное | Дать возможность проявить личностные способности на уровне класса, школы, города, страны | «Мой класс», «Наши игры», «Наши традиции» , |
«Мир во мне» | Социальное Общеинтеллектуальное | Дать возможность учащимся раскрыть свой внутренний мир и потенциал | «Умные каникулы», «Мои достижения», «Предметные декады». |
«Моя безопасность» | Спортивно-оздоровительное | Способствовать развитию и укреплению навыков здорового образа жизни | «Дорога в школу», «Азбука безопасности», «Уроки здоровья». |
«Я - петербуржец» | Социальное Общекультурное Духовно-нравственное | Дать возможность проявить патриотические чувства и активную жизненную позицию в делах социальной направленности, | «День музея», « День матери», «Неделя добра», «Звезда Победы», «Защитник Отечества», «День города». |
Данная программа реализуется в 1-4-х классах ГБОУ № 212 и рассчитана на весь период начального обучения. На занятия по данной программе отводится 102 часа в год для 2-4 классов и 99 часов в год для 1-х классов. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Программа построена таким образом, что разделы модуля разбиты на тематические периоды, каждый из которых – отдельный проект, который рассчитан на проведение в течение одной недели. Проект осуществляется в течение 3-х занятий, одно из которых теоретическое и два - практических. В конце периода подводится итог участия школьников в проекте и отслеживается его результативность. Итогом проекта является продукт деятельности.
Особенностью Программы является цикличность ее построения. Предложенные темы занятий одинаковы для всех возрастных категорий. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий, подбирая соответствующие возрасту формы и методы, педагог может постепенно переходить от простых результатов первого уровня к результатам второго и третьего:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и развития личности гражданина России говорится: «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».[1]
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему городу; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Ожидаемые результаты деятельности
Личностные результаты
В области социального развития: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
В области духовно-нравственного развития – развитие нравственных чувств и этического сознания:
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В области общеинтеллектуального развития - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В области спортивно-оздоровительного направления - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:[2]
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Метапредметные результаты
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
- умение планировать собственную деятельность
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты
В результате освоения данной Программы, обучающиеся смогут применить на практике систему предметных знаний и осуществить действия с предметным содержанием в соответствии с ООП НОО образовательной организации.
Содержание Программы
Содержание модулей
Название модуля | Разделы модуля | Содержание модуля (проекта) | Формы учета результатов |
«Я в мире» | «Мой класс» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Умение общаться» , «Учимся самостоятельности», «Правила школьной жизни», «Оценка и самооценка». Практические занятия: участие в организации жизни коллектива (в соответствии с возрастом). Участие в подготовке и проведения общешкольных дел и праздников | Классный уголок. |
«Наши игры» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Учимся играть вместе», «Я и мои друзья». Практические занятия: участие в проектах: «Наши игры», «Игры наших бабушек», «Народные игры», «Игротека». | Картотека классных игр. Портфолио учащихся. | |
«Наши традиции» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Все профессии важны…», «Правила экологического туризма», «Школьные традиции», «Как празднуют Новый год в разных странах», «Традиции Нового года на Руси», «Масленица на Руси», «Знаменитые женщины России», «Покорение космоса». Практические занятия: участие в классных и школьных проектах: «Профессии в моей семье», «Школа волшебства», «Фабрика Деда Мороза», «Утренняя звезда», «Голос», «Две звезды», «Весенний бал». | ||
«Мир во мне» | «Умные каникулы» | Аудиторные занятия: беседа, классные часы по темам: «Что значит быть любознательным», «Что такое «воспитанность». Практические занятия: участие в проекте «Умные каникулы»: подготовка и презентация творческих отчетов о каникулах | Папка «Умные каникулы». |
«Мои достижения» | Аудиторные занятия: беседа, классный час по теме: «Что значит быть личностью». Практические занятия: выступления учащихся о личных достижениях в спорте, музыке, изо и т.д. Оформление портфолио учащегося. | Портфолио учащихся. | |
«Предметные декады» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Что значит быть грамотным человеком», «Знаменитые математики», «Познание окружающего мира». Практические занятия: участие в декадах по филологии, математике, окружающему миру, фестивале проектов. | Портфолио учащегося. | |
«Моя безопасность» | «Дорога в школу» | Аудиторные занятия: беседы, классные часы по плану ПДД школы. Практические занятия: участие в классных и школьных проектах: «Посвящение в пешеходы», «Письмо водителю», «Азбука светофора», «Уголок безопасности». | Уголок безопасности. |
«Азбука безопасности» | Аудиторное занятие: классный час по плану ОБЖ школы. Практические занятия: участие в играх, конкурсах, проектах по ОБЖ. Оформление «Уголка безопасности». | ||
«Уроки здоровья» | Аудиторные занятия: классные часы: «Здоровый образ жизни», «Правила здоровья в семье». Практические занятия: участие в играх и соревнованиях на воздухе, викторинах, конкурсах рисунков, экскурсиях. Участие в городском проекте «Ослепительная улыбка», участие в спортивном семейном празднике «Когда мы вместе» | ||
«Я - петербуржец» | «День музея» | Аудиторные занятия по темам: «Литературные музеи Санкт-Петербурга», «По дорогам Памяти», «Покорение космоса». Практические занятия: оформление творческого отчета о посещении музея. | Выставка творческих отчетов учащихся. |
«День Матери» | Аудиторное занятие по теме: « День матери – общероссийский праздник» Практические занятия: участие в школьном конкурсе « Фестивале искусств», посвященному Дню матери, выставке рисунков и классных «огоньках» | Протоколы конкурсов. Портфолио учащихся. | |
«Звезда Победы» | Аудиторные занятия: урок Памяти. Практические занятия: участие в проектах «Дети блокадного города», «Моя семья в годы Великой отечественной», «Ветераны рядом», «Книга Памяти», в акциях «Гвоздика Памяти», «Подарок ветерану». | Творческие работы учащихся. | |
«Защитники Отечества» | Аудиторные занятия по теме: «Кого называют защитниками России». Практические занятия: участие в проекте «Юный защитник Отечества», классных «огоньках», дне привилегий для мальчиков. | Протокол игры. Портфолио учащихся. | |
«Неделя добра» | Аудиторное занятие по теме: «Что значит доброта». Практические занятия: участие в коллективных делах социальной направленности. | Газета «Наши добрые дела». | |
«День города» | Аудиторное занятие по теме: «День рождения города Петра». Практика: участие в познавательной игре, посвященной Дню рождения Санкт-Петербурга. | Протокол игры. Портфолио учащихся. |
Тематическое планирование
№ занятия | Название темы и содержание деятельности | Кол-во часов | Теория (Ауди- торные занятия) | Прак- тика | Возможные продукты деятельности |
1 | Умные каникулы Аудиторное занятие: Введение в курс, беседа «Что значит быть любознательным». Практика: участие в проекте «Умные каникулы»: подготовка и презентация творческих отчетов о каникулах. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа «Мои каникулы». |
2 | Дорога в школу Аудиторное занятие: классный час по ПДД (по плану школы). Практика: участие в викторинах, играх, экскурсиях по микрорайону, составление плана безопасного движения к школе, карты «Где мы живем» и т.д. Участие в школьном туре конкурса «Письмо водителю». | 3 | 1 | 2 | План безопасного движения, «письмо водителю». |
3 | Мой класс Аудиторное занятие: «Умение общаться» – 1 ч. Практика: участие в организации жизни коллектива: 1 кл. – организации игры-путешествия, участие в празднике «Посвящение в ученики». 2 кл. – организации соревнования, 3 класс- сбор-планирования (методика КОД).
| 3 | 1 | 2 | Классный уголок. |
4 | Уроки здоровья Аудиторное занятие классный час «Здоровый образ жизни». Практика: участие в играх и соревнованиях на воздухе. Участие в городском проекте «Ослепительная улыбка» . | 3 | 1 | 2 | Творческая работа «Правила здоровья». |
5 | День Учителя Аудиторное занятие: «Все профессии важны…» Практика: участие в празднике «День учителя» - 1 кл. - участие в выставке рисунков «Мой учитель», 2-3 кл. - участие в познавательном проекте «Профессии в моей семье», 4 кл.- подготовка аудио-поздравления, участие в концерте ко Дню Учителя. | 3 | 1 | 2 | Выставка рисунков «Мой учитель», творческая работа «Профессии в моей семье», концерт. |
6 | Мои достижения Аудиторное занятие: «Что значит быть личностью» . Практика: выступления учащихся о личных достижениях в спорте, музыке, изо и т.д. Оформление портфолио учащегося. | 3 | 1 | 2 | Выставка достижений. |
7 | Осенние тропинки Аудиторное занятие: «Правила экологического туризма» (3-4 кл.). «Правила школьной жизни» (1-2 кл.). Практика: подготовка и участие в туристическом слете 3-4 классов (в соответствии с Положением о школьном тур.слете) . 1 кл. – подготовка творческих выступлений на праздник «Посвящение в ученики», 2 кл. – участие в проекте «Народные игры». | 3 | 1 | 2 | Творческая работа «Народные игры» (2 кл.), праздник «Посвящение в ученики» (1 кл.), турслет (3-4 кл.). |
8 | День музея Аудиторное занятие: « Литературные музеи Санкт-Петербурга» Практика: участие в Дне литературного музея. Оформление творческих отчетов о посещении музея. | 3 | 1 | 2 | Отчеты о посещении музея. |
9 | Школа волшебства Аудиторное занятие: «Что значит дружить» 2 – 4 кл. -подготовка и участие в проекте «Школа волшебства». 1 кл. - проект «Наши игры»: разучивание подвижных игр на прогулках, переменках, творческие работы «игры наших бабушек», создание картотеки классных игр . | 3 | 1 | 3 | Праздник «Школа волшебства» (2-4 кл.), картотека игр (1 кл.). |
10 | Декада по филологии Аудиторное занятие: «Что значит быть грамотным человеком». Практика: участие в интеллектуальных играх по филологии. Выставка проектных работ, конкурс чтецов, конкурс каллиграфии. | 5 | 1 | 4 | Выставка «Живой язык». |
11 | Дорога в школу 1 кл. - участие в игре «Посвящение в пешеходы» | 1 | 1 | Игра «Посвящение в пешеходы». | |
12 | День Матери Аудиторное занятие: « День матери – общероссийский праздник». Практика: отборочные туры фестиваля искусств, участие в концерте, выставка рисунков, классные огоньки. | 3 | 1 | 2 | Фестиваль искусств, выставка рисунков «День Матери». |
13 | Дорога в школу Аудиторное занятие: занятие по ПДД (по плану школы). Практика: участие в викторинах, играх, конкурсах знатоков ПДД, ОБЖ Участие в выставке плакатов «Осторожно, гололед», «Осторожно, петарды». Оформление «Уголка безопасности». 1 кл. - игра «Азбука светофора». | 3 | 1 | 2 | Уголок безопасности. Игра «Азбука светофора». |
14 | Фабрика Деда Мороза Аудиторное занятие: «Как празднуют Новый год в разных странах». Практика: Участие в творческой мастерской: изготовление украшений для класса и школы, новогодних подарков. | 3 | 1 | 2 | Выставка творческих работ. |
15 | Новогодний праздник Аудиторное занятие «Традиции Нового года на Руси». Подготовка к Новогодним утренникам, концертам, спектаклям, огонькам. Конкурс песен на английском языке. | 3 | 1 | 2 | Конкурс «Утренняя звезда», новогодние праздники. |
16 | Мой класс Аудиторное занятие: «Учимся самостоятельности». Практика: участие в подведении промежуточных итогов коллективной жизни: 1 кл. - подведение промежуточных итогов игры-путешествия. 2 кл. - подведение промежуточных итогов соревнования, 3-4 кл. - сбор коллектива по подведению итогов деятельности (Методика КОД). | 3 | 1 | 2 | Классный уголок. |
17 | Умные каникулы Аудиторное занятие: «Что такое «воспитанность» . Практика: подготовка и представление презентаций, творческих отчетов о каникулах – | 3 | 1 | 2 | Творческая работа «Мои каникулы». |
18 | Звезда Победы Аудиторное занятие: Урок Памяти. Практика: участие в познавательных и социальных проектах (поиск материала, встречи с ветеранами, оформление работ): 1 кл. -«Дети блокадного города», 2-3 кл. - «Моя семья в годы блокады», 4 кл. - «Ветераны рядом». | 3 | 1 | 2 | Книга Памяти. |
19 | День музея Аудиторное занятие: «По дорогам Памяти». Практика: участие в Дне военно-исторического музея. Посещение музея, оформление творческого отчета о посещении музея – 2 ч | 3 | 1 | 2 | Отчет о посещении музея. |
20 | Декада по математике Аудиторное занятие: «Знаменитые математики» Практика: Участие в интеллектуальных играх и групповых проектах по математике, выставке творческих работ. | 3 | 1 | 2 | Выставка «Увлекательная математика». |
21 | Наши игры Аудиторное занятие: «Учимся играть вместе» - Практика: участие в информационно-практическом проекте «Наши игры». Разучивание подвижных игр на прогулках, переменах. Пополнение картотеки классных игр (2-4 кл.). | 2 | 1 | 1 | Картотека игр. |
Азбука безопасности Игры, викторины, конкурсы по ОБЖ, противопожарной безопасности. | 1 | 1 | Уголок безопасности. | ||
22 | Защитники Отечества Аудиторное занятие: «Кого называют защитниками России» . Практика: Участие в проекте «Юный защитник Отечества», классных «огоньках», дне привилегий для мальчиков. | 3 | 1 | 2 | Игра «Юный защитник Отечества». |
23 | Широкая Масленица Аудиторное занятие: «Масленица на Руси». Практика: участие в празднике «Широкая Масленица». Участие в проектах «Голос» и «Две звезды» (на выбор обучающихся) | 3 | 1 | 2 | Праздник Масленицы, конкурс «Голос», конкурс «Две звезды». |
24 | Праздник 8 Марта Аудиторное занятие: «Знаменитые женщины России». Практика: участие в «огоньках», концертах, спектаклях, «фабрике» по изготовлению поделок и открыток к 8 Марта. Участие в Дне привилегий для девочек. | 3 | 1 | 2 | Праздничный концерт, выставка поделок. |
25 | Азбука безопасности Аудиторное занятие: классный час по ОБЖ (по плану школы). Практика: участие в играх, конкурсах, проектах по ОБЖ. Оформление «Уголка безопасности». | 3 | 1 | 2 | Уголок безопасности. |
26 | Наши игры Аудиторное занятие: «Я и мои друзья». Практика: оформление творческих работ «Игротека». Разучивание подвижных игр на прогулках, переменах. Пополнение картотеки классных игр. | 3 | 1 | 2 | Картотека игр. |
27 | Мой класс Аудиторное занятие: «Оценка и самооценка». Практика: участие в подведении промежуточных итогов коллективной жизни: 1 кл. - подведение промежуточных итогов игры-путешествия. 2 кл. - подведение промежуточных итогов соревнования, 3-4 кл. - сбор коллектива по подведению итогов деятельности (Методика КОД). | 3 | 1 | 2 | Классный уголок. |
28 | Декада по окружающему миру Теория: «Познание окружающего мира» Участие в фестивале проектов (В соответствии с Положением о фестивале проектов). | 3 | 1 | 2 | Фестиваль проектов, выставка «Этот удивительный мир». |
29 | День Космонавтики Аудиторное занятие: «Покорение космоса». Практика: участие в играх, викторинах, фестивале проектов. | 2 | 1 | 1 | Выставка рисунков «Этот удивительный мир». |
День музея Практика: участие в Дне естественнонаучного музея. Посещение музея, оформление творческого отчета о посещении музея. | 1 | 1 | Отчет о посещении музея. | ||
30 | Неделя Добра Аудиторное занятие: «Что значит доброта». Практика: участие в коллективных делах социальной направленности, оформлении газеты «Наши добрые дела». | 3 | 1 | 2 | Газета «Наши добрые дела». |
31 | Уроки здоровья Аудиторное занятие: «Правила здоровья в семье». Практика: участие в спортивном семейном празднике «Когда мы вместе» . | 2 | 1 | 1 | Спортивный семейный праздник. |
Весенний бал Участие в празднике «Весенний бал» | 1 | 1 | Праздник танца «Весенний бал». | ||
32 33 | Звезда Победы Практика: участие в уроках Памяти, экскурсиях, встречах с ветеранами, в акции «Гвоздика Памяти», «Подарок ветерану», оформление Книги Памяти, участие в концерте для ветеранов войны. | 6 | 6 | Книга Памяти, концерт для ветеранов, акции «Гвоздика памяти», «Подарок ветерану». | |
34 | День города Аудиторное занятие: «День рождения города Петра». Практика: участие в игре, посвященной Дню рождения Санкт-Петербурга. | 2 | 1 | 1 | Игра, посвященная Дню Города. |
Мой класс Практика: участие в подведении итогов коллективной деятельности за год: участие в Ассамблее отличников (2-4 кл.), выпускном бале (4 кл.), праздниках окончания учебного года (1-3 кл.). | 1 | 1 | Ассамблея отличников, выпускной бал для 4-х классов, праздники окончания учебного года. | ||
Итого | 102 | 31 | 71 |
Материально-техническое обеспечение Программы
Название разделов модуля | Материально-техническое обеспечение |
«Мой класс», «Умные каникулы», «Мои достижения». | Классы начальной школы, библиотека школы. |
«Наши игры», «Осенние тропинки», «Уроки здоровья», «Дорога в школу», «Азбука безопасности». | Классы начальной школы, рекреации, спортивный зал, стадион. |
«Наши традиции», «Предметные декады». | Актовый зал, хореографический зал, классы, рекреации, библиотека, музыкальный класс, компьютерные классы. |
Социальные партнеры ГБОУ школы №212
- Совет ветеранов 7 микрорайона Фрунзенского района,
- МО (Муниципальный округ) «Балканский»,
- ГБОУ ДОД ДДЮТ Фрунзенского района,
- ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района.
Школа проявляет значительную социальную активность в обеспечении партнерства и сотрудничества с учреждениями образования, науки и культуры в целях создания условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся и родителей, условий для творческой самореализации учителя.
Использованная литература и Интернет-ресурсы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - http://minobr.org.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://minobr.org.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования» - http://minobr.org
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 №1534 «О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» - http://k-obr.spb.ru›downloads/88/1534.doc.
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 14.05.14 №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга.
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга от 15.09.2014 №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
- Учебный план и План внеурочной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год.
- Образовательная Программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №212.
- Локальный акт ГБОУ школы №212 «Положение о составлении рабочих программ по учебным предметам» от 30 августа 2013 г.
Рекомендуемая литература:
- Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев: Освита, 1992.
- Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса.- СПб: Нестор, 2002.
- Титова Е.В. Если знать как действовать. - М.: Просвещение, 1993.
- Т.П.Артюхова, Е.Н.Барышников, Н.А.Жукова, Е.Н.Шавринова. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие - СПб: СПб АППО, 2011.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. - Начальная школа. 2004. №2.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Начальная школа. 2005 №6.
- Финогенов А.В. В.Э. Филиппов. Игровые технологии в школе: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГУ, 2001.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М: Просвещение, 1994.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия. 2008.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД и ОБЖ. - М.: 2004.
- Радзиевская, Л.И. Ты один дома - М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
- Диагностика по методике М.И.Шиловой . Журавлева В.Р. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti
Формы контроля и оценивания результатов деятельности обучающихся
по Программе «Мой мир»
Индивидуальная карта
учета освоения Программы обучающимся
Пример заполнения
Виды деят-ти Ф.И. | Степень участия, результативность, оценочная характеристика деятельности учащихся | |||
Проект «Умные каникулы» | Турслет | «Живой язык» | Классный огонек | |
1.Иванов Иван | Представил отличную исследоват.работу. Рекомандован на конкрус. | Не участвовал по состоянию здоровья | 3 место в конкурсе проектов школы. Отмечена оригинальность. | Проявил лидерские качества – отвечал за оформление класса. |
Индивидуальная карта учета освоения Программы заполняется педагогом в течение всего курса. Данная карта позволяет вести учет степени участия обучающегося в различных видах деятельности и помогает оценивать результативность.
Таблица самоконтроля «Я расту»
(Авторская разработка Тарховой С.В. ГБОУ гимназия №295 Санкт-Петербурга)
Данная таблица составляется на родительском собрании. После обсуждения, родители предлагают внести в табличку те качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке. Таблица выдается на руки каждому ребенку и вклеивается в дневник. В начале и в конце учебного года ребенок, его родители, классный руководитель заполняют таблицу, оценивая качества по цветовой схеме: зеленый цвет – данное качество сформировано на «отлично» или «хорошо, желтый цвет – данное качество проявляется не всегда, серый цвет – данное качество не сформировано – проявляется очень слабо. Данная таблица позволяет определить динамику развития личностных качеств, способствует рефлексии обучающихся.
Фамилия, имя | Я сам | Родители | Классный руководитель | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Работа с портфолио строится на основании Положения о портфолио ученика ГБОУ школы № 212. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Структура портфолио:
1.· Детские работы — формальные и творческие (материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам).
2. Материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.)
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной), внеурочной и досуговой деятельности.
Изучение уровня воспитанности обучающегося
( по методике М.И.Шиловой)[3]
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм,
- Отношение к умственному труду,
- Отношение к физическому труду,
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности),
- Саморегуляция личности (самодисциплина),
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности.
Средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) | |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников
ФИО ученика | Класс | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 3.9 | 3.10 | 3.11 | 3.12 | 4.13 | 4.14 | 4.15 | 4.16 | 5.17 | 5.18 | 5.19 | 5.20 | Все го баллов | УНВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
©Андреева О.С.
2015 г.
[1]Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект
[2] Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ГБОУ №212
[3] Диагностика по методике М.И.Шиловой: Журавлева В.Р. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности первоклассников в условиях Ф
Данная программа представляет собой вариант комплексной программы организации внеурочной деятельности первоклассников и предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в параллели....
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Комплексная программа внеурочной деятельности "Познаём малую родину"
Данная программа позволит организовать занятия с учениками начальных классов в ГПД по изучению малой родины, Автозаводского района, принимать посильное участие в его жизни....
Комплексная программа внеурочной деятельности 2014 – 2015 учебный год
I. Характеристика классного коллектива II. Анализ воспитательной работы в 3 «Б» классе за 2013 – 2014 учебный год III. Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе «Б» (2014 – 2015 учебный год) I...
Комплексная программа внеурочной деятельности 1-4 класс
Данная программа расчитана на 4 года обучения....
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»...
Комплексные программы внеурочной деятельности «Мы вместе» (2-4 класс).
Начальная школа выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, бытовой, досуговой деяте...