Классный час "Всех на свете дороже доброта"
классный час (4 класс) на тему

Деревнина Ирина Васильевна

Открытый классный час, в ходе которого три творческие группы защищают мини- проекты по темам: "Что такое доброта?", "Добро и зло", "Добро вокруг нас".Данное мероприятие расширяет знания детей о доброте и её роли в жизни человека; учит находить информацию в разных источниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vseh_na_svete_dorozhe_dobrota.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

классного часа  в 4 классе

по теме: «Всех на свете дороже доброта...

Цели:

  1. формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,
  2. развитие эмоционально- ценностной сферы учащихся; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

Планируемые результаты: 

Теоретически: расширить знания о доброте и её роли в жизни человека; пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков

Практически: учащиеся научаться: искать информацию в различных источниках,  эстетически оформлять её в виде проекта

Предварительная работа с учащимися:

- раздать учащимся заранее темы проектов

- изготовить цветы из цветной  бумаги, рисунки на тему « Доброта спасет мир», дерево добра с записками о совершении  учениками  доброго дела.

Универсальные учебные действия, формируемые на классном часе

коммуникативные

регулятивные

личностные

познавательные

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группах

Чёткое выполнение   действий, согласно структуре   классного часа

Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь  и поддержку. Пробудить интерес к совершению добрых дел.

Расширить знания о доброте и её роли в жизни человека. Находить информацию в разных источниках.


Оборудование: 

Медиаресурсы, презентация « Всех на свете дороже доброта», клип «Дорога добра»

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Ход классного часа

  1. Организационный момент. Постановка цели и определение темы урока.

Технология «Педагогика  взаимодействия и сотрудничества».

Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном человеческом качестве, без которого человек не может называться человеком.


Качество это серьезное,
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество 
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец  ДОБРОТА.

Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Всех на свете дороже доброта…»  

                             

- А чтобы настроиться на такой важный разговор, мы сейчас поиграем.

Здоровьесберегающая технология.

Предлагаю всем встать в круг.

Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения.     Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Спасибо. А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.

  1. Выступление первой творческой группы. Защита мини- проекта «Что такое доброта?»

Технология проектно- исследовательского обучения

Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей) : Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта.
Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».

ученик 1.    Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.  

ученик 2. У слова «доброта» есть много родственных слов: 
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

ученик 3
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

ученик 1
доброжелательный - желающий добра

ученик 2.
добропорядочный - приличный, достойный одобрения

ученик 3

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

ученик 4
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

ученик 1
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

ученик  2  Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь  удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от  одиночества, душевных ран и непрошеных обид».  

ученик 3.: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». 

ученик 4. Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».


ученик 1
.  Добрым быть совсем, совсем не просто: 
Не зависит доброта от роста,  
Не зависит доброта от цвета. 
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы, с тобой добрей.

  1. Работа с пословицами.

Групповая технология.


Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:


А-аз    Ж-живёте       
Б-буки    3 - земля       
В-веди    Л-люди       
Г - глагол    М - мыслите     
Д - добро             П - покой   
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся. 
В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

(Ребята работают  в группах)

Соедините половинки пословиц о доброте.

Доброе дело добром вернётся.
Жизнь дана на -    добрые дела.       
Не одежда красит человека,    а его добрые дела. (Не только слова, но и дела должны быть красивыми) 

  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

 Без добрых дел нет доброго   имени.


Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Доброе слово лечит, а злое калечит 


1 группа:        Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго     имени?
2 группа:         Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека,   а его добрые дела»?
3 группа:      Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»  

Поговорим об этом подробнее. 

  1. Беседа  на тему «Доброе слово лечит, а злое калечит».

Технология «Проблемного обучения»


Учитель:
  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Катя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Ваня будет говорить Кате что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученик  называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель:
   Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
-  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное  значение в жизни человека.  

Много добрых слов в нашей речи. Слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.

- Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек,  можно судить, добрый он или нет?  (Встречаются такие люди, которые специально пользуются силой добрых слов, совершая плохие поступки и извиняясь.) Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.


Учитель:
  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Доброта - это состояние души. Но заставить человека быть добрым нельзя. Нужно хотеть быть добрым, должно быть внутреннее желание, стремление человека делать добро. Насыпать зерна птицам зимой, поделиться бутербродом с бездомной собакой, помочь перейти дорогу старику или донести тяжелую сумку старушке, уступить место в трамвае тому, кто больше тебя устал… Разве можно заставить это сделать? Это воспитывается с малолетства, собственным примером. Хотя… Если я сделала доброе дело, то кто-то рядом тоже захотел поделиться добротой… Это как цепная реакция.


5. Работа с «Солнышком».

Игровая технология.


Учитель:
  Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, как и у нашего солнышка. (на доске) А теперь давайте на лучики прикрепим качества доброго человека.

Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. И прикрепите на лучики.

  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • скромный
  • ласковый
  • счастливый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый
  1. Игра «Да- нет»

Игровая технология

Учитель:  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет».
Можно ли назвать добрым человека, который:
•   делает что-то полезное для людей;
•   делает домашнее задание за кого-то;
•   ждёт, когда его позовут на помощь;
•   переводит старушку через дорогу;
•   накормит бездомного котёнка;
•   заберёт обратно подаренную вещь;

 Какого же человека называют добрым? ( Готов прийти на помощь, делает это не ради выгоды, не напоказ, а просто так,  бескорыстно, по велению души. )

Технология проектно- исследовательского обучения

  1. Выступление второй творческой группы. Защита мини- проекта Добро и зло»


Учитель:
   Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло». Выступление второй творческой группы

ученик.:      Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил: 
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.

ученик Они борются годами 
В сказках, фильмах и в нас с вами. 
Каждый вправе выбирать 
Кому в этом помогать.

ученик Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови 
В царство зла тебе дорога.

ученик. Ну, а если ты улыбкой 
И хорошим делом тоже 
Помогаешь всем на свете, 
То добро всегда поможет.
ученик.    :      Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

ученик .:  Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт     характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и  равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

Ученик . Жестокие люди могут ранить словом, могут ударить другого человека, могут нанести рану природе: сломать ветку, поймать бабочку и оторвать у неё крылышки, разорить птичье гнездо, разрушить муравейник, убить лягушку, ящерицу и других братьев наших меньших. Но  человек связан с природой- и об этом не надо забывать! Потом мы сами же будем страдать от своих жестоких поступков по отношению к природе.

ученик .      Опомнись, вздрогни, человек! 
Перед природой ты в долгу, 
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.

ученик Твори добро, чтобы любя, 
Добро тебя нашло. 
Зла не верши, чтоб и тебя 
Не погубило зло.

ученик.        Словами, мыслями, делами 
Твори добро, борись со злом. 
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.

ученик.         Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Своё дерево доброты мы уже сделали.

В нашем классе проходила акция «Спешите  делать добро» В течение недели мы старались  сделать как можно больше добрых дел.

ученик. Помогали  бабушкам  перейти дорогу, соседке поднести сумку, придерживали  дверь в подъезде, помогали малышам  на детской площадке сесть на качели, уступали  место в транспорте, помогали  молодым  мамам  вынести коляску, кормили бездомных кошек и собак,  птиц в парке, делали  кормушки, помогали  дома маме, папе, бабушке, дедушке.

Эти дела мы обсуждали  в классе, и если они действительно оказывались  важными, нужными, добрыми, то на нашем дереве доброты распускался ещё один листок. Нам понравилось совершать добрые дела. Мы решили каждый месяц проводить в нашем классе акции доброты. А это дерево Доброты  займёт почётное место в нашем кабинете.

Технология проектно- исследовательского обучения

  1. Выступление третьей творческой группы. Защита мини- проекта Добро вокруг вас»

Учитель:   Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».


Выступление третьей творческой группы


ученик. : Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.

ученик. Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось. 
Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.

ученик.  Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым  (Раздают ребятам и гостям буклеты)

•   Делись последним с другом.   
•   Помогай людям
•   Защищай слабого
•   Не завидуй
•   Прощай ошибки другим

Помни!      Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться. 
Не кричать, а выслушивать. 
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

  1. Итог.

Технология «Педагогика сотрудничества»

Учитель:  Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

(Звучит песня «Дорога добра»)  
Обсуждение

- Приятно ли вам было увидеть свои лица на экране? А ведь это не случайно. Вы совершали добрые дела, а теперь доброта к вам вернулась: вы получили заряд бодрости и хорошего настроения от увиденного на экране.

- (Слайд 12) Ребята, совершайте добрые дела.  Делайте людям добро и будьте  уверены, они отблагодарят вас тем же.

  • Не стесняйтесь своей доброты и поделитесь ею со всеми.

  • Помните, что без добрых дел нет доброго имени.


Учитель:   17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен.  В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы. Дети дарят гостям цветы

  1. Рефлексия.

Гуманно- личностная технология.

А теперь давайте посмотрим на доску. Замечательная картина получается. Солнце, дерево, не хватает цветов. Давайте мы это исправим. Если вы были активны сегодня на классном часе, если беседа, которую мы провели сегодня, оказалась для вас полезной и поучительной, то прикрепите на доску  оранжевый цветок.  Если вы на занятии были пассивны, и вопросы, которые мы затронули в ходе классного часа, оказались для вас не достаточно понятными, то прикрепите на доску белый цветок.

На уроках окружающего мира, чтения мы будем возвращаться к этому вопросу, чтобы совершаемых вами добрых дел становилось с каждым днём всё больше и больше.

Учитель:  Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Наш классный час окончен. Всем спасибо.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа (КТД) "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса

Конспект классного часа в форме КТД "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса...

Классный час "Семья всего дороже"

Это мероприятие можно провести как совместное с детьми  родительское собрание....

Внеклассное мероприятие "Всех на свете дороже доброта"

Внеклассный час по духовно-нравственному воспитанию...

Презентация "Всех на свете дороже доброта"

Презентация к классному часу "Всех на свете дороже доброта"...

Презентация к классному часу "Всех на свете дороже доброта"

Я провела открытый классный час "Всех на свете дороже доброта"...

Классный час 2 класс "Дороже нет на свете слова"

Цель: 1. Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине.2. Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора.3. Воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к ...